Исследование состояния звукопроизношения
Цели
Выявить:
• нарушение звукопроизношения всех групп звуков:
а) гласные ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]);
б) глухие и звонкие парные согласные ([п—б], [в—ф], [д—т], [г—к]) в твердом и мягком звучании;
в) свистящие, шипящие, аффрикаты ([с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч],
[щ]);
г) сонорные ([р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н']);
• позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях;
• характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).
Процедура исследования
1. Ребенок повторяет последовательно за логопедом все группы звуков.
2. Произношение звуков в словах и предложениях проверяется двумя способами: ребенку предлагают самостоятельно называть картинки и составлять предложения по картинкам; ребенку предлагают вслед за логопедом повторять названия картинок и повторять предложения.
Детям с дефицитом внимания рекомендуется оставлять открытой только одну картинку на листе.
Для исследования состояния звукопроизношения используется альбом по обследованию звуковой стороны речи («Дидактический материал по обследованию речи детей» О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой).
Критерии оценивания
3 балла. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет.
2 балла. Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков.
1 балл. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.
0 баллов. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.
Исследование состояния дыхательной и голосовой функций
Цели
Выявить:
• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);
• объем дыхания (достаточный, недостаточный);
• продолжительность речевого выдоха;
• силу голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);
• модуляцию голоса (модулированная, немодулированная).
Процедура исследования
Сила и модуляция голоса оцениваются в процессе обследования и наблюдения за ребенком.
Задание 1. Ребенку предлагают лечь на спину, закрыть глаза, сделать выдох, а затем медленный глубокий вдох. Одна рука логопеда располагается на груди ребенка, а другая в области пупка. Таким образом логопед определяет тип физиологического дыхания и его объем.
Задание 2. Ребенка просят сделать вдох, а затем на выдохе произносить фразу, постепенно ее наращивая: «Лиса», «Это лиса», «Это след лисы», «Это след рыжей лисы», «Это след рыжей хитрой лисы», «Это свежий след рыжей хитрой лисы».
Критерии оценивания
3 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафраг- мальный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха не менее 4 слов — 4 года, 5 слов— 5 лет, 6 слов — 6 лет. Голос нормальной силы, модулированный.
2 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха: 3—4 слова — 4 года, 4—5 слов — 5 лет, 5—6 слов — 6 лет. Голос нормальный, тихий или громкий, модулированный.
1 балл. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем дыхания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха: 2—3 слова — 4 года, 3—4 слова — 5 лет, 3—4 слова — 6 лет. Голос тихий или громкий, немодулированный.
0 баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.
Исследование состояния просодических компонентов речи
Цели
Выявить:
• характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный), ритма (нормальный, дисритмия), паузации (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;
• способность употреблять основные виды речевой (повествовательная, вопросительная, восклицательная) и эмоциональной интонации.
Процедура исследования
Темп, ритм, паузация оцениваются в процессе обследования и наблюдения за ребенком.
Задание 1. Ребенку предлагается после предварительной тренировки произнести одно и то же предложение с соответствующей знаку интонацией (.?!).
Задание 2. Ребенку показывают пиктограммы с изображением эмоций (удивление, испуг, радость, грусть) и просят произнести одно из междометий («ай», «ах», «эх», «ох») или предложенное слово с эмоциональной окраской, соответствующей каждой пиктограмме.
Критерии оценивания
3 балла. Темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой и эмоциональной интонации (4 года — повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть; 5—6 лет — повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть, удивление, испуг).
2 балла. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. Испытывает затруднение при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. В речи преобладает повествовательная интонация.
1 балл. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы дисритмии или дисритмия. Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует.
0 баллов. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная.
IV.2. Речевые психические функции
IV.2.1. Фонематические процессы
Исследование состояния фонематического восприятия
Цели
Выявить, дифференцирует ребенок или не дифференцирует:
• оппозиционные звуки;
• оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;
• звуки, смешиваемые в произношении.
