Глава 4. Пути преодоления профессиональной деформации

Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Своевременно заметив симптомы, можно справиться с болезнью самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверные признаки, человек рискует дойти до последний ступени развития этой опасной хвори, и для возвращения в норму ему потребуется квалифицированное лечение и долгий период восстановления.

Один из самых действенных способов профилактики эмоционального сгорания можно назвать «Предупрежден — значит вооружен». Методики своевременного и компетентного информирования представителей коммуникативных специальностей о симптомах профессиональной деформации и факторах, способствующих его развитию, широко применяются как за рубежом, так и в нашей стране.

Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать» всяческие проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.

Важно отметить ещё один аспект, которому в большинстве источников не уделено внимание – это апатия и потеря интереса, развивающиеся у работников, которые в середине карьеры бросают учёбу и как бы перестают развиваться. Они полагаются на устоявшие модели общения с клиентами, то есть относятся к каждому новому клиенту, как к повторению предыдущего.

Важным аспектом для предоставления качественных услуг является внедрение на рабочем месте принципов супервизии. Супервизия даёт возможность социальному субъекту посмотреть на себя «со стороны», проверить собственные знания, обсудить с коллегами сложившуюся ситуацию, возникшие трудности в работе с клиентом, провести анализ проведённой работы и составить план работы на следующий период. Помимо этого, супервизия способствует укреплению веры как в свои силы, так и в возможности клиента.

Для профилактики профессиональной деформации вокруг сотрудника нужно создать обучающую среду, у него должны быть чётко определены обязанности и рабочая нагрузка.

Качества, помогающее избежать специалисту профессиональной деформации:

-хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своём физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);

-высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;

-опыт успешного преодоления профессионального стресса;

-способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

-высокая мобильность;

-открытость;

-общительность;

-самостоятельность;

-стремление опираться на собственные силы;

-способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей из жизни вообще.

Знать об этом явлении недостаточно для самостоятельной борьбы с ним. Необходимо научиться справляться с эмоциональной перегрузкой. Самый общий (но от того не менее хороший) совет — ежедневно снимать напряжение с помощью спорта, медитаций, музыки и т. п. Каждый человек знает, что подходит именно ему. Главная задача — добиться полной релаксации.

Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно делать пятиминутный перерыв.

Очень важно четко разделять личное и профессиональное пространства жизни. Конечно, порой приходится жертвовать частными интересами ради срочных дел, но не каждый же день. Специалисты советуют не отказываться от хобби даже при крайне напряженном расписании, искать интересные дела, никак не связанные с профессией, находить в себе силы для тесного общения с близкими.

Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Необходимо делиться с окружающими, говорить о своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, не только можно разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дать возможность выговориться собеседнику.

Другими словами, человеку необходимо иметь помимо работы насыщенную и яркую жизнь, тогда и в профессиональном смысле он будет успешен.

Заключение

Профессиональная деформация представляет собой изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Наиболее сильное влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми. Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.

Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать» всяческие проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.

Список использованной литературы:

1. Карпов А.В. Психология труда: учебник для студентов вузов / А.В. Карпов. – М.: Владос – Пресс, 2005. – 352 с. – (Профессиональное образование).

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. – СПБ.: Речь, 2004. – 272 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – Пресс, 2000. – 375 с. - (Профессиональное образование).

4. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете: учебник для студентов вузов / А.Е. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2004. – 117 с. - (Профессиональное образование).

5. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: учебник для студентов вузов / Е.И. Рогов. – М.: Владос – Пресс, 1998. – 496 с. – (Профессиональное образование).

6. Жичкина А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. - М.: Дашков и Ко, 2004. – 65 с.

7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: Владос – Пресс, 1998. – 375 с.

8. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПБ.: Речь, 2004. – 43 с.

9. Повойский В.П. Сборник научных трудов «Профессиональная деформация и проблемы профессионализма». 2001, №2/ www.psymanager.ru.

10. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации. Москва: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 333с.

Наши рекомендации