Исследование состояния звукопроизношения

Цели

Выявить:

• нарушение звукопроизношения всех групп звуков:

а) гласные ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]);

б) глухие и звонкие парные согласные ([п—б], [в—ф], [д—т], [г—к]) в твердом и мягком звучании;

в) свистящие, шипящие, аффрикаты ([с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш], [ж], [ч],

[щ]);

г) сонорные ([р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н']);

• позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях;

• характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смеше­ния, пропуски звуков).

Процедура исследования

1. Ребенок повторяет последовательно за логопедом все группы звуков.

2. Произношение звуков в словах и предложениях проверяется двумя способами: ребенку предлагают самостоятельно называть картинки и со­ставлять предложения по картинкам; ребенку предлагают вслед за логопе­дом повторять названия картинок и повторять предложения.

Детям с дефицитом внимания рекомендуется оставлять открытой толь­ко одну картинку на листе.

Для исследования состояния звукопроизношения используется альбом по обследованию звуковой стороны речи («Дидактический материал по обследованию речи детей» О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой).

Критерии оценивания

3 балла. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет.

2 балла. Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех по­зициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или пропуски, встречаются искажения или смешения звуков.

1 балл. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех по­зициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

0 баллов. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некото­рые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

Цели

Выявить:

• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);

• объем дыхания (достаточный, недостаточный);

• продолжительность речевого выдоха;

• силу голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);

• модуляцию голоса (модулированная, немодулированная).

Процедура исследования

Сила и модуляция голоса оцениваются в процессе обследования и на­блюдения за ребенком.

Задание 1. Ребенку предлагают лечь на спину, закрыть глаза, сделать выдох, а затем медленный глубокий вдох. Одна рука логопеда располага­ется на груди ребенка, а другая в области пупка. Таким образом логопед определяет тип физиологического дыхания и его объем.

Задание 2. Ребенка просят сделать вдох, а затем на выдохе произносить фразу, постепенно ее наращивая: «Лиса», «Это лиса», «Это след лисы», «Это след рыжей лисы», «Это след рыжей хитрой лисы», «Это свежий след рыжей хитрой лисы».

Критерии оценивания

3 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафраг- мальный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого вы­доха не менее 4 слов — 4 года, 5 слов— 5 лет, 6 слов — 6 лет. Голос нор­мальной силы, модулированный.

2 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого выдоха: 3—4 слова — 4 года, 4—5 слов — 5 лет, 5—6 слов — 6 лет. Голос нормальный, тихий или гром­кий, модулированный.

1 балл. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем ды­хания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха: 2—3 слова — 4 года, 3—4 слова — 5 лет, 3—4 слова — 6 лет. Голос тихий или громкий, немодулированный.

0 баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.

Исследование состояния просодических компонентов речи

Цели

Выявить:

• характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный), ритма (нор­мальный, дисритмия), паузации (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;

• способность употреблять основные виды речевой (повествовательная, вопросительная, восклицательная) и эмоциональной интонации.

Процедура исследования

Темп, ритм, паузация оцениваются в процессе обследования и наблю­дения за ребенком.

Задание 1. Ребенку предлагается после предварительной тренировки произнести одно и то же предложение с соответствующей знаку интона­цией (.?!).

Задание 2. Ребенку показывают пиктограммы с изображением эмоций (удивление, испуг, радость, грусть) и просят произнести одно из междо­метий («ай», «ах», «эх», «ох») или предложенное слово с эмоциональной окраской, соответствующей каждой пиктограмме.

Критерии оценивания

3 балла. Темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой и эмоциональ­ной интонации (4 года — повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть; 5—6 лет — повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть, удивление, испуг).

2 балла. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Пауза­ция нормальная. Испытывает затруднение при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. В речи преобладает повествовательная интонация.

1 балл. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элемен­ты дисритмии или дисритмия. Речь монотонная. Интонационная и эмо­циональная окраска речи отсутствует.

0 баллов. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная.

IV.2. Речевые психические функции

IV.2.1. Фонематические процессы

Исследование состояния фонематического восприятия

Цели

Выявить, дифференцирует ребенок или не дифференцирует:

• оппозиционные звуки;

• оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;

• звуки, смешиваемые в произношении.

