Раздел 4. Социальная психология общения
Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. По своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии (Б.Ф. Ломов, 1984). Одним из первых в отечественной и мировой психологии, кто основательно начал разработку этой проблемы, был В.М. Бехтерев, создатель так называемой коллективной рефлексологии. Исследования общения были продолжены А.Ф. Лазурским. В.Н. Мясищев, создавая на основе идей Бехтерева и Лазурского оригинальную психологическую концепцию отношений, выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения. Он считал общение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути индивида.
Проблема общения интенсивно разрабатывалась в 20–30-е годы. Затем интерес к ней снизился. Однако в 80-е годы она снова стала привлекать к себе внимание. То, что эта проблема превратилась по мысли Б.Ф.Ломова в некоторый «логический центр» общей системы психологической проблематики, прежде всего, связано с развитием социальной психологии и усилением ее влияния на другие психологические дисциплины.
В качестве составляющих процесса общения рассматриваются: коммуникация, понимаемая в узком смысле слова, как обмен информацией; интеракция – взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; социальная перцепция – процесс взаимопознания партнерами друг друга как основа для их взаимопонимания.
1.1. Общение как проблема социальной психологии. Структура и виды общения
Процесс общения можно рассматривать в широком и узком смысле слова: как любое взаимодействие людей, в ходе которого предполагается влияние друг на, и как процесс непосредственного контактирования, осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств.
Первейшая человеческая функция общения – это регуляция совместной деятельности – корень слова «общение» тот же, что и слова «сообща». Собственно общение в привычном для нас смысле ос трудовой общности людей. Деятельность сообща породила язык общения.
Общение служит первоначальным инструментом формирования сознания любого человека, можно предположить, что способность к общению у человека врожденная, но она должна быть развита соответствующим воспитанием.
Некоторые специалисты (Дж. Джафрре, О.В.Баженова) отмечают наличие у человека коммуникативного инстинкта, именно поэтому возможен диалог между матерью и младенцем. Младенец по-разному реагирует на людей и неодушевленные предметы. Зоопсихологом Г. Ревелем «потребность контакта» вообще рисуется как фундаментальная биологическая потребность: того же типа, что потребность в самосохранении.
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. Обычно выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между людьми. Люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Причем в условиях человеческие общения информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимся людьми, т.е. обмене не только знаниями и умениями, но и действиями. Если общение рождается на основе какой-то совместной деятельности, то обязательно возникают совместные попытки, развивать деятельности, организовывать её. Мы можем быть удовлетворены взаимодействием в группе (например, в процессе обсуждения какого-то вопроса) или оценивать наше взаимодействие негативно.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Это как бы внутренняя сторона общения.
Б.Ф. Ломов определяет 3 функции: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную. Выделяют особо и познавательную функции, куда можно включить и функцию самопознания.
В литературе можно встретить следующие классификации общения:
· ролевое (деловое) и личностное;
· диалогическое и монологическое;
· субъект-субъектное и субъект-объектное;
· манипулятивное и гуманистическое (гуманистическое общение позволяет удовлетворить такие человеческие потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании).
4.2. Понятия невербальной и вербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур невербального поведения
В любом виде общения можно выделить две его составляющие: вербальное (словесное, речевое) и невербальное (бессловесное) общение.
Почти каждое сообщение при взаимодействии людей содержит речевой и неречевой компоненты. Между ними возможны три типа соотношений.
1. Неречевое сообщение согласуется с речевым, поддерживает или усиливает его.
2. Неречевое сообщение противоречит речевому эксперименты М. Аргайла (1970) показали, что в случае когда текст речевого сообщения вступал в противоречие с его неречевым оформлением, речевое сообщение слушатель игнорировал.
3. Неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое. Внутренний добавочный смысл коммуникации может оказаться на самом деле основным ее содержанием — тем подтекстом, который нежелательно или невозможно в данной ситуации сформулировать в словах, сказать напрямик.
Функции невербального общения
¨ экспрессивная (выразительность, эмоциональное подкрепление);
¨ привлечение внимания;
¨ дополнительная информация.
