Глава 2.6. «Внутренний» ордер и концепция сотеринга.
В § 2.6.1. дается общее описание сотеринга как части ордерной концепции организационной культуры. Сотеринг (от греч. «спаситель») является разновидностью менеджерской терапии и ориентирован на работу с «внутренним» порядком социально-психологического ордера. Показана этимология понятия «сотеринг», методологические и методические основания сотеринга (постмодернистские принципы менеджерской терапии, концепция «заботы о себе» М. Фуко, аналитическая психология К.-Г. Юнга, психосинтез Р. Ассаджиоли, позитивная психотерапия Н. Пезешкиана; широкий круг исследований в области психологий внимания, воли, веры, времени, власти, представленный именами И.А. Гальперина, С.Л. Кабыльницкой, Ю.Б. Дормашева, В.Я. Романова, В.И. Страхова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Р.М. Грановской, В.И. Ковалева, В.Ф. Серенкова, Л.Я. Гозмана, Е.Б. Шестопал, А.И. Юрьева, В.В. Крамника и др. Делается заключение о том, что сотеринг свободно обращается к объяснительным моделям и психотехникам из различных культурных и духовно-религиозных практик, к материалам художественной культуры и искусства.
§ 2.6.2. посвящен анализу концепции «заботы о себе» М. Фуко. Выделены фазы развития понятия «заботы о себе», субъект «заботы о себе» (обладатель власти), этическое содержание «заботы о себе» и основные направления в практике «заботы о себе». По Фуко, цель практики «заботы о себе» - самореализация индивидуума. В античном мире «забота о себе» являлась частью «культуры себя» осуществлялась в 2-х формах – форме самопознания и форме самоспасения. Делается вывод о том, что забота о себе – это и форма культуры, и вид психотерапии, центрированные на задаче самореализации человека, обладающего властью.
§ 2.6.3.рассматривает одну из 2-х основных форм заботы о себе – самопознание и обсуждает понятие обращения. Фуко выделяет три модели самопознания – платоновскую, христианскую и эллистическую, которые связаны с темой заботы о себе. Обращение понимается как возвращение к своей истинной сущности, «к себе», позволяющее себя спасти.
§ 2.6.4.рассматривает 2-ю форму заботы о себе – самоспасение и обсуждает проблему духовности. Спасение характеризуется Фуко как «крупная трансисторическая категория». Выделяются основные значения глагола «спасать», две формы вознаграждения деятельности по спасению – (отсутствие волнения и самодостаточность), основные технико-психологические аспекты спасения. Именно практическую деятельность по самоспасению Фуко называет духовностью. Цель деятельности по самоопреобразованию как процесса спасения состоит в приведении себя в состояние способности постичь Истину. Даются определения истины и духовности по Фуко, описывается функция посредника в деятельности по самоспасению и типы умений, применяющиеся посредниками по отношению к человеку, с которым осуществляется работа.
В§ 2.6.5.выстраивается смысловое пространство концепции «заботы о себе» и определяется сущность духовного лидерства. В смысловое пространство концепции включены понятия «духовная традиция» и «духовная практика», интерпретация различий между которыми даётся по тексту С.С. Хоружего; представления о духовной культуре, культурно-психологической традиции и культуре психической деятельности в Китае (по Н.А. Абаеву). Приводятся определения культуры психической деятельности, её задачи. Показывается связь между восточным и западным подходом в виде центрации на «личностном факторе» изменений. Дана характеристика подходов к психопрактической работе основных для Китая духовно-культурных систем: конфуцианства, даосизма, чань-буддизма и характеристика концепта «спасения» в православии (по В.А. Котельникову); сотериологические идеи менеджмента (по О.С. Виханскому и А.И. Наумову), а также связи между «культурой себя» и духовным лидерством. Представлены 4 типа медиации для духовного лидерства («паломник», «проводник», «посол», «пограничник») и концептуально-смысловая модель духовного лидерства. Дано определение духовного лидерства как определенного способа прохождения жизненного пути субъектом во взаимодействии с другими людьми. Такой способ предполагает целеустремленную работу по самотрансформации с целью обретения нравственного совершенства и познания истины на этих принципах.
§ 2.6.6. представляет модель «сотериологического круга», отражающую внутренний или психологический порядок личности лидера. Элементы сотериологического круга (внимание, воля, вера, видение, время, власть), связь между ними и роль в обеспечении эффективной деятельности лидера были выделены эмпирическим путем в ходе многолетней психотерапевтической работы с менеджерами. Показано влияние элементов «сотериологического круга» на поддержание/ухудшение психологической формы лидера. Делаются выводы об особой роли элемента «власть» в структуре психологической деятельности лидера, а также о том, что «внутренний ордер» в значительной степени определяет состояние и функционирование организационной культуры. Работа с «внутренним ордером» является ключевым инструментом изменения организационно-культурного порядка.