Процедура исследования
Задание 1. Различение оппозиционных звуков. Ребенку предлагают отраженно повторять вслед за логопедом цепочки слогов.
4года
ба — па па — ба
га — ка ка — га
та — да да — та
ма — ба ба — ма
ва — ка ка — ва
ня — на на — ня
5лет
ба — па — ба па — ба — па
да — та — да та — да — та
га — ка — га ка — га — ка
та — тя — та тя — та — тя
са — за — са за — са — за
ша — жа — ша жа — ша — жа
6лет
са — ша — са ша — са — ша
са — ца — са ца — са — ца
ча — тя — ча тя — ча — тя
ща — чя — ща ча — ща — ча
ща — ся — ща ся — ща — ся
ла — ля — ла ля — ла — ля
Задание 2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать картинку с указанным изображением.
4года
Кот — кит; дом — дым.
Мышка — мишка; уточка — удочка.
5лет
Почка — бочка; трава — дрова.
Корка — горка; сова — софа.
6 лет
Пашня — башня; катушка — кадушка.
Крот — грот; мышка — мошка.
Задание 3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать изображение на картинке.
4года
Коса — коза; кочка — кошка.
Миска — мишка; малина — Марина.
5лет
Суп — зуб; челка — щелка.
Сайка — чайка; Галка — галька.
6лет
Собор — забор; касса — каша.
Сук — жук; лук — люк.
Критерии оценивания
3балла. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.
2 балла. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.
1 балл. Ребенок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.
0баллов. Задания не выполняет совсем.
Исследование состояния фонематического анализа и синтеза
Цели
1. Выявить, выделяет ли ребенок заданный звук из слова (4 года), начальный ударный гласный из слова (5 лет).
2. Выявить способность ребенка (6 лет) выделить конечный и начальный согласные в слове; определить последовательность и количество звуков в слове.
4года
Процедура исследования
Ребенку предлагают послушать, «как рычит собака», и произносят продолжительный звук «р-р-р-р». Затем ребенку предлагают послушать слова и просят его хлопнуть в ладоши, если он услышит в слове «рычание собаки». Логопед произносит в словах продолжительный звук [р-р-р-р]: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон.
Критерии оценивания
3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук.
2балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается.
1балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки.
0баллов. Задания не выполняет совсем.
5лет
Процедура исследования
Ребенку предлагают выделить звук в начале слова, который звучит дольше других. Логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук: астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.
Критерии оценивания
3балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук.
2балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается.
1балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки.
0баллов. Задания не выполняет совсем.
6лет
Процедура исследования
Задание 1. Ребенку предлагают выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.
Задание 2. Ребенку предлагают выделить первый звук в слове: мост, пол, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка.
Задание 3. Ребенку предлагают определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.
Задание 4. Ребенку предлагают определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.
Критерии оценивания
3балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове.
2балла. Ребенок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах.
1балл. Ребенок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки.
0баллов. Задания не выполняет совсем.
Исследование звукослоговой структуры слов
Цель
Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.
Процедура проведения
Ребенку показывают картинку и называют соответствующее ей слово или предложение. Затем просят ребенка повторить за ним это слово или предложение.
4года
Кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.
5лет
Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.
6лет
Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.
Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрестке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Критерии оценивания
3 балла. Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуко- наполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.
2 балла. Ребенок повторяет большинство слов правильно. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребенок может их исправить.
1 балл. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. При повторении ошибки сохраняются.
0баллов. Отказывается от выполнения задания.
IV.2.2. Импрессивная сторона речи
Исследование пассивного словаря
Цели
1. Определить объем словаря и соответствие его возрастной норме.
2. Проверить понимание имен существительных.
3. Проверить способность ребенка к обобщению.
4. Исследовать понимание ребенком глаголов и прилагательных.
5. Проверить понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.
Процедура исследования
Задание 1. Ребенка просят показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета.
4года
Мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; дом, крышу дома; машину, колеса машины; собаку, уши собаки, глаза собаки.