Процедура исследования

Задание 1. Различение оппозиционных звуков. Ребенку предлагают от­раженно повторять вслед за логопедом цепочки слогов.

4года

ба — па па — ба

га — ка ка — га

та — да да — та

ма — ба ба — ма

ва — ка ка — ва

ня — на на — ня

5лет

ба — па — ба па — ба — па

да — та — да та — да — та

га — ка — га ка — га — ка

та — тя — та тя — та — тя

са — за — са за — са — за

ша — жа — ша жа — ша — жа

6лет

са — ша — са ша — са — ша

са — ца — са ца — са — ца

ча — тя — ча тя — ча — тя

ща — чя — ща ча — ща — ча

ща — ся — ща ся — ща — ся

ла — ля — ла ля — ла — ля

Задание 2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать картинку с указанным изо­бражением.

4года

Кот — кит; дом — дым.

Мышка — мишка; уточка — удочка.

5лет

Почка — бочка; трава — дрова.

Корка — горка; сова — софа.

6 лет

Пашня — башня; катушка — кадушка.

Крот — грот; мышка — мошка.

Задание 3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать изображение на картинке.

4года

Коса — коза; кочка — кошка.

Миска — мишка; малина — Марина.

5лет

Суп — зуб; челка — щелка.

Сайка — чайка; Галка — галька.

6лет

Собор — забор; касса — каша.

Сук — жук; лук — люк.

Критерии оценивания

3балла. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и сме­шиваемые в произношении.

2 балла. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешивае­мые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциа­ции звуков, смешиваемых в произношении.

1 балл. Ребенок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

0баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование состояния фонематического анализа и синтеза

Цели

1. Выявить, выделяет ли ребенок заданный звук из слова (4 года), на­чальный ударный гласный из слова (5 лет).

2. Выявить способность ребенка (6 лет) выделить конечный и началь­ный согласные в слове; определить последовательность и количество зву­ков в слове.

4года

Процедура исследования

Ребенку предлагают послушать, «как рычит собака», и произносят про­должительный звук «р-р-р-р». Затем ребенку предлагают послушать слова и просят его хлопнуть в ладоши, если он услышит в слове «рычание соба­ки». Логопед произносит в словах продолжительный звук [р-р-р-р]: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук.

2балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается.

1балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки.

0баллов. Задания не выполняет совсем.

5лет

Процедура исследования

Ребенку предлагают выделить звук в начале слова, который звучит дольше других. Логопед произносит слова, акцентируя начальный удар­ный гласный звук: астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.

Критерии оценивания

3балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук.

2балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается.

1балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки.

0баллов. Задания не выполняет совсем.

6лет

Процедура исследования

Задание 1. Ребенку предлагают выделить последний звук в слове, про­износя его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.

Задание 2. Ребенку предлагают выделить первый звук в слове: мост, пол, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка.

Задание 3. Ребенку предлагают определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.

Задание 4. Ребенку предлагают определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.

Критерии оценивания

3балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет конечный и на­чальный согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове.

2балла. Ребенок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах.

1балл. Ребенок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки.

0баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование звукослоговой структуры слов

Цель

Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

Процедура проведения

Ребенку показывают картинку и называют соответствующее ей слово или предложение. Затем просят ребенка повторить за ним это слово или предложение.

4года

Кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

5лет

Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

6лет

Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулиров­щик.

Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрестке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуко- наполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в пред­ложении.

2 балла. Ребенок повторяет большинство слов правильно. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребенок может их исправить.

1 балл. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. При повторении ошибки сохраняются.

0баллов. Отказывается от выполнения задания.

IV.2.2. Импрессивная сторона речи

Исследование пассивного словаря

Цели

1. Определить объем словаря и соответствие его возрастной норме.

2. Проверить понимание имен существительных.

3. Проверить способность ребенка к обобщению.

4. Исследовать понимание ребенком глаголов и прилагательных.

5. Проверить понимание ребенком отдельных предложений и содержа­ния знакомой сказки.

Процедура исследования

Задание 1. Ребенка просят показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета.

4года

Мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; дом, крышу дома; машину, колеса машины; собаку, уши собаки, глаза собаки.

5лет

К вышеперечисленным предметам добавляются: живот и шея маль­чика, девочки; окна и дверь дома, балкон и труба на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; кабина и кузов грузовика; туло­вище и голова собаки.