Значение позы, жеста, выражения лица и т.п. зависит от того, к какой культуре, нации, социальной группе принадлежит человек, а также определяется конкретной ситуацией взаимодействия
Таблица № 2
Неречевые реакции
произвольные | непроизвольные | ||
Осознаваемые | Неосознаваемые | Осознаваемые | Неосознаваемые |
Позы, движения, жесты, улыбки, взгляд, интонации. | Привычные действия: движения (закуривание, дергание ногой и т.д.), жесты, позы, выбор дистанции. | Покраснение лица, испарина, учащение пульса. | Расширение зрачков в ответ на зрительный стимул возбуждающего содержания. |
Элементы невербального общения.
¨ оптико–кинетическая система (жесты, мимика, пантомимика – позы);
¨ проксемика (пространственное и временное расположение);
¨ экстралингвистическая система (включение в речь пауз, плача, смеха и т.п);
¨ паралингвистическая система (качества голоса, его диапазон, тон и т.п.);
¨ язык взглядов (контакт глаз);
¨ телесные контакты;
¨ ольфакторная система (различение запахов).
Способность к невербальному общению формирует такое качество личности, которое называется экспрессивность. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного состояния, чувства, настроения, отношения и т.д. В класс средств, выявляющих своеобразие личности попадают: мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок и т.д. В соответствии с ними формируются направления психологии экспрессии, которыми занимаются специалисты в области психодиагностики, психотерапии, социально-психологического тренинга, рекламы, политической психологии. Известными специалистами в области невербального поведения является В.А. Лабунская, А.А. Бодалев в отечественной психологии, из западных психологов — М. Аргайл, П. Экман.
Язык взглядов
Глаза привлекают партнера более чем все остальное на лице говорящего. Это один из древнейших способов коммуникаций, причем не только у людей, но и у животных. Замена боя у животных пристальным взглядом друг на друга, кто первый опустил глаза, тот побежден. Одним из патологических симптомов считается страх человека глядеть в глаза. Существует целый ряд правил, как смотреть в глаза, эти правила формируется в течение жизни. Раньше учили барышень, как смотреть на молодых людей, чтобы привлечь их внимание: сначала на потолок, потом в пол, потом в угол, а только затем на него.
Взгляд в упор (или пристальный), с древности трактуется, как тяжелый взгляд как стремление померится силами, и может вызвать агрессивную реакцию. Именнотакой взгляд используеттипичный начальник-манипулятор, чтобыпривести подчиненного в состояние тревоги, дискомфорта.
Психологи началиизучать взгляд в 60–70-е годы. Выяснилось, что у человека в процессе смотрения проявляются определенные закономерности, которые, как правило, неосознанные.
1. В ситуации диалога тот, кто говорит, обычно меньше смотритна собеседника,чем тот, кто слушает, особенно, если речь трудна.Активная интеллектуальная работа (построить фразу,найти нужное слово, неуверенность в том, что говоришь) не позволяет говорящему тратить энергиюна прямой взгляд.
2. Если человек хорошо говорит, уверен в своей информации, то отмечается сканирование, проезд взглядом по аудитории. Это свидетельство развитости коммуникативной сферы и показатель профессионализма.
3. Если разговаривающий все чаще на вас посматривает, то это признак того, что он скоро закончит и вступать в диалог ваша очередь. Если все больше отводит от вас глаза, то его речь в самом разговоре.
4. Если слушающий смотрит на говорящего 30% времени, значит его интересует только информация, если от 30% до 60 % времени — и информация, и говорящий. Если 60% — информация его не интересует, интересует только говорящий (влюбленный взгляд)
5. Если собеседник не смотрит на партнера вообще, то это говорит о наличии у него личностных проблем, иногда нарушений. По сравнению с остальными видами коммуникаций, контакт взглядами исключительно краток и отличается наибольшей интимностью (т.е. с его помощью можно передать не только смысловую, но и эмоциональную информацию)
Каждая культура предписывает свой порядок взглядов: на кого смотреть, где смотреть, сколько смотреть. Существуют культуры, где взгляды очень ценятся (как например в русской культуре), а в некоторых культуpax взгляд рассматривается как негативная форма контакта (боязнь сглаза) и он частично табуируется.
