Влияние имиджа на семейно-брачные отношения
Анализ перспектив семьи и семейно-брачных отношений предполагает выявление тенденций и противоречий в существующей практике брачного, супружеского, репродуктивного, родительского, родственного поведения.
Любое развивающееся явление представляет собой единство двух противоположностей, взаимодействие которых через стадии тождества, существенных различий, конфликта и гармонии является источником самодвижения и самообновления.
В кризисно - реформируемом социуме неизбежен структурный кризис ценностей. Под общечеловеческими ценностями подразумеваются свобода выбора индивидом стиля частной жизни и максимальная автономия брачно-семейного поведения по отношению к государственным, религиозным или общественным (моральным) нормам контроля. При этом качественно иной становится роль имиджа семьи. На уровне малой социальной группы (семьи) можно наблюдать изменения в представлениях людей об одобряемых и осуждаемых нормах поведения. Общественность становится более либеральной по отношению к проявлениям свободы в личной жизни, что влечет изменения в представлениях людей о положительном и отрицательном имидже семьи.
Учитывая особенность современного состояния социума, его балансирование на грани хаоса и порядка, необходимо воспользоваться синергетическим методом и проанализировать структуру ценностей, соотнеся их с теорией бифуркации (раздвоение, разделение, разветвление) и аттракторов (особые точки).
Аттракторы выступают в роли сдерживающих факторов, удерживающих людей в рамках пристойности, и одновременно являются базовыми ценностями, традиционными для российского народа, а по большому счету - сохранять этнос.
Изменение семьи как малой социальной группы знаменует собой эволюцию супружества и качественное изменение социально-нравственной основы семьи, сопровождающееся смещением традиционных ценностей.
В современных условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступать в повторные браки. Эволюция отношений между полами привела к иным морально - нравственным изменениям. Во всем мире распространены браки, свободные от социальных обязательств, растут добрачные и внебрачные связи. Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию нравственных общечеловеческих ценностей. Изменения в обществе требуют пересмотра некоторых позиций и норм, действующих в прежней семье.
В современном обществе отмечают две параллельные модели семьи - традиционную и либеральную. Либеральная модель семьи демонстрирует варианты отхода от традиционной моногамии. Самое распространенное проявление либеральной модели - фактический брак (сожительство). Следующим явлением считается повторный брак.При этом взаимные требования супругов сохраняют традиционный характер. Набор качеств достойного и одобряемого мужа наиболее часто совпадает с аналогичными качествами
жены. Среди них особое значение придается эмоционально-духовным характеристикам, таким, как любовь, взаимопонимание, уважение.
Традиционная модель семьи строится на основе не совместного выполнения супругами одних и тех же функций, а разделения сфер влияния и взаимовыполнения ролей. Хорошая жена - это в первую очередь умелая хозяйка дома (аналогичное требование к мужу не предъявляется). Качеству мужа, противостоящему женскому умению вести домашнее хозяйство, соответствует роль кормильца семьи (к женщинам данное требование вообще не предъявлялось, несмотря на то, что в подавляющем большинстве семей работающая женщина вносит весомый вклад в семейный бюджет).
Сложившиеся в сознании людей стереотипные образы мужа и жены непоследовательны и противоречивы: они представляют конгломерат традиционных и демократических взглядов. В системе представлений людей о браке и семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся изменению.
Динамика социально-нравственных установок россиян не миновала и половую мораль. Смягчение моральных норм, регулирующих сексуальное поведение, - очевидный факт.
Смягчаются различия в оценке поведения полов. Что в данном случае существенно отличается от традиционной половой морали, в соответствии с которой единственно возможным для женщины считались сексуальные отношения в браке.
На вопрос, одобряют ли женщин, сознательно родивших ребенка вне брака, ответы распределились следующим образом: 4% респондентов осуждают женщину; безусловно, одобряют любую женщину, 12%; подавляющее большинство, 60%, одобряют только тех женщин, которые сознательно пошли на рождение ребенка вне брака.
Расширение границ индивидуальной свободы в сфере межличностных отношений, изменение нравственных критериев имиджа современной семьи не могут не оказывать воздействия на брачно-семейные отношения. Увеличивается вероятность распространения альтернативных типов семьи и браков: гражданский брак; материнская семья; семья с раздельным проживанием супругов, каждый из которых специфичен и существенно отличается от традиционной моногамной семь
Проблематика имиджа семьи
У каждой семьи существует свой определенный имидж, стиль поведения друг с другом, стиль воспитания детей.
Можно выделить некоторые составляющие семейного имиджа:
- характер межличностных отношений;
- эстетика убранства и уют дома;
- личный имидж-пример родителей.