6лет

Ко всем вышеуказанным предметам добавляются: локти и колени де­вочки, мальчика; пуговицы, воротники и манжеты на одежде девочки, мальчика; фары грузовика; лапы собаки.

Задание 2. Для исследования словаря существительных используются картинки с изображениями по лексическим темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транс­порт». Ребенку предлагают показать на картинках предметы.

4года

Куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли.

5лет

К вышеперечисленным предметам добавляются: кресло, диван, шкаф, капуста, помидор, репка, яблоко, груша, апельсин, петух, гусь, утка.

6лет

Ко всем вышеуказанным предметам добавляются: корова, собака, кош­ка, медведь, лиса, заяц, скворец, ласточка, грач, автобус, самолет, фургон.

Задание 3. Для проверки способности ребенка к обобщению ребенку предлагают выбрать картинки по темам.

4года

«Игрушки», «Обувь», «Одежда».

5лет

«Игрушки», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».

6лет

К вышеуказанным добавляются: «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

Задание 4. Для проверки понимания глаголов ребенка просят показать на картинках конкретные действия.

4года

Девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует.

5лет

Летит, плывет, идет, прыгает, ползет.

6лет

Строит, убирает, продает, покупает.

Задание 5. Для проверки понимания прилагательных ребенку предла­гают показать на картинках определенные признаки предметов.

4года

Большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкая еда, кислая; круглый торт, квадратный.

5лет

Круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».

6лет

Прямоугольная и многоугольная салфетки; молодой и старый человек; веселый и грустный мальчики; высокий и низкий дома.

Задание 6. Проверяем понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.

4 года

Ребенку предлагают сначала показать картинку «Мальчик поздрав­ляет девочку», а потом — картинку «Девочка поздравляет мальчика».

Выясняют, знакома ли ребенку сказка «Репка», и задают по сказ­ке ряд вопросов и заданий: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи» и др. Если ребенок не знает сказки, ее рассказывают ему с опорой на картинки и только после этого ребенку предлагают ответить на вопросы.

5лет

1. Ребенку предлагают сначала показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом — картинку «Мальчик бежит за собакой».

2. Ребенку предлагают ряд заданий и вопросов по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Покажи. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».

6лет

1. Ребенку предлагают сначала показать на картинке бабочку, которая сидит на распустившемся цветке, а потом — бабочку, которая сидит на еще не распустившемся цветке.

2. Ребенку предлагают ряд заданий и вопросов по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи».

Критерии оценивания

3 балла. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и при­лагательных соответствует возрастной норме. Владеет обобщениями. Со­держание отдельных предложений понимает, хорошо ориентируется в со­держании знакомой сказки.

2 балла. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и при­лагательных ниже возрастной нормы. Частично владеет обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает, ориентируется в содержа­нии знакомой сказки.

1 балл. Объем пассивного словаря существительных, глаголов и при­лагательных значительно ниже возрастной нормы. Владеет лишь отдель­ными простейшими обобщениями. Содержание отдельных предложений понимает только с помощью логопеда, с трудом ориентируется в содержа­нии знакомой сказки.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование понимания различных форм словоизменения

Цель

Исследовать понимание ребенком различных грамматических катего­рий (форм словоизменения, предложно-падежных конструкций, уменьши­тельных суффиксов, глаголов единственного и множественного числа).

Процедура исследования

а

Проверка понимания ребенком различных форм словоизменения.

Задание 1. Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных.

Ребенка просят показать на картинках изображения предметов, живот­ных.

4года

Кот — коты; дом — дома; ведро — ведра; кукла — куклы; груша — груши.

5лет

Глаз — глаза; окно — окна; стул — стулья; лист — листья.

6лет

Пень — пни; перо — перья; рукав — рукава; гнездо — гнезда; ухо — уши.

Задание 2. Дифференциация предложно-падежных конструкций.

Ребенка просят показать на картинках указанные изображения.

4года

Цыпленка, стоящего в корытце, на корытце, у корытца.

5лет

К указанным выше изображениям добавляются: цыпленок, который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, хо­дит по крыльцу.

6лет

Ко всем указанным выше изображениям добавляются: цыпленок, кото­рый выглядывает из ведра, из-за крыльца, сидит над корытцем.