5лет
К вышеперечисленным предметам добавляются: живот и шея мальчика, девочки; окна и дверь дома, балкон и труба на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; кабина и кузов грузовика; туловище и голова собаки.
6лет
Ко всем вышеуказанным предметам добавляются: локти и колени девочки, мальчика; пуговицы, воротники и манжеты на одежде девочки, мальчика; фары грузовика; лапы собаки.
Задание 2. Для исследования словаря существительных используются картинки с изображениями по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт». Ребенку предлагают показать на картинках предметы.
4года
Куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли.
5лет
К вышеперечисленным предметам добавляются: кресло, диван, шкаф, капуста, помидор, репка, яблоко, груша, апельсин, петух, гусь, утка.
6лет
Ко всем вышеуказанным предметам добавляются: корова, собака, кошка, медведь, лиса, заяц, скворец, ласточка, грач, автобус, самолет, фургон.
Задание 3. Для проверки способности ребенка к обобщению ребенку предлагают выбрать картинки по темам.
4года
«Игрушки», «Обувь», «Одежда».
5лет
«Игрушки», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».
6лет
К вышеуказанным добавляются: «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».
Задание 4. Для проверки понимания глаголов ребенка просят показать на картинках конкретные действия.
4года
Девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует.
5лет
Летит, плывет, идет, прыгает, ползет.
6лет
Строит, убирает, продает, покупает.
Задание 5. Для проверки понимания прилагательных ребенку предлагают показать на картинках определенные признаки предметов.
4года
Большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкая еда, кислая; круглый торт, квадратный.
5лет
Круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».
6лет
Прямоугольная и многоугольная салфетки; молодой и старый человек; веселый и грустный мальчики; высокий и низкий дома.
Задание 6. Проверяем понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.
4 года
Ребенку предлагают сначала показать картинку «Мальчик поздравляет девочку», а потом — картинку «Девочка поздравляет мальчика».
Выясняют, знакома ли ребенку сказка «Репка», и задают по сказке ряд вопросов и заданий: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи» и др. Если ребенок не знает сказки, ее рассказывают ему с опорой на картинки и только после этого ребенку предлагают ответить на вопросы.
5лет
1. Ребенку предлагают сначала показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом — картинку «Мальчик бежит за собакой».
2. Ребенку предлагают ряд заданий и вопросов по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Покажи. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».
6лет
1. Ребенку предлагают сначала показать на картинке бабочку, которая сидит на распустившемся цветке, а потом — бабочку, которая сидит на еще не распустившемся цветке.
2. Ребенку предлагают ряд заданий и вопросов по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи».
Критерии оценивания
3 балла. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, хорошо ориентируется в содержании знакомой сказки.
2 балла. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, ориентируется в содержании знакомой сказки.
1 балл. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и прилагательных значительно ниже возрастной нормы. Владеет лишь отдельными простейшими обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает только с помощью логопеда, с трудом ориентируется в содержании знакомой сказки.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.
Исследование понимания различных форм словоизменения
Цель
Исследовать понимание ребенком различных грамматических категорий (форм словоизменения, предложно-падежных конструкций, уменьшительных суффиксов, глаголов единственного и множественного числа).
Процедура исследования
а |
Проверка понимания ребенком различных форм словоизменения.
Задание 1. Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных.
Ребенка просят показать на картинках изображения предметов, животных.
4года
Кот — коты; дом — дома; ведро — ведра; кукла — куклы; груша — груши.
5лет
Глаз — глаза; окно — окна; стул — стулья; лист — листья.
6лет
Пень — пни; перо — перья; рукав — рукава; гнездо — гнезда; ухо — уши.
Задание 2. Дифференциация предложно-падежных конструкций.
Ребенка просят показать на картинках указанные изображения.
4года
Цыпленка, стоящего в корытце, на корытце, у корытца.
5лет
К указанным выше изображениям добавляются: цыпленок, который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, ходит по крыльцу.
