Резюме 14-й главы
Направленность личности (структура мотивов и волевых качеств) является предпоследним уровнем изучаемого нами внутреннего мира человека, важным фактором самоорганизации психики, выражающимся, в частности, регулирующим влиянием на все нижележащие компоненты в принятой нами схеме.
В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.
Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Существует множество концепций мотивации (гедонистическая и утилитарная, гомеостатическая и т. д.), отличающихся и даже противоречащих друг другу.
Многие из них используют понятие потребности, под которой в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Наиболее часто применяемую на практике классификацию потребностей предложил А. Маслоу.
Его структура потребностно-мотивационной сферы представляет из себя иерахическую пятиуровневую схему, в которой первичными признаются телесные, физиологические потребности. После их удовлетворения возникают потребности второго уровня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и привязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый). Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень самоактуализации. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал индивидуального психологического и социального развития.
Однако направленность не является высшим уровнем психики человека. Роль такового играет нравственность. Выше этого уровня нет инстанции, которая регулировала бы психическую жизнь человека. Природа нравственности двойственна: ее механизмы — психологические, а содержание нравственного поведения — по его происхождению и значению — социальное.
Материалы для самопроверки
Заполните пробелы
1. Под ... в психологии понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
2. Под ... в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне него и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
3. Простейшая классификация потребностей делит их на ... и ...
4. ... называется любое психическое явление, побуждающее к активности.
5. Г. Спенсеру и Ч. Дарвину принадлежит ... модель мотивации, основанная на принципе уравновешивания организма со средой.
6. Высшим в модели А. Маслоу признается уровень ....
7. Поведение, скованное правилами, З. Фрейд объясняет принципом ....
8. Для ... психологии характерно отрицание существования единой теории мотивации для человека и животных, отрицание принципа редукции напряжения как основного принципа мотивации и т. д.
9. Тенденция к достижению цели в математической модели мотивации в конце главы определяется произведением ... на ... .
Верно или неверно?
1. Направленность личности определяется структурой ее мотивов.
2. А. Маслоу первым разделил потребности человека на духовные и телесные.
3. На практике термином «мотивированный» обозначается случай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то положения.
4. З. Фрейд был сторонником активационной теории мотивации.
5. Теория эволюции Ч. Дарвина сняла противопоставление человека животным и стала основанием развития нескольких теорий мотивации.
6. Тенденции достижения успеха противостоит тенденция избегания неудачи.
7. Если растет ценность успеха, то решение принимается при большей вероятности успеха.
8. Житейский опыт и здравый смысл говорят о том, что субъективная вероятность и полезность не зависят друг от друга.
Выберите правильный ответ
1. Суть эффекта «горькой» конфеты состоит в том, что:
а) в отсутствие взрослых ребенок руководствуется первыми побуждениями;
б) ребенок понимает, что среди взрослых встречаются нечестные люди;
в) хорошо воспитанный ребенок отказывается от незаслуженной награды;
г) нельзя давать детям невыполнимых заданий.
2. Представления о мотивации в додарвиновский период были основаны на:
а) противопоставлении человека животным;
б) принципе гедонизма Платона;
в) принципе максимизации пользы Бентама;
г) верны все ответы.
3. Потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе находится на следующем уровне пирамиды А. Маслоу:
а) первом;
б) третьем;
в) пятом;
г) неверен ни один из ответов.
4. З. Фрейд был сторонником:
а) динамической теории мотивации;
б) теории утилитаризма;
в) гомеостатической модели мотивации;
г) теории инстинктов.
Упражнение. Прочтите первое утверждение предлагаемой ниже анкеты по определению поведенческой ориентированности личности (А. Л. Попов, И. М. Юсупов, с сокращениями) и выберите вариант ответа, наиболее близкий к вашей точке зрения, пометьте его на бланке ответов звездочкой. Затем из двух оставшихся вариантов выберите тот, который меньше всего соответствует вашему мнению, и пометьте его двумя звездочками, после чего переходите ко второму утверждению и т. д. Будьте внимательны! В заполненном до конца бланке в каждой строчке должно стоять три звездочки. Обработайте и обсудите полученные результаты с преподавателем.
1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
а) оценка выполненной работы;
б) сознание, что работа выполнена хорошо;
в) сознание, что находишься среди друзей.
2. В спортивных играх мне хотелось бы, чтобы я был:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
а) проявляют интерес к учащимся и к каждому имеют индивидуальный подход;
б) вызывают интерес к предмету настолько, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
в) создают в коллективе такую атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.
4. Самые худшие преподаватели — те, которые:
а) не могут скрывать своей неприязни к некоторым учащимся;
б) вызывают у всех дух соперничества друг с другом;
в) производят впечатление, что преподаваемый предмет их не интересует.
5. Я радуюсь, когда мои друзья:
а) помогают другим, когда для этого представляется случай;
б) всегда преданны, верны, надежны;
в) интеллигентны и у них много интересов.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с которыми хорошо строятся взаимные отношения;
б) которые умеют больше, чем я;
в) на которых всегда можно положиться.
7. Хотелось бы, чтобы известность приходила к тем, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) может сильно любить;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. При равной возможности мне хотелось бы быть:
а) научным работником;
б) начальником отдела;
в) опытным летчиком.
9. В детстве мне нравилось:
а) играть со сверстниками;
б) создавать строения из песка;
в) когда меня хвалили.
10. Мне не нравится, когда я:
а) наталкиваюсь на препятствия, мешающие осуществлению порученного дела;
б) замечаю серьезное ухудшение отношений в коллективе;
в) выслушиваю критику старших.
11. Основная роль школы должна бы заключаться:
а) в подготовке учащихся к трудовой деятельности;
б) в развитии индивидуальных способностей;
в) в воспитании умения строить хорошие взаимоотношения с людьми.
12. Некоторые учреждения мне не нравятся из-за того, что в них:
а) недемократическая система;
б) человек теряет свою индивидуальность в массе других людей;
в) невозможно проявление инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, мне бы хотелось использовать его для:
а) общения с друзьями;
б) любимых дел и самообразования;
в) беспечного отдыха.
14. Максимальные достижения для меня возможны в случае, если:
а) я работаю с людьми, которые мне нравятся;
б) выполняю работу, которая мне по душе;
в) мои усилия достаточно вознаграждаются.
15. Я люблю, когда:
а) другие люди меня ценят;
б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы;
в) приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:
а) написали о каком-либо деле, которое мне удалось;
б) похвалили меня за мою деятельность;
в) сообщили о том, что меня выбрали на руководящую должность.
17. Мои учебные успехи связаны с тем, что преподаватель:
а) нашел ко мне индивидуальный подход;
б) развивая интерес, стимулировал меня к занятиям;
в) вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
а) оскорбления личного достоинства;
б) неуспех при выполнении важной работы;
в) потеря друзей.
19. Я ценю:
а) успех;
б) совместную работу;
в) практичность.
20. Я считаю, что очень мало людей:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) выполняют свою работу действительно хорошо.