Задание 3. Дифференциация существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Ребенка просят показать на картинках изображения предметов.

4года

Стол — столик; машину — машинку; ведро — ведерко.

5лет

Носок — носочек; чашку — чашечку; окно — окошечко.

6лет

Нож — ножичек; рукавицу — рукавичку; одеяло — одеяльце.

Задание 4. Дифференциация глаголов с различными приставками.

Ребенку предлагают последовательно показать на картинках конкрет­ные действия.

4 года

Девочку, которая наливает воду в чашку; выливает воду из чашки; по­ливает цветы.

5 лет

Птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку.

6 лет

Показать мальчика, который переходит дорогу; перебегает дорогу; под­бегает к дому.

Критерии оценивания

3балла. Ребенок хорошо понимает различные формы словоизменения.

2 балла. Ребенок понимает не все формы словоизменения.

1 балл. Ребенок понимает лишь простейшие формы словоизменения.

0баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование понимания отдельных предложений и связной речи

Цели

Исследовать понимание ребенком:

• отдельных предложений;

• содержания знакомой сказки.

Процедура проведения

Задание 1. Исследуем понимание предложений. Ребенка просят пока­зать картинку с конкретным изображением.

4года

«Мальчик поздравляет девочку»;

«Девочка поздравляет мальчика».

5лет

«Собака бежит за мальчиком»;

«Мальчик бежит за собакой».

6лет

«Бабочка сидит на цветке, который уже распустился»;

«Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился».

Задание 2. Исследуем понимание содержания знакомых сказок. Снача­ла выясняем, знакома ли ребенку сказка. Если ребенку сказка незнакома, ему рассказывают ее с опорой на картинку и только после этого задают по ней вопросы или просят показать картинки.

4года

«Репка»:

«Что посадил дед? Покажи»;.

«Кто стал репку тянуть? Покажи»;

«Кого позвал дед? Покажи»;

«Кого позвала бабка? Покажи»;

«Кого позвала внучка? Покажи»;

«Кого позвала Жучка? Покажи»;

«Кого позвала кошка? Покажи»;

«Кто помог вытянуть репку? Покажи» и др.

5лет

«Колобок»:

«Кто испек Колобка?»;

«Из чего бабка испекла Колобка?»;

«Куда покатился Колобок?»;

«Кого первого встретил Колобок в лесу?»;

«Какую песенку спел Колобок зайчику?»;

«Кого он встретил потом?»;

«Почему Колобок сел лисе на нос?» и др.

6лет

«Теремок»:

«Где стоял теремок?»;

«Кто его увидел первым?»;

«Кого пустила мышка в теремок?»;

«Кто пришел после лягушки?»;

«Что делали в теремочке зайка, волк?»;

«Почему медведь сломал теремок?».

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок хорошо понимает содержание предложений и ска­зок. Уверенно отвечает на вопросы или показывает соответствующие картинки.

2 балла. Ребенок понимает содержание предложений и сказок. Возмож­ны незначительные несущественные неточности.

1 балл. Ребенок понимает вопросы не сразу, требуется повторить во­прос несколько раз, при ответах допускает существенные ошибки и неточ­ности.

0 баллов. Не отвечает на вопросы, картинки не показывает.

IV.2.3. Экспрессивная сторона речи

Исследование общей характеристики экспрессивной речи

Цели

Выявить:

• характер экспрессивной речи (понятная или нет, четкая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы, достаточно интонированная или монотонная);

• соответствует последовательность слов в предложении грамматиче­ской норме или отличается от нормы.

Критерии оценивания

3балла. Речь ребенка понятная, четкая, интонированная, связная, по­следовательность слов в предложении соответствует грамматической нор­ме, звукослоговую структуру слов не нарушает.

2 балла. Речь ребенка понятная, но недостаточно четкая, состоит из распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложе­ний с нестойкими аграмматизмами, интонирования. Отмечаются отдель­ные нарушения звукослоговой структуры сложных слов.

1 балл. Речь ребенка непонятная, нечеткая, состоящая из отдельных слов или из простых нераспространенных предложений с грубым наруше­нием звукослоговой структуры слов, монотонная.

0 баллов. Речь состоит из отдельных искаженных и упрощенных слов.

Исследование состояния активного словаря

Цели

Выявить объем словаря:

• номинативного (существительных по различным лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов);

• предикативного (глаголов);

• атрибутивного (названия цвета и формы).