6лет
Ко всем указанным выше изображениям добавляются: цыпленок, который выглядывает из ведра, из-за крыльца, сидит над корытцем.
Задание 3. Дифференциация существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Ребенка просят показать на картинках изображения предметов.
4года
Стол — столик; машину — машинку; ведро — ведерко.
5лет
Носок — носочек; чашку — чашечку; окно — окошечко.
6лет
Нож — ножичек; рукавицу — рукавичку; одеяло — одеяльце.
Задание 4. Дифференциация глаголов с различными приставками.
Ребенку предлагают последовательно показать на картинках конкретные действия.
4 года
Девочку, которая наливает воду в чашку; выливает воду из чашки; поливает цветы.
5 лет
Птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку.
6 лет
Показать мальчика, который переходит дорогу; перебегает дорогу; подбегает к дому.
Критерии оценивания
3балла. Ребенок хорошо понимает различные формы словоизменения.
2 балла. Ребенок понимает не все формы словоизменения.
1 балл. Ребенок понимает лишь простейшие формы словоизменения.
0баллов. Задания не выполняет совсем.
Исследование понимания отдельных предложений и связной речи
Цели
Исследовать понимание ребенком:
• отдельных предложений;
• содержания знакомой сказки.
Процедура проведения
Задание 1. Исследуем понимание предложений. Ребенка просят показать картинку с конкретным изображением.
4года
«Мальчик поздравляет девочку»;
«Девочка поздравляет мальчика».
5лет
«Собака бежит за мальчиком»;
«Мальчик бежит за собакой».
6лет
«Бабочка сидит на цветке, который уже распустился»;
«Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился».
Задание 2. Исследуем понимание содержания знакомых сказок. Сначала выясняем, знакома ли ребенку сказка. Если ребенку сказка незнакома, ему рассказывают ее с опорой на картинку и только после этого задают по ней вопросы или просят показать картинки.
4года
«Репка»:
«Что посадил дед? Покажи»;.
«Кто стал репку тянуть? Покажи»;
«Кого позвал дед? Покажи»;
«Кого позвала бабка? Покажи»;
«Кого позвала внучка? Покажи»;
«Кого позвала Жучка? Покажи»;
«Кого позвала кошка? Покажи»;
«Кто помог вытянуть репку? Покажи» и др.
5лет
«Колобок»:
«Кто испек Колобка?»;
«Из чего бабка испекла Колобка?»;
«Куда покатился Колобок?»;
«Кого первого встретил Колобок в лесу?»;
«Какую песенку спел Колобок зайчику?»;
«Кого он встретил потом?»;
«Почему Колобок сел лисе на нос?» и др.
6лет
«Теремок»:
«Где стоял теремок?»;
«Кто его увидел первым?»;
«Кого пустила мышка в теремок?»;
«Кто пришел после лягушки?»;
«Что делали в теремочке зайка, волк?»;
«Почему медведь сломал теремок?».
Критерии оценивания
3 балла. Ребенок хорошо понимает содержание предложений и сказок. Уверенно отвечает на вопросы или показывает соответствующие картинки.
2 балла. Ребенок понимает содержание предложений и сказок. Возможны незначительные несущественные неточности.
1 балл. Ребенок понимает вопросы не сразу, требуется повторить вопрос несколько раз, при ответах допускает существенные ошибки и неточности.
0 баллов. Не отвечает на вопросы, картинки не показывает.
IV.2.3. Экспрессивная сторона речи
Исследование общей характеристики экспрессивной речи
Цели
Выявить:
• характер экспрессивной речи (понятная или нет, четкая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы, достаточно интонированная или монотонная);
• соответствует последовательность слов в предложении грамматической норме или отличается от нормы.
Критерии оценивания
3балла. Речь ребенка понятная, четкая, интонированная, связная, последовательность слов в предложении соответствует грамматической норме, звукослоговую структуру слов не нарушает.
