Протокол обработки результатов № __
ФИО экспериментатора _______________________№ курса ____ № группы____
ФИО ученика ________________________№ школы _____№ класса ____
Дата обследования ______________________
Количество положительных выборов по первому критерию.
Количество положительных выборов по второму критерию.
Количество положительных выборов по третьему критерию.
Общее количество положительных выборов.
Аналогично составляется протокол для отрицательных выборов.
Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы, или карты групповой дифференциации. Она дает весьма наглядное представление о психологической структуре класса, о месте каждого ученика в этой структуре, о разных типах отношений, существующих в классе.
Для построения карты групповой дифференциации следует начертить 4 концентрические окружности и разделить их диаметром на две половины. Справа будут располагаться символические изображения мальчиков в виде треугольников с порядковым номером ученика, слева – соответствующие изображения девочек – кружок с номером.
Сначала на чертеже помещают тех, кто получил наибольшее число выборов. В центральном круге – ученики, которые относятся к 1 группе по числу полученных выборов; во втором кольце – те, кто входит во 2-ю группу, соответственно заполняется третье кольцо. В четвертое кольцо попадают дети, не получившие в эксперименте ни одного выбора. (О принципах деления на группы мы будем подробнее говорить ниже). Далее следует соединить прямыми линиями символические изображения учеников, взаимно выбравших друг друга.
Карта групповой дифференциации
Условные обозначения:
- мальчики - взаимная симпатия
- девочки - не взаимная симпатия
Анализ и интерпретация данных
На основе полученных данных производится качественный и количественный анализ социометрического статуса младшего школьника и оценки им своего места среди одноклассников. Анализ производится по следующим направлениям.
1. Социометрический статус учащегося в классе (по сумме «+» и « - » по всем критериям). Ученик может быть отнесен к лидерам, «отверженным», «болоту» (к лидерам, если его выбрали 75% учеников, к «отверженным» – менее 25%).
2. Уровень социальных притязаний (по количеству ожидаемых ребенком «+» и « - »: высокий, средний, низкий). Высокий уровень – если ожидает выборов от 70% одноклассников, низкий – если меньше, чем от 30%.
3. Адекватность уровня социальных притязаний (на основе сравнения уровня социальных притязаний и реального социометрического статуса ребенка: адекватный, неадекватный завышенный, неадекватный заниженный).
На заключительном этапе исследования проводится наблюдение за поведением учащихся в учебной и внеучебной деятельности, чтобы установить, соответствуют ли данные, полученные в ходе социометрического эксперимента, реальному поведению детей. Результаты наблюдения оформляются протоколом произвольной формы.
Формы отчетности
1. Протоколы бесед с учащимися.
2. Протоколы наблюдений.
3. Протоколы обработки результатов.
4. Письменный анализ результатов обследования.
5. Рекомендации к организации работы с учителем с изученными учениками и классом в целом.
Выявление характера нравственного опыта у членов коллектива
Обращение-инструкция: «Ребята, приходилось ли вам ради других в чем-то себе отказывать, чего-то лишаться, что-то отдавать? Ответить на этот вопрос можно с помощью шкалы, где крайние полюса означают: «Очень часто», «Никогда».
Очень часто Никогда
Свободное время х х
Развлечение х х
Вещь х х
Удобства х х
Первенство х х
Спокойствие х х
Безопасность х х
Похвала х х
Хорошая оценка х х
Что еще?
Нужно обвести один из крестиков на каждой «ступеньке», это и будет ответом, насколько часто или, напротив, редко приходилось поступать определенным образом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.
2. Психологические тесты. Раздел 1. /Под ред. А.А.Карелина. М., 1999.
Методика «Картинки» классных коллективов»
Детям предлагаются «картинки» описания коллектива с предшествующей инструкцией: «Ребята, сейчас я вам прочитаю сочинения двух учеников о классах, в которых они учатся. Вам нужно внимательно послушать их, а затем подумать, какой из рассказов можно принять за описание вашего класса».
Картинка 1.«Я думаю, что наш класс дружный. Почти все ребята любят школу, и только немногие приходят в класс в плохом настроении. Нам нравится играть вместе, обсуждать книги и фильмы, меняться марками, вкладышами. Но все мои друзья – мальчишки, потому что у девчонок другие интересы, и на переменах они чаще всего собираются своими группами.
Всем в классе нравятся увлекательные дела, только они бывают редко, и всегда их придумывают и организуют взрослые. Если дело получается интересным, ребята становятся сразу дружнее, и никому не хочется расходиться по домам. В такие дни нам хорошо вместе: и мальчикам, и девочкам.
Особенно здорово дела проходят, если мы сами готовим и проводим их. Плохо только, что этим чаще занимаются одни и те же ребята, а другие остаются в стороне. Или бывает, что, собравшись готовить дело, мы никак не можем начать работу, а вместо этого бегаем, шумим, дурачимся. Но хуже всего, когда кто-нибудь, кому поручено ответственное дело, не приходит и подводит весь класс.
Но, несмотря на все это, жизнь в классе может стать намного интереснее, если мы постараемся».
Картинка 2.«Я люблю свой класс. У меня много друзей, и мальчишек, и девчонок, и я точно знаю – если я заболею, то все будут переживать за меня.
Жизнь нашего класса напоминает бурное море, которое никогда не успокаивается. Сначала мы вместе планируем день, правда, при помощи взрослых, говорим о том, что и как будем делать. Потом каждый принимает участие в подготовке того дела, которое ему интересно, и не бывает так, чтобы кто-нибудь остался в стороне.
Конечно, не всегда все получается, поэтому после дела мы всегда все вместе все обсуждаем, что было хорошо, что плохо, что и как нужно исправить.
У нас в классе есть свои традиции – например, «День именинника», где все «защищают» «свое» время года – когда кто родился. На этот праздник приходят наши родители и друзья.
Вообще все мы большая, дружная семья, у которой радости и беды, успехи и неудачи общие».
Дети на листочке бумаги выбирают первую или вторую картинки.
Методика «Цветопись» (по А.Н. Лутошкину)
Детям предлагается с помощью специальных обозначений ежедневно заполнять «дневник» своего настроения, а затем учитель составляет цветоматрицу, в которой против каждой фамилии закрашивается указанный ребенком цвет. Использовать такой дневник постоянно – дело трудоемкое, но в определенные периоды (например, если педагогу нужно проследить эмоциональное воздействие каких-то событий на класс) весьма полезно.
Мое настроение сегодня
Дата | Мое настроение сегодня | Возможная причина | Мне кажется, что настроение класса сегодня |
- Восторженное (красный).
- Радостное, теплое (оранжевый).
- Светлое, уравновешенное (зеленый).
- Не удовлетворен, напряженное (синий).
- Тревожное (фиолетовый).
- Полный упадок, уныние (черный).
Примечание:на листке в клетке пересечения даты и сегодняшнего настроения необходимо указать порядковый номер причины этого настроения, как то:
- Состояние здоровья, самочувствие.
- Общеклассные дела.
- Настроение класса.
- Отношения в классном коллективе.
- Отношения с учителями.
- Отношения с одноклассниками.
- События в классе.
- Мои отношения с близкими друзьями.
- Недовольство собой.
- Неприятности дома.
- Очень личное.
- Погода.
- Успехи, неуспехи в школе.
- Просто устал, за день не было ничего интересного, нового.