Мимика
Мимика – это координированные движения мышц лица, отражающие состояния, чувства, эмоции. На лице человека всегда отражается то, что он переживает – это закон природы.
Проявление каждой эмоции включает в себя 3 компонента.
1. Речевой (выражения эмоционального переживания вслух).
2.Физиологический (сердечно-сосудистые, вегетативные реакции, дыхание, пульс, выделение желудочного сока и т.д.).
3. Выразительный (выразительные движения тела и физиономии).
Американский психолог Пол Экман доказал, что каждая эмоция имеет врожденный код; Мышцы морфологически прикреплены к определенному виду эмоций. Следовательно, для каждой эмоции есть своя мышца, лица. И независимо от культуры (хоть первобытное племя) все одинаково смеются и плачут.
Проявление эмоций у всего народа, рас физиологически одинаково. Но на внешнее их проявление культура накладывает свой отпечаток
На Востоке (в Китае, Японии) не принято выражать на глазах у всех горе, печаль. Существенно отличаются и улыбки этих восточных народов от улыбок североамериканцев и европейцев, которые улыбаются много, но совсем по-другому: японцы, китайцы, – для окружающих (демонстрируют расположение к другим), американцы, европейцы – для себя (демонстрируют собственное благополучие). У русских – совсем другие нормы: как можно более полное соответствие эмоций внутреннему содержанию. Наверное, именно поэтому американцев, приезжающих в Россию, сначала шокируют наши мрачные лица, с которыми мы ходим по улице. Но потом они обнаруживают, что не все так просто, что люди способны на более тесный душевный контакт. Русские в свою очередь ужасно устают при общении с американцами и европейцами от их деланных улыбок, когда находятся за рубежом.
Различают мимику верхней и нижней части лица. Эксперименты показали, что верхняя часть лица контролируется больше, чем нижняя, а распознавать эмоции легче по выражению лица, чем по тону голоса. Как правило, положительные эмоции и чувства (радость, удивление, любовь) распознаются легче, чем отрицательные. При этом женщины более точны как в восприятии чувств других, так и передаче собственных чувств.
Движения и жесты
Под движениями понимают перемещение в пространстве всего тела, а под жестами — движение различных частей тела. Основное значение имеют движения головы, плеч и рук. Существуют символические жесты, т.е. жесты без слов. Один из них распространен по всему миру, другие имеют свои национальные особенности. Другая группа жестов – это жесты, которыми мы сопровождаем речь.
Жестам у нас практически нигде внимания не уделяется, разве что при обучении артистов и в работах по ораторскому искусству.
Учителя и родители часто просто обрубают детскую жестикуляцию. «Не верти руками!», «Опусти руки», «Руками помогают себе только некультурные люди!»
Во время публичного выступления неокультуренный жест,превращается в махание, верчение, и пр. Окультуренный жест помогает речи. Люди, все, что думают, чувствуют, обязательно хотят выплеснуть, выразить. И жесты человека могут быть с ним в согласии или в противоречии.
Основные функции жестов: коммуникативная (для передачи информации) и выразительная (экспрессивная). Коммуникативные жесты производятся, как правило, специально. Это жесты приветствия, прощания, отрицающие, запрещающие, оскорбительные и т.д. Выразительные жесты и движения часто бывают непроизвольными, по ним можно понять состояние человека, его отношение к происходящему. Это жесты сомнения, удивления, радости, восторга, одобрения, растерянности и т.д. Большинство жестов являются все же многофункциональными.
Позы
Человек в пространстве всегда как-то располагается. Когда мы смотрим литературу по позам животных, мы понимаем, что это практически основной их язык.
Оказывается, что и у человека это не менее информативный канал информации. Просто он плохо изучен и о нем мало пишут.
Позы делятся на открытые и закрытые.