2 балла. Речь ребенка понятная, но недостаточно четкая, состоит из распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с нестойкими аграмматизмами, интонирования. Отмечаются отдельные нарушения звукослоговой структуры сложных слов.
1 балл. Речь ребенка непонятная, нечеткая, состоящая из отдельных слов или из простых нераспространенных предложений с грубым нарушением звукослоговой структуры слов, монотонная.
0 баллов. Речь состоит из отдельных искаженных и упрощенных слов.
Исследование состояния активного словаря
Цели
Выявить объем словаря:
• номинативного (существительных по различным лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов);
• предикативного (глаголов);
• атрибутивного (названия цвета и формы).
Процедура исследования
Исследование номинативного словаря
Задание 1. Ребенку предлагают вспомнить и назвать слова, обозначающие предметы соответствующих групп.
4года
«Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь».
5лет
«Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт».
6лет
«Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».
Задание 2. Ребенку предлагают узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов.
4года
Ноги, руки, голова, глаза, уши; спинка стула, сиденье стула, ножки стула; кузов машины, колеса машины.
5лет
Нос, рот, шея, живот, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина машины.
6лет
Локоть, ладонь, затылок, висок; манжета, петля для пуговицы; фары, мотор.
Задание 3. Ребенку предлагают назвать одним словом изображения нескольких предметов.
4года
Игрушек, одежды, обуви.
5лет
Мебели, овощей, фруктов, птиц.
6лет
Ягод, насекомых, животных, транспорта.
Задание 4. Ребенку предлагают подобрать слова-антонимы («сказать наоборот») и пары слов.
6 лет
Друг — враг, горе — радость, легкий — тяжелый, давать — брать, добро — зло, горячий — холодный, длинный — короткий, поднимать — опускать.
Исследование предикативного словаря
Проверяя состояние глагольного словаря, ребенку предлагают перечислить, что делают те, кто изображен на картинках.
4года
Мальчик ест, девочка спит, дети играют, птица летит, рыбки плавают, машины едут.
5лет
Ребенка просят ответить на вопросы.
1. «Кто как передвигается?» (без зрительной опоры). (Птицы летают, рыбы плавают, змея ползает, лягушка ползает, человек ходит.)
2. «Как подают голос разные животные?» (Собака лает, корова мычит, петух кукарекает.)
6 лет
Ребенка просят ответить на вопросы, предварительно показывают образец.
1. «Как подают голос разные животные?» (Кукушка кукует, волк воет, лошадь ржет, овца блеет.)
2.«Что делают люди разных профессий?» (Учитель учит, продавец продает, маляр красит, швея шьет.)
Исследование атрибутивного словаря
Задание 1. Ребенку предлагают рассмотреть на картинке разноцветные чашки, блюдца и носки. Затем ребенка просят назвать предмет и его цвет на картинке по показу.
4года
Красную, синюю, желтую, белую, черную чашки.
5лет
Квышеперечисленнымдобавляются: оранжевая,розовая,голубаячашки.
6лет
Ко всем вышеперечисленным предметам добавляются: фиолетовые, серые и коричневые носки.
Задание 2. Ребенку предлагают назвать форму предметов, изображенных на картинках, помогая при этом вопросами: «Мяч какой формы?», «На какую фигуру похож платок?» и др.
4года
Мяч круглый, платок квадратный.
5лет
Солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный.
6лет
Руль круглый, окно прямоугольное, флажок треугольный, слива овальная, салфетка многоугольная.
Критерии оценивания
3 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка соответствует возрастной норме или опережает ее.
2 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка ниже возрастной нормы.
1 балл. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребенка значительно отстает от возрастной нормы.
0 баллов. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь практически не сформирован.
Исследование состояния грамматического строя речи
Цели
Выявить состояние:
• словоизменения:
— употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, в косвенных падежах;
— образование существительных множественного числа в родительном падеже;
— согласование прилагательных с существительными единственного числа;
— употребление предложно-падежных конструкций;
— употребление числительных «два» и «пять» с существительными;
• словообразования:
— употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— образование названий детенышей животных;
— образование относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида.