Нередко родители недооценивают эффект своего внешнего вида в домашней обстановке. Отношение к своей внешности в домашних условиях - показатель не только бытовой культуры, но и общего развития личности. Пример небрежного отношения родителей плохо влияет на психику детей.
Особо следует выделить в семейном имидже физиономический и голосовой эффекты в поведении родителей. К сожалению, этими проблемами недостаточно занимаются многие родители, тогда как дети по мимике и голосу родителей ощущают отношение к себе. Дети в любом возрасте нуждаются в доброжелательном выражении лица и голосе, не стегающем их как кнут. Здесь вспоминается зарубежный опыт по постановке улыбки деловым людям, а также высказывание А.С. Макаренко о том, что слова «спасибо» и «пожалуйста» можно произнести в пятидесяти звуковых вариациях.
Типичная городская семья с детьми в России 1991 года - это двое работающих супругов или работающая мать (в случае неполной семьи), живущие, в основном, на зарплату, которую они получают в государственном учреждении. Именно в 1991 году ситуация начала резко меняться: если минимальная зарплата еще могла составлять немногим более 100 рублей, то представления о максимальной обновлялись каждый месяц. Понятия "бедный" и "богатый" реально входили в жизнь каждой семьи. Появлялись семьи, в которых женщины могли не работать, поскольку доход мужа обеспечивал очень высокий, по российским меркам, жизненный стандарт. Появились безработные. Начали возникать частные детские сады и школы, доступные далеко не всем. Быстро росли цены на продукты питания и одежду, в том числе продукты и одежду для детей. В конце 1991 года люди жили в ожидании того, что жизнь станет труднее материально и психологически. Они боялись, что не смогут приспособиться к этой новой жизни, хотя плохо представляли себе, какой она в действительности окажется Чеховских М.И. Психология, - М.: Новое знание, 2006.с.101.
Особенность российской ситуации последних двух-трех лет состоит в том что, в условиях социально-экономического кризиса пересматривается тип семейной стратегии, доминировавшей в обществе. Речь идет о стратегии нуклеарной семьи с профессионально занятыми супругами, небольшим и в принципе регулируемым числом детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, по преимуществу, с эгалитарной системой власти, достаточно систематическими, но в большей степени деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех членов семьи на другие социальные институты и на интенсивное общение с друзьями.
Хотя семья такого типа остается пока базовой моделью, тем не менее, происходят качественные сдвиги, которые становятся все заметнее и исподволь меняют повседневную жизнь людей, их семейные и профессиональные стратегии. Одна тенденция связана с процессом "приватизации" стиля жизни - с все более отчетливой ориентацией людей на частную сферу, другая - с усиливающимся разграничением мужских и женских ролей в семье. Последнее представляется особенно драматичным, поскольку жизненная стратегия российской женщины на протяжении нескольких поколений включала в себя практически обязательную профессиональную занятость вне семьи.
Оценивая имидж современной семьи в последние годы просто невозможно не говорить о профессиональной занятости супругов, которая, так или иначе, влияет на сам имидж.
В так называемой аристократической семьей велико значение традиций, которые, несомненно, существуют в семье, ориентируя людей на определенный жизненный уклад. В такой семье, например, к маленьким детям относятся как к взрослым уже с первых лет. Скажем, обслуживающий персонал семьи, может обращаться к детям только полным именем, более старших детей называть на «вы». Этим детям могут сервировать стол так же, как и большим.Родители никогда не позволят себе ходить по дому в домашнем халате или стоптанных тапках. Именно благодаря этому, таким же образом стараются выглядеть и дети.
В аристократической семье чаще всего приглашаются дети из подобных семей, которые уже с малых лет умеют пользоваться столовыми приборами и знают как вести себя в обществе.
Ничто так не согревает душу, как воспоминание о счастливых моментах, пережитых в детстве... Среди них непременно - праздничная ёлка с запахом свежей хвои, таинственным светом фонариков и каким-то особенным семейным теплом. И ещё - гости, большие и маленькие.
К сожалению, в семьях, где родители занимаются бизнесом, на детей остается мало времени, чаще всего ими занимаются няни, гувернантки и т.п. Совместные прогулки с детьми, поездки за город, на выставки, на спортивные соревнования осуществляются в таких семьях планово, по определенному графику.Взаимоотношения в семье часто носят диктаторский характер, руководит семьей глава семьи - отец, возможно, пожилой и поэтому особенно уважаемый родственник.Стоит отметить, что в таких семьях широко используется традиция отмечать особенные семейные праздники в кругу очень близких родственников.Если на подобные мероприятия попасть соседям или просто коллегам по работе не так просто, то существуют семьи, где рады практически каждому. Чаще всего это семьи рабочих. Скорее всего, это самый широкий круг семей с совершенно различными возможностями и взаимоотношениями.Имидж такой семьи было более просто составить в советские времена, когда активно пропагандировался здоровый образ жизни, спорт, физкультура, проводились массовые праздники, парады, демонстрации, когда было традиционным посещать такие события всей семьей.