Открытые – свободные, раскованные, удобные. Отражают комфортное состояние, уверенность в себе. Открытая поза определяется:
ü поворотом корпуса и головы к собеседнику;
ü раскрытостью ладоней;
ü нескрещенным положением ног;
ü расслабленностью мышц.
Закрытые – отражают стремление занять как можно меньше пространства, спрятаться. Человек старается закрыть свой фасад все чем угодно: руками, книгой, сумочкой, годовым отчетом, если это совещание у директора. Руки при этом закрывают лицо, грудь, подбородок. Ноги: сомкнутые, переплетенные, помещенные под стул. Роль щита играет также одежда, застегнутая на все пуговицы, толстая, с длинными рукавами. Все это характеризует незащищенность, слабую позицию, неуверенность в себе.
Если человек все время в закрытой позе, да еще и в соответствующей одежде, то это говорит о личностных проблемах, тянущихся давно. По мере разрешения проблем (например, с помощью психотерапевта) человек меняется внешне
Часто можно наблюдать несоответствие между верхом и низом тела. Почему? Обычно считается, что основное – это лицо. Поэтому максимум контроля идет за лицом и верхней частью тела, т.к. она больше видна. И человек, оказавшись вдруг перед публикой без кафедры или стола, чувствует себя как будто голым, не знает, куда деть злополучный низ, т.е. ноги.
Высшая степень воспитанности в прошлом заключалась в высокой естественности в поведении, как с равными, так и с выше поставленными и подчиненными.
Наблюдательный человек старается смотреть, что делают ноги. Если человек не хочет включаться в разговор, он поворачивает только голову для фразы. Если он полностью включился в беседу он поворачивается всем телом.
Если человек вынужден общаться с человеком, который ему неприятен, то ноги стараются отвернуться. По нижней части тела всегда можно судить о стадии отношений Верх делает то, что положено. Нижнюю половину тела контролировать сложнее. Чем больше гармония между верхом и низом, тем больше искренность отношения.
Поза хорошо отражает, как меняются отношения между людьми.
Проксемика
Взаимное расположение людей исследуется в рамках дисциплины, называемой проксемикой. Она исследует, каким образом человек неосознанно регулирует свое пространство — дистанцию между собой и другими людьми, свое положение относительно них (стоя, сидя и т.п.) и ориентацию в пространстве (наклонившись, откинувшись и т. п.).
Обычно люди чувствуют себя удобно и считают, что производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на таком расстоянии от других, которое кажется им соответствующим определенному типу взаимоотношений.
Экспериментальным путем Э. Холлом Дж. Трейджером были выведены четыре межличностных расстояния, каждое из которых имеет ближнюю и дальнюю фазы. Вокруг человека существует несколько пространственных зон, имеющих психологическое значение. Чем меньше радиус зоны, тем больше значение приобретает она для личности.
1. Интимное расстояние (0–45 см). На таком расстоянии общаются в основном близкие или хорошо знакомые люди. «Вход» чужого человека в эту сферу ощущается как нечто весьма неприятное. На этом расстоянии партнеры могут касаться друг друга, типичными являются негромкий голос, доверительный разговор. Иногда близорукие люди невольно «нарушают» эту невидимую границу. Нарушение этой зоны (наример, если в том же транспорте при наличии массы свободных мест к вам кто-то подсаживается слишком близко) вызывает тревогу, раздражение, протест.
2. Персональная дистанция (45–120 см). Нормальное расстояние, на котором осуществляется общение знакомых людей. На этом расстоянии происходит основная часть разговора. Громкость голоса средняя. В этом радиусе человек чувствует себя вполне уютно и спокойно. Именно поэтому, если позволяет места в транспорте, человек сядет всегда на отдельное место, сиденье. Нарушение этой зоны вызывает дискомфорт.
3. Социальная дистанция (120–400 см). На этом расстоянии улаживаются безличные дела, происходят формальные встречи в кабинетах и общественных местах. На расстоянии 2,5–4,0 метра каждый может заниматься своим делом, не мешая другому.
