Глава 12 ум и сердце
Существуют четыре вещи: воля, разум, память и мысль, которые вместе с
пятой и главной вещью -- Эго -- составляют сердце; именно эти пять вещей
могут быть названы сердцем. Но давая этим частям сердца разные имена, мы
называем поверхность его "умом", а глубины -- "сердцем".
Если мы представим сердце в виде лампады, то свет этой лампады
превращает ее в дух. Мы называем ее лампадой, когда не думаем о свете; но
когда есть свет, мы забываем слово "лампада" и называем ее светом. Когда мы
называем сердце духом, то это не означает дух, лишенный сердца; точно также,
как это не означает свет без лампады, но свет в лампаде; хотя правильное
использование слова "дух" -- это "суть всех вещей".
Свет сущности и жизни, из которого произошло все, -- вот что такое дух.
Но мы также используем слово "дух" в его ограниченном смысле; подобно тому,
как бывает свет солнца, всепроникающий свет и в то же время свет лампады;
его мы тоже называем светом. Люди также называют сердцем часть груди
человека. Причина этого в том, что в груди существует орган из плоти,
который является самым восприимчивым к чувству; и естественно, поскольку
человек не может ухватить идею о сердце вне тела, он постигает ее как идею о
сердце, являющимся частью его физического тела.
Эго стоит отдельно от упомянутых выше четырех способностей: воли,
разума, памяти и мысли. Это подобно четырем пальцам и большому пальцу. Эти
четыре дара являются дарами, а Эго является реальностью; оно хранит и дает
пристанище внутри себя другим четырем способностям, и для того, чтобы
определить его как отличное от этих четырех способностей, мы называем его
Эго.
Разница между мыслью и воображением в том, что воображение, фантазия,
является автоматической работой ума. Если ум тонок, то воображение тонко;
если ум плотен, то имеет место грубое воображение; если ум прекрасен, то
прекрасно и воображение. Мысль -- это тоже воображение, но воображение
удерживаемое, контролируемое и направляемое волей. Поэтому когда мы говорим:
"Он глубокомысленный человек", это значит, что этот человек думает и говорит
не под воздействием импульса, но за всем, что он делает, стоит сила воли,
которая контролирует и направляет активность ума.
Подобно тому как поверхность сердца узнается по воображению и мысли,
так глубина ума, которая является сердцем, узнается по чувству. Существует
девять основных чувств, которые могут быть определены как радость, печаль,
страсть, гнев, сочувствие, преданность, страх, недоумение и безразличие.
Конечно, чувства не могут быть ограничены этими девятью, но если мы будем
различать их бесчисленные оттенки, то мы можем уменьшить их количество до
девяти определенных чувств, которые человек испытывает в жизни. Также
существуют шесть болезней, присущих сердцу: страсть, гнев, слепое увлечение,
тщеславие, ревность, жадность или алчность.
Сердце является одним из тел души, первым ее телом, которое проходит
вместе с ней долгий путь, даже в ее возвращении. Сердце -- это то же самое,
что и ангелическое тело. Мир чувства тоньше, чем мир мысли. Можно сказать,
что в определенном смысле сердце ближе к душе, а ум ближе к телу. Но в то же
время душа получает опыт через все существо: через тело, через ум, через
сердце, так как ей случается быть на различных планах существования.
Чем больше человек думает о сердце, тем больше он обнаруживает, что
если и существует нечто, что может сказать нам о нашей личности, то это
сердце; если есть что-то, с помощью чего мы чувствуем или узнаем себя и то,
чем мы являемся, то это сердце и то, что в нем содержится. И как только
человек понимает природу, характер и тайну сердца, он понимает, так сказать,
язык всей вселенной.
Существуют три пути восприятия. Один способ восприятия принадлежит
поверхности ума; это мысль. Мысли проявляются для нашего ума как обладающие
различными формой, линией и цветом.
Следующий путь восприятия -- это чувство. Оно ощущается совершенно
другой частью сердца; оно чувствуется глубинами сердца, а не поверхностью. И
поэтому чем сильнее качество сердца пробуждено в человеке, тем истиннее,
лучше он воспринимает чувства других. Такой человек более чувствителен,
потому что для него мысли и чувства других ясны. Тот, кто живет на
поверхности, воспринимает чувства неясно. И существует разница между
эволюцией этих двух людей: того, кто живет на поверхности сердца, и другого,
живущего в глубинах; другими словами, одного, живущего в своем уме, и
другого, живущего в сердце.
Но существует и третий путь восприятия, который осуществляется даже не
через чувство и который может быть назван духовным языком. Это исходит из
самых великих глубин сердца. Это голос духа. Он принадлежит не лампаде, он
принадлежит свету; но в лампаде он становится более определенным и ясным. И
это восприятие может быть названо интуицией, -- нет лучшего имени для него.
Для того, чтобы изучать жизнь во всей полноте, эти три типа восприятия
должны быть развиты. Только тогда человек способен познавать жизнь в
полноте; и только изучая ее всеобъемлюще человек может формировать суждение
о ней.