Процедура исследования
Исследование состояния словоизменения
Задание 1. Для проверки способности образовывать форму множественного числа имен существительных ребенку предлагают назвать пары картинок.
4года
Стол — столы; кот — коты; дом — дома; кукла — куклы; рука — руки; окно — окна.
5лет
Глаз — глаза; рот — рты; река — реки; ухо — уши; кольцо — кольца.
6 лет
Лев — львы; лист — листья; стул — стулья; воробей — воробьи; дерево — деревья; пень — пни.
Задание 2. Для проверки способности образовывать формы имен существительных в косвенных падежах ребенку предлагают отвечать на вопросы по картинкам.
4—6 лет
«Что есть у мальчика?» (Мяч.) «Чего нет у мальчика?» (Мяча.) «Кому мальчик дает мяч?» (Девочке.) «Что ты видишь на картинке?» (Машину.) «Чем рисует девочка?» (Карандашом.) «О ком думает кошка?» (О мышке.)
Задание 3. Для проверки способности образовывать существительные множественного числа в родительном падеже ребенку предлагают ответить по картинкам на вопрос «Много чего?». Дети образуют словосочетания.
5лет
«Много чего?» (Шаров, ключей, берез, ложек, окон.)
6лет
«Много чего?» (Карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.)
Задание 4. Для проверки способности согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа ребенку предлагают ответить по картинкам на вопрос «Что это?». Дети образуют словосочетания.
4года
Красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.
5лет
Оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.
6лет
Фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.
Задание 5. Для проверки способности употреблять предложно-падеж- ные конструкции ребенку предлагают ответить на вопросы по картинкам.
4года
«Где стоит ваза?» (На столе.) «Где лежат фрукты?» (В корзине.) «У кого мячик?» (У мальчика.)
5лет
«Где сидит снегирь?» (На дереве.) «Где стоит машина?» (В гараже.) «У кого кукла?» (У девочки.) «Где стоит коза?» (За забором.) «Где едет машина?» (По дороге.)6 лет
«Где лежит мяч?» (Под столом.) «Где летает бабочка?» (Над цветком.) «Откуда вылетела птичка?» (Из клетки.) «Откуда прыгает котенок?» (С кресла.)
Задание 6. Для проверки способности согласовывать имена числительные с именами существительными ребенку предлагают сосчитать предметы на картинках и ответить на вопрос «Сколько?».
4года
Два кота, пять котов. Две машины, пять машин.
5лет
Два мяча, пять мячей. Две розы, пять роз. Два окна, пять окон.
6лет
Два пня, пять пней. Два воробья, пять воробьев. Две шали, пять шалей. Два ведра, пять ведер.
Исследование состояния словообразования
Задание 1. Для проверки способности пользоваться суффиксальным способом словообразования ребенку предлагают назвать по картинкам большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать «ласково». Если ребенок не сразу понимает задание, ему можно предложить образец: «Большая кукла, а маленькая куколка. Большой мяч, а маленький мячик». Ребенок образует по картинкам пары слов.
Года
Стол- столик, сумка- сумочка, чашка- чашечка, ведро- ведерочко
Лет
Забор- заборчик, носок- носочек, лента- ленточка, окно- окошечко
Лет
Палец — пальчик; изба — избушка; крыльцо — крылечко; кресло — креслицо.
Задание 2. Для проверки способности образовывать названия детенышей животных ребенку предлагают по образцу, без зрительной опоры, назвать детенышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом.
4 года
У кошки — котенок. У утки — ...
У лисы — ... У слона — ...
5лет
У зайца —... У белки —...
У волка — ... У козы —...
6лет
У хомяка — ... У собаки — ...
У барсука — ... У коровы —...
Задание 3. Для проверки способности образовывать относительные прилагательные ребенку предлагают по образцу, без зрительной опоры, продолжить фразу.
6 лет
Стол из дерева — деревянный.
А аквариум из стекла (какой?) — ...