Процедура исследования

Исследование номинативного словаря

Задание 1. Ребенку предлагают вспомнить и назвать слова, обознача­ющие предметы соответствующих групп.

4года

«Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь».

5лет

«Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт».

6лет

«Ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы».

Задание 2. Ребенку предлагают узнать и назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов.

4года

Ноги, руки, голова, глаза, уши; спинка стула, сиденье стула, ножки сту­ла; кузов машины, колеса машины.

5лет

Нос, рот, шея, живот, грудь; рукав, воротник, пуговица; кабина машины.

6лет

Локоть, ладонь, затылок, висок; манжета, петля для пуговицы; фары, мотор.

Задание 3. Ребенку предлагают назвать одним словом изображения не­скольких предметов.

4года

Игрушек, одежды, обуви.

5лет

Мебели, овощей, фруктов, птиц.

6лет

Ягод, насекомых, животных, транспорта.

Задание 4. Ребенку предлагают подобрать слова-антонимы («сказать наоборот») и пары слов.

6 лет

Друг — враг, горе — радость, легкий — тяжелый, давать — брать, добро — зло, горячий — холодный, длинный — короткий, поднимать — опускать.

Исследование предикативного словаря

Проверяя состояние глагольного словаря, ребенку предлагают перечис­лить, что делают те, кто изображен на картинках.

4года

Мальчик ест, девочка спит, дети играют, птица летит, рыбки плавают, машины едут.

5лет

Ребенка просят ответить на вопросы.

1. «Кто как передвигается?» (без зрительной опоры). (Птицы летают, рыбы плавают, змея ползает, лягушка ползает, человек ходит.)

2. «Как подают голос разные животные?» (Собака лает, корова мычит, петух кукарекает.)

6 лет

Ребенка просят ответить на вопросы, предварительно показывают об­разец.

1. «Как подают голос разные животные?» (Кукушка кукует, волк воет, лошадь ржет, овца блеет.)

2.«Что делают люди разных профессий?» (Учитель учит, продавец продает, маляр красит, швея шьет.)

Исследование атрибутивного словаря

Задание 1. Ребенку предлагают рассмотреть на картинке разноцветные чашки, блюдца и носки. Затем ребенка просят назвать предмет и его цвет на картинке по показу.

4года

Красную, синюю, желтую, белую, черную чашки.

5лет

Квышеперечисленнымдобавляются: оранжевая,розовая,голубаячашки.

6лет

Ко всем вышеперечисленным предметам добавляются: фиолетовые, се­рые и коричневые носки.

Задание 2. Ребенку предлагают назвать форму предметов, изображен­ных на картинках, помогая при этом вопросами: «Мяч какой формы?», «На какую фигуру похож платок?» и др.

4года

Мяч круглый, платок квадратный.

5лет

Солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный.

6лет

Руль круглый, окно прямоугольное, флажок треугольный, слива оваль­ная, салфетка многоугольная.

Критерии оценивания

3 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ре­бенка соответствует возрастной норме или опережает ее.

2 балла. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ре­бенка ниже возрастной нормы.

1 балл. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь ребен­ка значительно отстает от возрастной нормы.

0 баллов. Номинативный, предикативный и атрибутивный словарь практически не сформирован.

Исследование состояния грамматического строя речи

Цели

Выявить состояние:

• словоизменения:

— употребление имен существительных в именительном падеже един­ственного и множественного числа, в косвенных падежах;

— образование существительных множественного числа в родитель­ном падеже;

— согласование прилагательных с существительными единственного числа;

— употребление предложно-падежных конструкций;

— употребление числительных «два» и «пять» с существительными;

• словообразования:

— употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— образование названий детенышей животных;

— образование относительных прилагательных, притяжательных при­лагательных, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида.

Процедура исследования

Исследование состояния словоизменения

Задание 1. Для проверки способности образовывать форму множе­ственного числа имен существительных ребенку предлагают назвать пары картинок.

4года

Стол — столы; кот — коты; дом — дома; кукла — куклы; рука — руки; окно — окна.

5лет

Глаз — глаза; рот — рты; река — реки; ухо — уши; кольцо — кольца.

6 лет

Лев — львы; лист — листья; стул — стулья; воробей — воробьи; дере­во — деревья; пень — пни.

