Психологическая модель поведения покупателей
Внешние стимулы |
Внутренние факторы поведения | |
личностные | психологические |
- индивидуальность - личностные ценности - возраст - род занятий - стиль жизни | - мотивы - восприятие - знание - отношение |
Ресурсы потребителя |
- экономические - временные - когнитивные |
Психологические процессы |
Решения о покупке и потреблении |
Под воздействием внешних стимулов (изменения среды и маркетинговых усилий) у покупателя формируется ответная реакция в соответствии с его личностными и психологическими особенностями, протекают психологические процессы обработки информации и обучения покупателя. Последовательность реакций человека на различные внешние раздражители обусловливается стойкими внутренними личностными и психологическими характеристиками.
По способу представления взаимосвязей между различными факторами модели поведения потребителей можно разделить на логические, математические, комбинированные и т.д. Для объяснения поведения потребителей с учетом всей совокупности влияющих на них факторов чаще всего используется логическая модель«стимул – реакция», преследующая двоякую цель: с одной стороны, понять и предсказать поведение потребителей, с другой – выявить причинно-следственные связи факторов, его определяющих.
Классификация моделей ПП
III. Базовая модель ПП по Ф. Котлеру
Базовая модель поведения потребителей (по Ф. Котлеру)
Три блока модели
Стимулы → «Черный ящик» потребителя → Ответные реакции
Стимулы
n Макросреды(демографическая, экономическая, политическая, экологическая, научно-техническая, культурная среды)
n Маркетинга (товар, цена, методы продажи, методы продвижения
«Черный ящик» потребителя
Ø Характеристики потребителя:факторы культурного порядка, факторы социального порядка, факторы личного порядка, факторы психологического порядка
Ø Принятие решения о покупке
Ответные реакции
Ø Покупки
Ø Потребления
Ø Общения (конформные реакции)
Ответные реакции покупки
Ø Позитивные (выбор товара, марки, продавца, времени, количества товара)
Ø Негативные (отказ от покупки, откладывание покупки)
Ответные реакции потребления
Ø Использование товара по назначению
Ø Использование товара в других целях
Ø Дарение
Ø Продажа
Ø Аренда
Ø Обмен (возврат)
Ø Выбрасывание
Ø Отказ от распоряжения товаром