Деятельность в обход сердца в образовании
До сих пор мы исследовали влияние деятельности в обход сердца в различных взаимоотношениях в нашей личной жизни и то, каким образом мы, как индивидуумы, связаны друг с другом. Но мы также обусловлены и многими безличными факторами, так что мы должны рассмотреть, пусть даже и в малой степени, какое воздействие оказывает на нашу жизнь недостаток заботы в промышленности, организациях, учреждениях, объединениях и корпорациях. Ибо нравится ли нам это или нет, но все мы живём под их контролем и не можем избегать или игнорировать их, так как учреждения всех видов - главная часть нашего общества, и они в большой степени диктуют высокий или же недостаточный качественный уровень нашей жизни и, поэтому, жизни нашей страны.
Если мы посмотрим вокруг, то станет слишком очевидно, что очень немного любви проявляется в действиях этих конгломератов. Колоссальная задача попытаться вызвать изменения в таких гигантах, мягко говоря, приводит в уныние. Если мы смотрим на всю эту тяжеловесную проблему со стремлением осуществить столь необходимые изменения, то попытка проделать это в одиночку будет казаться невозможным свершением. Однако если даже только один индивидуум в каждой подобной многочисленной группе смог бы воссоединиться со своим собственным сердцем и привносить больше внимания, предупредительности и подлинной заботы в свою, пусть даже и небольшую, сферу деятельности, то это смогло бы действовать подобно небольшому количеству дрожжей, которые способны заквасить большую глыбу теста при приготовлении хлеба.
Прежде всего мы должны исследовать свою собственную жизнь, чтобы определить, не способствуем ли мы деятельности в обход сердца в наших отношениях. Если это так, то мы не должны ждать, пока мы станем совершенными и больше не будем виновны в закрытии наших сердец, прежде чем мы вовлечёмся в это движение. Нам нужно только начать этот воссоединяющий процесс, и тогда он будет прочувствован многими встречаемыми нами людьми, независимо от того, будут ли они замечать это осознанно или неосознанно. Когда люди видят бескорыстную любовь, они начинают открываться подобно цветам, раскрывающимся навстречу солнечным лучам, ибо большинство людей жаждут этого вида пищи для души.
Изменения могут быть мучительно медленными, поскольку нелегко расстаться с привычками, длившимися всю предшествовавшую жизнь. Но, в конечном счёте, эти перемены станут похожими на снежный ком из английской пословицы, который начинается с совсем маленького снежка, набирающего массу по мере его перекатывания и собирающего на себя всё больше и больше снега. Это маленькое начинание будет расширяться и достигать большего количества людей, которые бессознательно ждали шанса улучшить качественный уровень своей жизни - иметь более любящие и наполненные отношения с другими.
Множество таких маленьких начинаний могут формировать сеть, которая может расширяться, достигая всех уголков мира. Участвующие в этом люди могут и не знать друг друга, но каждый из них может действовать подобно маленькому светильнику, привносящему свет в окружающую темноту. Поэтому давайте рассмотрим те многие области, где необходима подобная деятельность.
Вначале необходимо выяснить положение дел в образовательных системах во всём мире. Они являются тем источником, которое определяет дальнейшее развитие детей. Молодые люди каждой нации, которые будут входить в состав различных учреждений в своей стране – это те, кто могли бы начать необходимые изменения, но это случится только в том случае, если они должным образом подготовлены к такой задаче. В настоящее время студентов, которые являются продуктом образования, обеспечиваемого школами и колледжами во всём мире, учат увековечивать деятельность в обход сердца, вынуждая их сосредоточиваться исключительно на интеллектуальных устремлениях и пренебрегая их сердцами. Такая система создаёт дисбаланс между инь и ян в каждом из учащихся и, поэтому, в окружающем их мире. Чтобы облегчить необходимые изменения, необходимо повсеместно вводить более сбалансированный режим для студентов, чтобы они могли готовиться к будущим изменениям. Как говорит Баба: "Образование - не просто для добывания средств к существованию, а для более полной и значимой жизни".
