Тема 1.1. Филоонтогенез нервной системы

СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Содержание теоретического курса включает в себя 16 часов лекционных занятий, которые объединены в три раздела. Тематика лекций представлена в таблице 1.

Таблица 1 Структура и содержание теоретической части дисциплины

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема лекции
1. Общие вопросы организации и строения нервной системы человека Общие данные о нервной системе и её значение для организма.
Общий принцип построения нервной системы. Разнообразие нейронов, рецепторов, строение нейроглии.
2. Общие принципы строения спинного и заднего отделов мозга Строение и функции спинного мозга.
Строение и функции заднего мозга. Ромбовидная ямка.
3. Общие принципы строения высших отделов головного мозга Общий план строения и функции среднего мозга.
Промежуточный мозг. Общий план строения, функции гипоталамуса, как нейроэндокринного центра. Эпиталамус.
Конечный мозг. Полушария головного мозга. Строение коры.
Базальные ядра. Экстрапирамидная система. Обонятельный мозг.
Итого:  

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

На семинарские занятия по анатомии ЦНС отведено в учебном плане 18 часов аудиторного времени. Тематика занятий представлена в таблице 2.

Таблица 2 Структура семинарских занятий по дисциплине

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем часов Тема практического занятия
1. Общие вопросы организации и строения нервной системы человека   Филоонтогенез нервной системы
Особенности строения и функционирования рефлекторной дуги.
Вегетативная (автономная) нервная система
2. Общие принципы строения спинного и заднего отделов мозга Проводящие пути спинного мозга.
Анатомо-физиологические особенности ядер черепных нервов.
3. Общие принципы строения высших отделов головного мозга Ретикулярная формация, строение и функции.
Анатомические особенности работы анализаторов I и II сигнальных систем
Лимбическая система. Лимбикоретикулярный комплекс.
Особенности функционирования органов чувств
Итого:  

Раздел 1. Общие вопросы организации и строения нервной системы человека

Тема 1.1. Филоонтогенез нервной системы

Ранние стадии филогенеза нервной системы. Эволюция спинного и головного мозга позвоночных. Мозг человека и его отличия от мозга других приматов.

Онтогенез нервной системы. Нервная система плода. Периоды онтогенеза. Определение критического периода. Критические и сензитивные периоды в развитии ЦНС. Врожденные пороки развития. Международная классификация ВПР ЦНС.

Виды заданий для самоподготовки по теме:

1) Составить вопросы-суждения по дидактическому материалу темы (приложение 15);

2) Подготовить аннотации источников литературы по теме (приложение 2);

3) Составить фреймы по разделам темы (приложение 8);

4) Подготовить доклад и электронную презентацию по врожденным порокам развития ЦНС (приложение 15);

5) Работа с тестовыми заданиями по теме (приложение 7).

Рекомендуемая литература для изучения темы:

а) основная:

1. Кондрашов, А. В. Анатомия нервной системы. Медицинский атлас [Текст] / А. В. Кондрашов, О. А. Каплунова – М. : Эксмо, 2010. – 256 с.

2. Нервная система человека: строение и нарушения [Текст] : атлас / ред. Астапов В. М. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 72 с.

3. Николаев, В. Г. Анатомия центральной нервной системы [Текст] : учебное пособие для студентов по специальности психология / В. Г. Николаев, Е. П. Шарайкина, В. П. Ефремова. - Красноярск : СибГТУ, 2004. – 176 с.

4. Хомутов, А. Е. Анатомия центральной нервной системы [Текст] / А. Е. Хомутов, С.Н. Кульба. – Ростов-на-Дону: Феникс. - 2010. – 320 с.

б) дополнительная:

1. Буреш, Я. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. [Текст] / Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д.П. - М.: Высшая школа. - 1991.

2. Беленков, Н. Ю. Принцип целостности в деятельности мозга. [Текст] / Беленков Н.Ю. - М.: Медицина. - 1980.

3. Оленев, С. Н. Развивающийся мозг [Текст] / С. Н. Оленев. – Л., 1992. – 314 с.

4. Савельев, С. В. Практикум по анатомии мозга человека: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / С. В. Савельев, М. А. Негашева. - 2010. – 192 с.

5. Сергеев, Б. Как мозг учился думать [Текст] / Б. Сергеев. – М.: Цитадель. - 1995. - 188 с.

Наши рекомендации