V. Государственная (административная) защита прав потребителей
Право – одно из средств, с помощью которого государство охраняет интересы потребителя. Его нормы предусматривают обязательные правила поведения участников общественных отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, а также санкции за их нарушение. Белорусское законодательство по защите прав потребителей включает не только нормы, направленные на защиту прав потребителей, т.е. правоохранительные нормы, но и определяющие права потребителей.
Прежде всего, значимые нормы, направленные на охрану прав потребителей, содержатся в Конституции Республики Беларусь(право на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду), Гражданском кодексе, Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), Уголовном кодексе и др.
Основным нормативным правовым актом является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который был принят в 1993 г. с последующими изложениями в новой редакции в 2002 и 2009 гг. Основное назначение данного Закона – правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями продукции (работ, услуг). Это своеобразная «конституция потребителя». Основные положения данного закона должны быть хорошо известны как потребителям, так и производителям, продавцам, государственным контролирующим органам, общественным объединениям потребителей.
Основные положения Закона «О защите прав потребителей» послужили базой для разработки и принятия других законодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей. Так, в соответствии с ним приняты законы Республики Беларусь:
• о рекламе;
• о техническом нормировании и стандартизации;
• об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
• о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека.
На основе положений закона разрабатываются и внедряются в практику другие нормативные документы, которые утверждаются Правительством Республики Беларусь и имеют статус подзаконных актов.
Закон «О защите прав потребителей» принят в 2002г. (изменения и дополнения внесены 16.01.2009).
Состоит из 47 статей, 6 глав:
I. Общие положения.
II. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя.
III. Защита прав потребителя при реализации ему товара.
IV. Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг).
V. Государственная защита прав потребителя.
VI. Общественная защита прав потребителя.
Права потребителей (ст. 5):
1. Право на просвещение в области защиты прав потребителей.
2. Право на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
3. Право на безопасность товаров (работ, услуг).
4. Право на свободный выбор товаров (работ, услуг).
5. Право на надлежащее качество товаров (работ, услуг).
6. Право на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги).
7. Право на государственную защиту своих прав.
8. Право на общественную защиту своих прав.
9. Право на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых законодательством страны и нормами международных договоров.
10. Право на создание общественных объединений потребителей.
Основная литература
1 Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебник. – М.: Экономистъ, 2006.
2 Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС. 1999. – 384 с.
3 Васильев Г. А. Поведение потребителей. Учебник. – М.: Вузовский учебник, 2006.
4 Крылова Е.Г. Поведение потребителей: Задания к практическим занятиям. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 48 с.
5 Меликян О. М. Поведение потребителей: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2006.
6 Саевец
7 Сергеев А. М. Поведение потребителей. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006
8 Поведение потребителя. Практикум: Пособие / Авт.-сост.: Т.Н. Байбардина, Л.М. Титкова, Г.Н. Кожухова. – Мн.: Новое знание, 2002 – 123 с.
Дополнительная литература
1 Акулич И.Л. Маркетинг. – Учебник. – Мн.: Выс. шк., 2000. – 447 с.
2 Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. – XII, 804 с.
3 Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М, 1999.–219 с.
4 Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс-Плюс», ноябрь. 1995. – 702 с.
5 Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. В.А. Больдича и А.И. Оганессовой. Науч. ред. и авт. вступ. ст. Б.А. Соловьев – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 272 с.
6 Юхневич И.Н. Поведение покупателей: Учеб. пособие / И.Н. Юхневич. –Мн.: БГЭУ, 2003.–171с.