В настоящее время даже самые маленькие дети в детском саду уже наполнены и захвачены идеей соперничества. Многие родители начинают создавать подобные условия вскоре после рождения своих детей. Молодые родители наблюдают за младенцами своих друзей и знакомых, чтобы увидеть, продвинулись ли их собственные дети в такой же мере - даже на самых ранних ступенях - в своём развитии, ход которого, естественно, индивидуален и отличается у каждого конкретного ребёнка. Родители часто воспринимают как свою личную неудачу тот факт, когда их ребёнок не делает свой первый шаг или не произносит первое слово в том же самом возрасте, как и чей-то другой ребёнок. Дети быстро улавливают это отношение жестокой конкуренции в своих родителях и реагируют различными способами на такое давление, стараясь вырваться вперёд. Некоторые стремятся угодить своим родителям, прикладывая большие усилия и достигая наилучших результатов, другие протестуют и отказываются соперничать, а кто-то ещё чувствует свою неполноценность и прекращает попытки, чтобы избежать возможного поражения.
Эти ранние шаблоны поведения переходят во взрослую жизнь и продолжаются до тех пор, пока в определённый момент они не будут замечены и признаны, и не будет принято решение выйти из-под их сдерживающего влияния. Система образования - в том виде, в котором она находится сейчас – усиливает эту проблему и ещё глубже внедряет идею соперничества в сознание студентов, которые уже были первоначально запрограммированы честолюбивыми родителями, живущими в духе соперничества.
Этот вид контроля происходит от эгоизма и недостатка истинного беспокойства о благополучии детей. Родители должны понять, что более важным является то, что подходит и что необходимо каждому конкретному ребенку, а не то, что раздувает чувство собственного достоинства их родителей. От родителей требуется большая храбрость, чтобы позволять себе пренебрегать такой жёсткой и косной повсеместной практикой воспитания детей, но, по мере того, как всё большее количество родителей будет заинтересовано в благополучии своих детей, а не просто будет интересоваться одними только их формальными достижениями, то они покончат с этим традиционным подходом к воспитанию. Когда эта концепция будет воспринята большим количеством родителей, тогда они обретут достаточно большую силу, чтобы потребовать произвести изменения в системе образования, направленные на благо детей.
Такие маленькие начинания могут вызвать большие изменения, подобно тому, как для вызова масштабной цепной реакции может быть достаточно отдельных активных частиц. Когда в школах и колледжах изменится нынешняя система преподавания, в которой превозносятся умственные достижения и игнорируется сердце, то будет подготовлено гораздо больше молодых людей, способных поднять уровень сознания с помощьювоссоединения со своими сердцами.
Саи Баба уже начал такой процесс в Индии. В его ашраме в штате Андхра-Прадеш он основал учебные заведения с уровня детского сада и до уровня университета. Они основаны на его программе общечеловеческих ценностей, которая преподаётся в дополнение к обычным академическим предметам. Студенты, которые были обучены по этой революционной системе Бабы, вступают в общество обеспеченными всем необходимым, чтобы вызывать требуемые изменения всюду, где они работают. Они будут способны осуществить такие изменения своим собственным примером, когда другие будут видеть их образ жизни, являющийся воплощением пяти главных общечеловеческих ценностей из программы Бабы во всём том, что они делают. Они будут примером для других, стремясь быть честными, действуя правильным образом в любой ситуации, позволяя потоку исходящей изнутри любви изливаться на их окружение и на всех тех, с кем они вступают в контакт, ведя себя миролюбиво, несмотря на любые провокации, заставляющие их реагировать отрицательно, и избегая любого вида насилия (ментального, эмоционального, словесного или физического).
В противоположность этому большинство студентов отправляются на свои будущие рабочие места тяжело нагруженными различными внедрёнными в их сознание программами, вначале полученными при их раннем воспитании родителями и другими членами семейства, а затем при получении образования в школах и колледжах, которые они посещали. Вполне очевидно, что существующая образовательная система не преуспела в подготовке всесторонне развитых студентов, поскольку она выпускает из стен учебных заведений мужчин и женщин, которые недовольны собой, не развили в полной мере свои потенциальные возможности и не могут правильно ориентироваться в жизни. Односторонний, ограниченный и механистический образ жизни, который мы видим вокруг нас, не делает людей счастливыми, равно как и не способствует улучшению положения в мире в целом.
Реорганизация системы образования - первый шаг в исправлении этой ситуации, так как система образования - основа всех остальных систем нашего общества. Изменяя нашу систему ценностей и открывая наши сердца, мы можем изменять мир, давая людям надежду и вдохновляя их становиться более гуманными.