Задание 2. Для проверки способности образовывать формы имен суще­ствительных в косвенных падежах ребенку предлагают отвечать на вопро­сы по картинкам.

4—6 лет

«Что есть у мальчика?» (Мяч.) «Чего нет у мальчика?» (Мяча.) «Кому мальчик дает мяч?» (Девочке.) «Что ты видишь на картинке?» (Машину.) «Чем рисует девочка?» (Карандашом.) «О ком думает кошка?» (О мышке.)

Задание 3. Для проверки способности образовывать существительные множественного числа в родительном падеже ребенку предлагают ответить по картинкам на вопрос «Много чего?». Дети образуют словосочетания.

5лет

«Много чего?» (Шаров, ключей, берез, ложек, окон.)

6лет

«Много чего?» (Карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.)

Задание 4. Для проверки способности согласовывать имена прила­гательные с именами существительными единственного числа ребенку предлагают ответить по картинкам на вопрос «Что это?». Дети образуют словосочетания.

4года

Красный мяч, синяя шапка, желтое ведро.

5лет

Оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце.

6лет

Фиолетовый колокольчик, серая ворона, розовое платье.

Задание 5. Для проверки способности употреблять предложно-падеж- ные конструкции ребенку предлагают ответить на вопросы по картинкам.

4года

«Где стоит ваза?» (На столе.) «Где лежат фрукты?» (В корзине.) «У кого мячик?» (У мальчика.)

5лет

«Где сидит снегирь?» (На дереве.) «Где стоит машина?» (В гараже.) «У кого кукла?» (У девочки.) «Где стоит коза?» (За забором.) «Где едет машина?» (По дороге.)6 лет

«Где лежит мяч?» (Под столом.) «Где летает бабочка?» (Над цвет­ком.) «Откуда вылетела птичка?» (Из клетки.) «Откуда прыгает котенок?» (С кресла.)

Задание 6. Для проверки способности согласовывать имена числитель­ные с именами существительными ребенку предлагают сосчитать пред­меты на картинках и ответить на вопрос «Сколько?».

4года

Два кота, пять котов. Две машины, пять машин.

5лет

Два мяча, пять мячей. Две розы, пять роз. Два окна, пять окон.

6лет

Два пня, пять пней. Два воробья, пять воробьев. Две шали, пять шалей. Два ведра, пять ведер.

Исследование состояния словообразования

Задание 1. Для проверки способности пользоваться суффиксальным способом словообразования ребенку предлагают назвать по картинкам большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок дол­жен назвать «ласково». Если ребенок не сразу понимает задание, ему мож­но предложить образец: «Большая кукла, а маленькая куколка. Большой мяч, а маленький мячик». Ребенок образует по картинкам пары слов.

Года

Стол- столик, сумка- сумочка, чашка- чашечка, ведро- ведерочко

Лет

Забор- заборчик, носок- носочек, лента- ленточка, окно- окошечко

Лет

Палец — пальчик; изба — избушка; крыльцо — крылечко; кресло — креслицо.

Задание 2. Для проверки способности образовывать названия детены­шей животных ребенку предлагают по образцу, без зрительной опоры, на­звать детенышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом.

4 года

У кошки — котенок. У утки — ...

У лисы — ... У слона — ...

5лет

У зайца —... У белки —...

У волка — ... У козы —...

6лет

У хомяка — ... У собаки — ...

У барсука — ... У коровы —...

Задание 3. Для проверки способности образовывать относительные прилагательные ребенку предлагают по образцу, без зрительной опоры, продолжить фразу.

6 лет

Стол из дерева — деревянный.

А аквариум из стекла (какой?) — ...

Крыша из соломы (какая?) —...

Стена из кирпича (какая?) —...

Шапка из меха (какая?) — ...

Носки из шерсти (какие?) — ...

Сапоги из резины (какие?) — ...

Лопатка из металла (какая?) — ...

Сок из яблок (какой?) — ...

Задание 4. Для проверки способности образовывать притяжательные прилагательные ребенку предлагают по образцу, без зрительной опоры, продолжить фразу.

6 лет

Очки бабушки — бабушкины.

А туфли мамы (чьи?) — ...

Усы кошки (чьи?) — ...

Хвост лисы (чей?) — ...

Берлога медведя (чья?) —...