Крыша из соломы (какая?) —...
Стена из кирпича (какая?) —...
Шапка из меха (какая?) — ...
Носки из шерсти (какие?) — ...
Сапоги из резины (какие?) — ...
Лопатка из металла (какая?) — ...
Сок из яблок (какой?) — ...
Задание 4. Для проверки способности образовывать притяжательные прилагательные ребенку предлагают по образцу, без зрительной опоры, продолжить фразу.
6 лет
Очки бабушки — бабушкины.
А туфли мамы (чьи?) — ...
Усы кошки (чьи?) — ...
Хвост лисы (чей?) — ...
Берлога медведя (чья?) —...
Гребень петуха (чей?) —...
Задание 5. Для проверки способности образовывать приставочные глаголы ребенку предлагают ответить на вопрос «Что делает мальчик?» с опорой на картинку.
6 лет
Мальчик выходит из дома.
Мальчик отходит от дома.
Мальчик подходит к магазину.
Мальчик переходит улицу.
Мальчик обходит лужу.
Мальчик входит в дом.
Задание 6. Для проверки способности образовывать глаголы совершенного вида ребенку предлагают составить предложения по картинкам.
6 лет
Девочка строит домик. — Девочка построила домик.
Мальчик красит вертолет. — Мальчик покрасил вертолет.
Критерии оценивания
3балла. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.
2 балла. Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.
1 балл. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении заданий.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.
Исследование состояния связной речи
Цель
Выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывания:
• сохранность внутреннего программирования;
• связность и логическую последовательность изложения;
• непрерывный или фрагментарный характер высказывания;
• наличие или отсутствие смысловых пропусков;
• качество использования всех языковых компонентов.
Процедура исследования
4года
Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.
Котенок.
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Затем ребенку задают несколько вопросов по содержанию рассказа: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?»
Потом еще раз выразительно читают рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе. Далее ребенку предлагают план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец ты расскажешь, что любил делать котенок».
5лет
Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последующем пересказе.
Рыбалка.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Ребенку задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?»
Далее логопед предлагает ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец расскажи, что сварила Илюше мама».
6лет
Ребенок получает задание составить рассказ по серии сюжетных картинок «Нашли ежа». Ребенку предлагают: рассмотреть картинки; разложить их по порядку; рассказать, что нарисовано на каждой картинке, так, чтобы получился рассказ.
Если ребенок испытывает затруднения, можно предложить ему сначала ответить на вопросы по каждой из картинок, а уже потом составить рассказ.
Критерии оценивания
3 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутствует пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются незначительные нарушения отдельных языковых компонентов.
2 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элементами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонентов.
1 балл. Нарушает связность и логическую последовательность изложения. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются грубые нарушения всех языковых компонентов.
0 баллов. Задания не выполняет совсем.
Заключение
По результатам диагностики:
В речевой карте в уточненном логопедическом заключении учитель- логопед:
а) определяет уровень развития речи ребенка в соответствии с симптомологической (психолого-логопедической) классификацией: тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития; тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития; тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития; тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, IV уровень речевого развития;
б) отражает специфику и механизмы речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической (клинико-логопедической) классификацией: алалия, ринолалия, дизартрия;
в) отражает выводы из всех разделов речевой карты;
г) отмечает сопутствующие заболевания.
Учитель-логопед заполняет диагностические карты (приложения 1—5), в которые заносятся баллы по всем оцениваемым показателям развития. Определяется уровень общего и речевого развития ребенка по формуле:
Например, 15/30 х 100 % = 50 %,
где 15 — итоговая сумма баллов, которую набрал ребенок за все оцениваемые показатели четырех блоков мониторинга; 30 — максимальное количество баллов за эти показатели.
Таким образом, уровень общего и речевого развития ребенка средний.
Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребенка:
Высокий уровень — 80—100 %.
Пограничный (средне-высокий) уровень — 71—79 %.
Средний уровень — 50—70 %.
Низкий уровень — 49 % и ниже.
Приложение
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