В советское время очень часто применялся лозунг «Общественные интересы выше личных». Эта совершенно ложная установка путала всю иерархию ценностей в советском человеке. Семьи в этой иерархии вообще нет. Есть какие-то абстрактные общественные интересы и есть личные. А семейные интересы к каким относятся: к общественным или личным? Тут начиналась путаница. В зависимости от ситуации семейные интересы относились то к общественным, то к личным. Но все же чаще семейные проблемы объявлялись личными, то есть менее важными, чем общественные, поскольку для строительства коммунизма были нужны надежные люди – не связанные никакими личными интересами. Человек, привязанный к семье (как, впрочем, и к земле) – ненадежен для коммунизма. Поэтому эпоха строительства коммунизма или социализма сильно подточила все семейные устои русского человека. А после перестройки уже сильно ослабленная семья и вовсе дошла до состояния полного упадка. Хотя идеал крепкой семьи еще жив в нашем народе, но живой опыт того, как создается такая семья, во многом потерян нами Шугаев И.Внутренний уклад семьи// «Брак. Семья. Дети» - №2 - 2007.
На современном этапе определить имидж рабочей семьи достаточно сложно. Это может быть как полная, так и неполная семья, количество детей также варьируется. Чаще всего большее количество детей наблюдается в рабочих семьях из небольших поселков и деревень.Кстати, стоит также отметить, что брак для жителей сельской местности до сих пор является не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе, - это, бывает, еще и моральный долг. Семейно-брачные отношения во многих местечках находятся в поле зрения всего сельского общества и зависят от общественного мнения.
К сожалению, семейный быт рабочих осложняется такими причинами как тяжелые условия труда, отсутствие необходимых жилищных условий, распространенность социальных пороков (пьянства, проституции, нелегальных абортов). Особенно страшным является пьянство одного (или двоих) из супругов, из-за которого немало семей оказываются разрушенными. Дети в таких семьях предоставлены сами себе.
Говоря о занятости родителей, стоит также отметить, что есть и семьи, где дети поддерживают увлечения и занятия взрослых. Например, существуют так называемые спортивные семьи, где родители постоянно в сборах, соревнованиях, соответственно, и дети очень часто становятся увлеченными каким-либо видом спорта.
Главными целями и задачами воспитания детей в таких семьях является:
- воспитание патриотизма,
- укрепление здоровья,
- воспитание правильного отношения к здоровому образу жизни,
- содействие укреплению взаимоотношений в семье.
Неоспоримым плюсом в таких семьях является стремление всех членов семьи к здоровому образу жизни, развитие активности, силы воли, целеустремленности детей.
Отношения между родителями в таких семьях чаще всего дружеские, супруги поддерживают друг другу, сопереживают. Однако стоит отметить, что именно в таких семьях, даже при большом желании родителей воспитать своего ребенка определенным образом, дети могут быть предоставлены сами себе, часто пропускают занятия в школе и т.п. Из-за вынужденной занятости, постоянных отъездов родители могут не усмотреть склонности детей к какому-то виду творчества, душевных переживаний ребенка.
Существует масса других видов семей, каждая со своим укладом и традициями. Стоит только заметить, что как прежде, так и на сегодняшний день семья остается иерархичной, и это очень важно.
Для воспитания детей, создания имиджа семьи и межличностных отношений внутри нее требуется правильная иерархия: отец – мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сестры – я – младшие. У каждого члена должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. По рассказам пожилых людей, в старых семьях обязательно наступал момент, когда состарившийся глава семьи призывал своего сына и передавал ему свои обязанности.
Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Если жена становится на первое место, то это в некотором роде уродует семью. То есть выработанный годами и десятилетиями имидж российской семьи меняется. Но есть еще одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребенок. Один православный психолог отмечает, что в советской педагогике в 50-х годах произошел переворот. Был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее – детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, этот психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» – «Конечно, ребенку», – следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу (Шугаев И.Внутренний уклад семьи// «Брак. Семья. Дети» - №2 - 2007.)Отметим: не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше – матери, а далее всем остальным – дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным православным укладом. Я часто расспрашивал пожилых людей о том, как протекал обед в старых семьях. Каждый раз я слышал нечто подобное. На стол ставился чугунок с супом. Один на всех! Никаких лучших кусков, все ели из одного чугунка. Первым начинал есть отец, до него никто не мог лезть своей ложкой за супом. Мяса никто вначале из супа не брал. Наконец, когда уже вся жижа будет выхлебана, отец стукнет один раз по чугунку, и это было сигналом к тому, что можно есть мясо. За столом никто не разговаривал, и до окончания обеда самовольно выходить из-за стола никто не мог. Такое положение в русских провинциальных семьях держалось до конца 40-х годов. Только в начале 50-х годов в деревенских семьях появляется посуда для каждого члена семьи. До этого у каждого была только своя ложка. Если в деревне совершалась свадьба, то посуду для этого собирали по всей деревне.
За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того чтобы повзрослеть уже к 16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, которые в прошлые века подчас венчались уже в 14 лет, взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом. Но они не готовы к этому морально.
У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. У ребенка должны быть четкие представления об иерархии в семье: «отец – мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сестры – я – младшие братья и сестры». Если в течение 17 лет ребенок или уже подросток постоянно впитывает: «Мне положен лучший кусок, потому что я маленький. Мне можно не работать на огороде, потому что я маленький. Я могу не помогать маме, потому что я маленький и еще не умею подметать», – то такое отношение к окружающему миру у него останется до конца жизни. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. Далее он все еще маленький, потому что он молодой специалист. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький (Шугаев И.Внутренний уклад семьи// «Брак. Семья. Дети» - №2 - 2007.)
Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать от него то, что он еще неспособен делать, но бесплатных привилегий быть не должно.
Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Как только мы ослабим связь между поколениями (отдав ребенка в детский сад, в школу и т.д.), то потеряется огромный опыт, накапливавшийся сотнями лет, а каждое новое поколение начнет заново изобретать велосипед. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи. Это первый удар по семье. Какими дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Таким же образом, в последствии, будет действовать и сын.
В заключение стоит отметить, что каким бы ни был имидж определенной семьи, всем следует стремиться к тому, чтобы был покой и мир между всеми ее членами, искренняя любовь и сочувствие друг другу. К сожалению, на современном этапе, многое в семьях не соответствует тому, что преподносится напоказ соседям и родственникам. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. - М.: ИНФРА-М, 1981.с 65
Заключение
Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Семья - основа любого общества. Она объединяет самое разное число людей: это могут быть небольшие группы, а могут быть и несколько десятков человек. И она имеет самую разную структуру: это могут быть супружеские пары с одним ребенком, которые живут под одной крышей, а могут быть и сложно связанные друг с другом несколько поколений в рамках одного или нескольких домашних хозяйств. По мере эволюции общества обязательно меняется и структура семьи. Другие обстоятельства, например, изменение средней продолжительности жизни или представлений людей об усыновлении и удочерении, также оказывает влияние на характер семьи.
Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Это обусловлено действием таких факторов, как переход к рыночным отношениям, правовому государству, информационным технологиям. Что в свою очередь требует наибольшего раскрытия творческого потенциала личности, возможностей ее социальной адаптации.
К сожалению, современная семья все больше становится «демократической», где каждый член семьи проживает свою собственную жизнь с учетом, прежде всего, своих потребностей. Дети остаются недосмотренными, портятся межличностные отношения между супругами. Имидж семьи все чаще становится показным. Постепенно происходит подмена ценностей: профессионализм ценится выше, чем порядочность, доброта, честность. Новое поколение гонится за профессионализмом, но это страшно. Счастье человека на 90%, если не больше, зависит от его семьи, от того, как он сможет устроить свой дом и обстановку в нем.
Список литературы:
1. Кульбацкий Е.М., Ганьшина Г.В., Короткова А.В., Рябова И.Ю. «Теория и практика домоведения», М: Инфра-М, 2006г;
2. Чеховских М.И. Психология, - М.: Новое знание, 2006. - 380с.;
3. Шугаев И. Внутренний уклад семьи// «Брак. Семья. Дети» - №2 - 2007;
4. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. - М.: ИНФРА-М, 1981.с 65;
5. Алябьева И.Е. Имиджелогия, - М.:Олма-пресс, 2006;
6. Андрикевич Л.А. Основы семейной педагогики, - Мн.:БГУ, 2006;
7. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. /Социологические исследования. 2006, №10;
8. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. - М.: ИНФРА-М, 1995;
9. Сидоренко С.В. Имидж семьи, - М.: Овал, 2002;
10. Тупак П.П. Работа с семьей, - М.: Гардарика, 2002;
11. Чеховских М.И. Психология, - М.: Новое знание, 2006.