Тема 1.1. Филоонтогенез нервной системы
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА
Содержание теоретического курса включает в себя 16 часов лекционных занятий, которые объединены в три раздела. Тематика лекций представлена в таблице 1.
Таблица 1 Структура и содержание теоретической части дисциплины
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Объем, часов | Тема лекции |
1. Общие вопросы организации и строения нервной системы человека | Общие данные о нервной системе и её значение для организма. | ||
Общий принцип построения нервной системы. Разнообразие нейронов, рецепторов, строение нейроглии. | |||
2. Общие принципы строения спинного и заднего отделов мозга | Строение и функции спинного мозга. | ||
Строение и функции заднего мозга. Ромбовидная ямка. | |||
3. Общие принципы строения высших отделов головного мозга | Общий план строения и функции среднего мозга. | ||
Промежуточный мозг. Общий план строения, функции гипоталамуса, как нейроэндокринного центра. Эпиталамус. | |||
Конечный мозг. Полушария головного мозга. Строение коры. | |||
Базальные ядра. Экстрапирамидная система. Обонятельный мозг. | |||
Итого: |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
На семинарские занятия по анатомии ЦНС отведено в учебном плане 18 часов аудиторного времени. Тематика занятий представлена в таблице 2.
Таблица 2 Структура семинарских занятий по дисциплине
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Объем часов | Тема практического занятия |
1. Общие вопросы организации и строения нервной системы человека | Филоонтогенез нервной системы | ||
Особенности строения и функционирования рефлекторной дуги. | |||
Вегетативная (автономная) нервная система | |||
2. Общие принципы строения спинного и заднего отделов мозга | Проводящие пути спинного мозга. | ||
Анатомо-физиологические особенности ядер черепных нервов. | |||
3. Общие принципы строения высших отделов головного мозга | Ретикулярная формация, строение и функции. | ||
Анатомические особенности работы анализаторов I и II сигнальных систем | |||
Лимбическая система. Лимбикоретикулярный комплекс. | |||
Особенности функционирования органов чувств | |||
Итого: |
Раздел 1. Общие вопросы организации и строения нервной системы человека
Тема 1.1. Филоонтогенез нервной системы
Ранние стадии филогенеза нервной системы. Эволюция спинного и головного мозга позвоночных. Мозг человека и его отличия от мозга других приматов.
Онтогенез нервной системы. Нервная система плода. Периоды онтогенеза. Определение критического периода. Критические и сензитивные периоды в развитии ЦНС. Врожденные пороки развития. Международная классификация ВПР ЦНС.
Виды заданий для самоподготовки по теме:
1) Составить вопросы-суждения по дидактическому материалу темы (приложение 15);
2) Подготовить аннотации источников литературы по теме (приложение 2);
3) Составить фреймы по разделам темы (приложение 8);
4) Подготовить доклад и электронную презентацию по врожденным порокам развития ЦНС (приложение 15);
5) Работа с тестовыми заданиями по теме (приложение 7).
Рекомендуемая литература для изучения темы:
а) основная:
1. Кондрашов, А. В. Анатомия нервной системы. Медицинский атлас [Текст] / А. В. Кондрашов, О. А. Каплунова – М. : Эксмо, 2010. – 256 с.
2. Нервная система человека: строение и нарушения [Текст] : атлас / ред. Астапов В. М. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 72 с.
3. Николаев, В. Г. Анатомия центральной нервной системы [Текст] : учебное пособие для студентов по специальности психология / В. Г. Николаев, Е. П. Шарайкина, В. П. Ефремова. - Красноярск : СибГТУ, 2004. – 176 с.
4. Хомутов, А. Е. Анатомия центральной нервной системы [Текст] / А. Е. Хомутов, С.Н. Кульба. – Ростов-на-Дону: Феникс. - 2010. – 320 с.
б) дополнительная:
1. Буреш, Я. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. [Текст] / Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. - М.: Высшая школа. - 1991.
2. Беленков, Н. Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. [Текст] / Беленков Н.Ю. - М.: Медицина. - 1980.
3. Оленев, С. Н. Развивающийся мозг [Текст] / С. Н. Оленев. – Л., 1992. – 314 с.
4. Савельев, С. В. Практикум по анатомии мозга человека: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / С. В. Савельев, М. А. Негашева. - 2010. – 192 с.
5. Сергеев, Б. Как мозг учился думать [Текст] / Б. Сергеев. – М.: Цитадель. - 1995. - 188 с.