Понятие о предложении. Коммуникативно-синтаксический и конструтивно синтаксический аспекты изучения предложения
Предложение— это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершённостью и выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. Предложение — основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.
В грамматической основе выражается грамматическое значение предложения. Это значение связано со значением наклонений и времени глагола-сказуемого. То, о чём говорится в предложении, может быть представлено как реальное событие, которое происходит, происходило или будет происходить в действительности, или как нереальное — требуемое, желаемое или возможное при определённых условиях. Соотнесённость содержания предложения с действительностью называется предикативностью.
Например, предложение Море шумит за окном (К. Паустовский) сообщает о том, что событие на самом деле имеет место в настоящем времени. Предложения Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом (А. Пушкин) также содержат сообщения о том, что события (действия) на самом деле имели место, но в прошедшем времени. Предложение [Скалозуб]: Мне только бы досталось в генералы! (А. Грибоедов) имеет значение желательности.
Коммуникативная функция предопределяет соотношение предложения с действительностью. Это соотношение выражается в том, что предложение обязательно содержит и модальнуюхарактеристику, то есть указание, к какому времени относится сообщение (Идёт снег. Шёл снег. Будет идти снег) и какое содержание вкладывает в
него говорящий: утверждает реальность факта или отрицает, указывает на возможность или желательность, предполагает, требует, запрашивает и т. п.
Отсюда –деление всех предложений (по значению категории модальности) на повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные, побудительные
и восклицательныепредложения. В одном и том же предложении (высказывании) могут совмещаться несколько модальных значений –повествовательность и желательность, вопросительность и восклицательность и т. д. Так, в предложении «
Я бы желал изучить этот вопрос основательнее» совмещаются такие модальные оттенки, как повествовательность и желательность, а в предложении «Как вам не стыдно?!» –
вопросительность и восклицательность. Внешне это выражается различиями
интонации и некоторыми особенностями конструкции (вопросительными и восклицательными словами и частицами).
В разных языках модальность выражается по-разному. Совокупность модально-временных отношений вместе со значением лица называется предикативностью
(от латинского слова praedicatio–«высказывание»). Предикативность является важнейшим свойством предложения, отличающим предложение как коммуникативную единицу от других языковых единиц. В школьной грамматике категория предикативности
определяется как соединение сказуемого с подлежащим.
Поэтому предикативность так и называют –категориейсказуемости.
Изучение предложения ведётся в нескольких аспектах, наиболее существенными из которых являются коммуникативно-синтаксический и конструктивно-синтаксический аспекты.
При коммуникативно-синтаксическом подходепредложение рассматривается как функционирующая единица, используемая в процессе общения. Для говорящего и слушающего важно правильно выявить и воспринять основное в предложении –то, ради чего оно создаётся.
Актуальное членение предложения раскрывает особенности предложения как речевой единицы. Но предложение не только речевая, но и языковая единица. Отсюда следует необходимость выявить принципы устройства этой единицы, то есть принципы её структурной организации. Это и составляет задачу конструктивно-синтаксического аспекта изучения предложения.
При определении структурной схемы предложения большинство исследователей опираются на традиционное учение о членах предложения. Прежде всего, на выделение главных и второстепенных членов предложения.Главными
называются те члены предложения, которые определяют его структуру, входят впредикативную основу предложения. Их наличие создаёт предложение (ср.: Река течёт. Трава –зелёная) и опреде-ляет особенности его структуры (ср.: Весна наступила. Весна.
Теплеет.Врач пришёл.Пушкин –поэт и т. п.).