Гребень петуха (чей?) —...

Задание 5. Для проверки способности образовывать приставочные гла­голы ребенку предлагают ответить на вопрос «Что делает мальчик?» с опо­рой на картинку.

6 лет

Мальчик выходит из дома.

Мальчик отходит от дома.

Мальчик подходит к магазину.

Мальчик переходит улицу.

Мальчик обходит лужу.

Мальчик входит в дом.

Задание 6. Для проверки способности образовывать глаголы совершен­ного вида ребенку предлагают составить предложения по картинкам.

6 лет

Девочка строит домик. — Девочка построила домик.

Мальчик красит вертолет. — Мальчик покрасил вертолет.

Критерии оценивания

3балла. Ребенок правильно выполняет все задания по употреблению различных видов словоизменения и словообразования.

2 балла. Ребенок допускает нестойкие ошибки при выполнении заданий.

1 балл. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки при выполнении за­даний.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование состояния связной речи

Цель

Выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывания:

• сохранность внутреннего программирования;

• связность и логическую последовательность изложения;

• непрерывный или фрагментарный характер высказывания;

• наличие или отсутствие смысловых пропусков;

• качество использования всех языковых компонентов.

Процедура исследования

4года

Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последу­ющем пересказе.

Котенок.

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

Затем ребенку задают несколько вопросов по содержанию рассказа: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что лю­бил делать котенок?»

Потом еще раз выразительно читают рассказ, предупредив ребенка о последующем пересказе. Далее ребенку предлагают план рассказа: «Сначала ты расскажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец ты расскажешь, что любил делать котенок».

5лет

Ребенку выразительно читают рассказ, не предупредив его о последу­ющем пересказе.

Рыбалка.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Ребенку задают вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?»

Далее логопед предлагает ребенку план пересказа: «Сначала ты расска­жешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец расскажи, что сварила Илюше мама».

6лет

Ребенок получает задание составить рассказ по серии сюжетных карти­нок «Нашли ежа». Ребенку предлагают: рассмотреть картинки; разложить их по порядку; рассказать, что нарисовано на каждой картинке, так, чтобы получился рассказ.

Если ребенок испытывает затруднения, можно предложить ему сначала ответить на вопросы по каждой из картинок, а уже потом составить рас­сказ.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последователь­ность изложения. Высказывание носит непрерывный характер. Отсутству­ет пропуск смысловых звеньев. Во время высказывания наблюдаются не­значительные нарушения отдельных языковых компонентов.

2 балла. Ребенок сохраняет связность и логическую последователь­ность изложения. Высказывание носит непрерывный характер с элемен­тами фрагментарного. Пропускает второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдаются нарушения ряда языковых компонен­тов.

1 балл. Нарушает связность и логическую последовательность изложе­ния. Высказывание носит фрагментарный характер. Пропускает главные и второстепенные смысловые звенья. Во время высказывания наблюдают­ся грубые нарушения всех языковых компонентов.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Заключение

По результатам диагностики:

В речевой карте в уточненном логопедическом заключении учитель- логопед:

а) определяет уровень развития речи ребенка в соответствии с симптомологической (психолого-логопедической) классификацией: тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития; тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития; тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития; тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи, IV уровень речевого развития;

б) отражает специфику и механизмы речевого нарушения в соответ­ствии с этиопатогенетической (клинико-логопедической) классифика­цией: алалия, ринолалия, дизартрия;

в) отражает выводы из всех разделов речевой карты;

г) отмечает сопутствующие заболевания.

Учитель-логопед заполняет диагностические карты (приложения 1—5), в которые заносятся баллы по всем оцениваемым показателям раз­вития. Определяется уровень общего и речевого развития ребенка по фор­муле:

Исследование состояния звукопроизношения - student2.ru

Например, 15/30 х 100 % = 50 %,

где 15 — итоговая сумма баллов, которую набрал ребенок за все оценива­емые показатели четырех блоков мониторинга; 30 — максимальное коли­чество баллов за эти показатели.

Таким образом, уровень общего и речевого развития ребенка сред­ний.

Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребенка:

Высокий уровень — 80—100 %.

Пограничный (средне-высокий) уровень — 71—79 %.

Средний уровень — 50—70 %.

Низкий уровень — 49 % и ниже.




Приложение

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Наши рекомендации