4. Публичная дистанция (400–750 см). На таком расстоянии детали лица, мелкие движения не улавливаются. Голос становится громче, слова тщательно подбираются и старательно выговариваются. Общение – формальное, чаще всего с несколькими людьми.
Стремление увеличить расстояние трактуется как нежелание контакта. Стремление уменьшить его – как приязнь, желание контактировать. Часто в проксемике применяется термин «персональное пространство». Это такая область вокруг человека, которую он считает своей и вторжение в которую других, не близких ему людей, которым он не доверяет, воспринимается им как покушение на его неприкосновенность. Персональное пространство каждого человека имеет свои размеры. Замечено, что уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди чаще стараются держаться подальше.
С точкизрения исследователей невербальной коммуникации элементы экспрессии (от контакта глаз до взаимного расположения) существуют для того, чтобы установить, сохранить, ограничить, развить отношения между взаимодействующими людьми. Формы экспрессии при этом должны соответствовать тем моделям поведения, которые приняты в обществе, идеологическим запросам времени, нравственно-этическим требованиям к личности. Существуют также и культурные различия в выражении чувств.
4.3. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе
При общении каждый участник для передачи информации использует свой, особый код (вербальный и невербальный). К элементам структуры коммуникативного акта можно отнести следующее.
- Коммуникатор — человек, передающий информацию.
- Передаваемый смысл сообщения.
- Способ кодирования.
- Собственно сообщение (сам текст).
- Процесс декодирования сообщения реципиентом.
- Воспринятый смысл сообщения.
- Реципиент — человек воспринимающий информацию
Эффективность переданного сообщения во многом зависит от того, насколько партнеры готовы понимать друг друга. Существуют также типичные ошибки при передаче информации. Информация, переданная коммуникатором, может теряться, искажаться, она может быть добавлена со стороны реципиента.
Непонимание между людьми может возникать также вследствие барьеров, которые можно отнести к разным группам.
Барьеры непонимания:
· фонетические – возникают как следствие употребления различных вербальных кодов (акцент, диалект, иностранный язык);
· семантические – возникают из-за разницы в понимании слов, многозначности фраз, реплик;
· стилистические – отмечаются тогда, когда участники используют различный стиль говорения: научный, бытовой, слэнговый. Если студент не понимает вопроса на экзамене, то, скорее всего, мы имеем дело со стилистическим или логическим барьером;
· логические – возникают как следствие употребления различных логик (примитивная логика, научное знание, детская логика). Например, по детской логике «чайка – чай пьет», а по примитивной — солнце вертится вокруг земли.
В процессе общения необходимо не только передавать информацию, но и выслушивать ответ. В этой связи появляется еще одна проблема — соотношение в общении говорения и слушания. По данным некоторых исследователей, умением слушать обладают не более 10 % людей; остальные предпочитают говорить.
4.4. Конфликтное взаимодействие
Одним из видов взаимодействия является конфликт. Можно выделить следующие типы поведения (стратегии) в конфликтной ситуации.
Сетка Томаса—Килмена
| ||||||||||||
Степень готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов | ||||||||||||
Сетка помогает определить собственный стиль или стиль любого другого человека. Каждый стиль может пригодиться. Тем не менее, путь доминирования, «жесткой борьбы» или «мягкой» напористости, имеющий негативные последствия для отношений участников ситуации, в достаточной мере обнаружил свою несостоятельность навсех уровнях человеческого общения – от международных отношений до частной жизни людей в тех средах, где распространены стратегии нетерпимости или жесткости. Доминирование и борьба могут обеспечить человеку решение проблемы в своих интересах – но ценой отношений с партнером. Уход от конфликта и конфликтного взаимодействия может сохранить или даже улучшить отношения – но ценой отказа от собственных интересов или позиции, которую человек защищает. И только интегративно-компромиссный подход при его эффективной реализации дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что исчитается подлинным успешным решением конфликта
Ни одну из приведенных стратегий нельзя назвать хорошей или плохой. Каждая из них может быть оптимально и обеспечит наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликта. В то же время именно сотрудничество в наибольшей степени соответствует современным представлениям о конструктивном долгосрочном взаимодействии между людьми.
