Принятие людей с особенностями развития
Данная методика игротерапевтических занятий развивает в детях способность самоидентифицироваться ("я так же, как и все, люблю, когда обо мне заботятся"), с одной стороны, и видеть в каждом человеке его особенности ("только у Веры такие нежные руки", "только я обижаюсь на громкий голос") — с другой, т. е. видеть не диагноз, а лишь человеческие качества. В игротерапевтических занятиях используются телесно-ориентированные психотехники, когда переживания детей усваиваются на базовом физиологическом уровне (тепло-холодно, приятно-неприятно и т.п.) без моральных, оценочных суждений (хорошо-плохо). Ниже приводится примерный график занятий.
Занятие 1. "Лабиринт". Дети разбиваются на пары, в которых — один в роли ведущего, другой — ведомого. У ведомого завязаны глаза. Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем, по маршруту, построенному из мягкого конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и т.п. Затем дети меняются ролями.
Занятие 2."Научи меня говорить". Все участники (дети и взрослые) выступают в роли людей с трудностями общения, неговорящих и общаются с помощью жестов, знаков, специальных символов, нарисованных на майках.
Занятие 3."Танцы руками". Занятия проводятся в парах под музыку, разную по темпу и настроению — расслабляющую, активную, грустную и т.п. Тело одного ребенка становится танцевальной площадкой для рук другого.
Каждое занятие традиционно заканчивается чаепитием с обсуждением, где каждый делится своими впечатлениями: кем понравилось быть — ведущим или ведомым, есть ли разница, с кем играть в паре и т.п. Также все обсуждают план следующего занятия.
Практическая детская конфликтология
Эта методика помогает детям справиться с подавленной агрессией, осознать свои желания и найти способы их удовлетворения. Они также осваивают следующие умения: соблюдать правила, договариваться, учитывать мнение другого, отказывать, выигрывать и проигрывать.
Занятие 1.Бои по правилам. Цель — отработка подавленной агрессии. Рыцарский турнир. Бокс. Бой подушками на перекладине. Каждое из занятий оформляется по теме. И каждый из детей вступает поочередно друг с другом в бой, соблюдая принятые правила. На занятии используются только безопасные материалы (воздушные шарики, мягкие подушки).
Занятие 2."Сам такой". Цель — отработка подавленной оральной агрессии. Дети образуют полукруг, один из них стоит напротив и кидает подушку по очереди в каждого ребенка, обзывая его каким-нибудь фруктом (или овощем, транспортом и т.п. — может быть использована любая тема, кроме Животных), в ответ дети кидают подушку, говоря "сам такой" или "сама такая".
Занятие 3.Игры с парашютом. Цель — развитие коммуникации, умения работать в команде. Дети берут парашют (большое полотнище без строп) за лямки и вместе выполняют различные упражнения, которые требуют сплоченности команды (например, подкидываем мячик, бегаем по кругу как на карусели, по команде залезаем под парашют и устраиваем "кучу-малу").
Занятие 4.Цель — развитие навыков планирования своих действий, умение работать совместно. Игры с туалетной бумагой (подробно описаны в методике по проведению групповой игротерапии).
Занятие 5. Разыгрывание по ролям конфликтных ситуаций (со сменой ролей) и способов их решения. У ведущих имеются заготовленные сюжеты для конфликтных ситуаций и способов их разрешения и им посвящена первая половина занятий, вторая же половина состоит из предложенных детьми ситуаций и способов.
Все мы похожи
Эти занятия разработаны на основе книги "Мы все так похожи", изданной Дорлинг Киндерсли в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, а также изучения национальных особенностей детей из бывших союзных республик.
Занятия 1-12.На этих занятиях мы знакомимся с ребятами из разных стран мира, которые рассказывают о своем доме, школьных уроках, книгах, игрушках и любимой еде. Затем, мы делимся впечатлениями и планируем обязательно включить в наши занятия то из их культур, что можно сделать реально — попробовать национальную еду или примерить национальную одежду, построить или нарисовать дом, изготовить национальные сувениры.
Занятия по первым двум направлениям — "принятие людей с особенностями развития" и "детская практическая конфликтология" —дают очень хорошие результаты. Эффект от некоторых занятий можно увидеть сразу — уменьшается деструктивная агрессивность, разрушительность, появляются позитивные навыки разрешения конфликтов, которые дети переносят в свою жизнь и используют в свободной игре. Занятия по формированию толерантности к национальным особенностям выводят ребенка на более высокий уровень рефлексии — иначе организуются эмоциональная жизнь ребенка и интеллектуальная деятельность, расширяется его жизненное пространство. Работа по этим направлениям будет продолжаться и усовершенствоваться.
Занятие по развитию толерантного самосознания (личностного и профессионального) у родителей и специалистов
Мы исходили из того, что у родителей, которые не сдают детей в интернаты, возникают большие трудности. Группы организуются по запросу родителей при обращении к психологам за консультациями. Занятия в группе направлены на выявление и проработку страхов, агрессии, связанных с неприятием тяжелых заболеваний, национальных особенностей, социальной изоляции, и проводятся с периодичностью 1 раз в месяц.
Как показал опрос, подобные чувства испытывают в той или иной степени родители всех детей нашего детского сада. Например, родители мальчика с синдромом Дауна, воспитывающегося в семье с рождения, были озабочены, не повлияет ли на него отрицательно общение с мальчиком с тем же синдромом Дауна, но прожившим первые 3 года своей жизни в детском доме. Или ребенок спрашивает у родителя: "Почему он все время дерется?", а родитель не знает, как объяснить, и сам пугается за своего ребенка, невольно продуцируя тревожность и страхи.
В работе используются лекции, беседы, фольклорные игры, гештальт-терапия, телесно-ориентированные психотехники по темам "Страхи", "Чужой, Другой", "Особенности взаимодействия детей и родителей", "Особый ребенок и общество", "Различные стили воспитания", "Особенности развития или индивидуальные черты?".
У специалистов возникают не меньшие сложности.
Например, когда мы писали программу праздника и включили в нее игры с инвалидной коляской, то наши воспитатели, методисты, психологи выступили категорически против нее. Даже, у них, работающих с этими детьми, ратующих за интеграцию, срабатывает сложившийся стереотип и скорее жалость, сочувствие, а не отношение как к равному. Или в случае конфликта между детьми они возмущаются: "Представляете! Мальчик "в норме" побил девочку с синдромом Дауна!". Плохо, конечно. Но плохо, что мальчик побил девочку.