Согласно Н.В. Гришиной, существует три основных модели развития конфликтов в трудовом коллективе. Модели расположены по степени нарастания деструктивных тенденций и сложности разрешения проблемы.
1. Трудовой спор. Хорошие личные отношения. Воздействие путем аргументации, убеждения.
2. Формализация отношений. Широкая зона разногласий. Сомнения в возможности достичь согласия. Общение ограничивается.
3. Психологический антагонизм. Тенденция к эскалации конфликта. Взаимное психологическое неприятие.
4.5. Понятие социальной перцепции. Механизмы взаимопонимания
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого "нового взгляда" на восприятие. Первоначально с помощью этого понятия описывали социальную обусловленность процесса перцепции. В дальнейшем социальную перцепцию стали относить к процессам восприятия и понимания социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, группы, большие социальные общности.
Выделяют пять основных источников восприятия себя и другого человека:
а). восприятие через соотнесение своей личности с другими;
б). восприятие через предположение как меня воспринимают другие люди;
в). восприятие через соотнесение результатов деятельности; г). восприятие на основе наблюдения собственных состояний;
д). непосредственное восприятие внешнего облика.
Таким образом, процесс взаимопонимания состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) понимания себя; 2) понимания другого; 3) понимания другим.
Механизмы общения являются одновременно и механизмами процесса взаимопонимания. Основой и необходимой предпосылкой взаимного понимания людьми во всех случаях оказывается возможность их идентификации, их взаимного уподобления друг другу. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Если идентификация — это рациональное постижение партнера, то эмпатия представляет собой стремление эмоционально откликнуться на проблемы человека. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация партнера не столько "продумывается", сколько «прочувствуется». Т.П.Гаврилова18, анализируя существующие определения эмпатии, выделяет четыре наиболее часто встречающиеся:
1) понимание чувств, потребностей другого;
2) вчувствование в событие, объект искусства, природу;
3) аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;
4) свойство психотерапевта.
Принято делить эмпатию на сочувствие и сопереживание. Различия между ними заключаются в степени рефлексии над проявляемым эмоциональным состоянием и степенью идентификации с объектом эмпатии. Сопереживание включает в себя большую идентификацию субъекта с объектом эмпатии, оно менее подвержено рефлексии по сравнению с сочувствием. Эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников общения.
Процесс понимания характеризуется также явлением рефлексии. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается партнером по общению. Это уже не просто знание себя или понимание другого, а знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга. Успех в общении будет максимальным, если имеются совпадения в отражении партнерами друг друга, и, наоборот, в случае неверных представлений может возникнуть непонимание. Так, при общении оратора с аудиторией, если оратор имеет искаженное представление о слушателях и о том, как его воспринимают, вряд ли можно надеяться на успех публичного выступления.
В процесс понимания других людей и целых групп происходит приписывание им каких-то качеств, особенностей, оценка поведения. Этот процесс получил название «атрибуция». Если речь идет о видении (приписывании) причин этих качеств и этого поведения, то психологи пользуются понятием «каузальная атрибуция».
Теория каузальной атрибуции — это теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним чертам человека или внешним ситуациям.
Для обозначения способности понимать других людей используется термин сензитивность. Г. Смит выделил следующие четыре вида сензитивности:
q наблюдательная сензитивность. Это способность наблюдать, видеть и слышать, одновременно запоминать как выглядел и что говорил человек (а именно: речевые особенности, привычные перемещения и позы, жесты и т.п.);
q теоретическая сензитивность. Это способность выбирать и применять теории для более точного предсказания чувств, мыслей и действий других людей;
q номотетическая сензитивность. Это способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать эту информацию для предсказания поведения других лиц, принадлежащих этой группе. В данном случае включается такой механизм взаимопонимания как стереотипизация;
q идеографическая сензитивность. Это способность понимать своеобразие человека, его индивидуальность и личные проявления.