Взаимоотношения с женщинами. У Посейдона есть два аспекта, обусловливающих его склонность доминировать над женщинами: патриархальный склад ума и бурная эмоциональность

У Посейдона есть два аспекта, обусловливающих его склонность доминировать над женщинами: патриархальный склад ума и бурная эмоциональность. Поэтому он сознательно или бессознательно пренебрегает чувствами женщины и нарушает границы, которые она устанавливает между собой и миром. Начиная с юных лет Посейдон отказывается принять отрицательный ответ женщины, если он испытывает половое возбуждение и настроился на физическую близость. Такое отношение может привести к изнасилованиям различной степени тяжести в период ухаживания – начиная со склонности форсировать события, игнорируя ее потребность не спешить, и заканчивая насильственным овладением девушкой, едва она позволит ему приобнять или поцеловать себя. Обычно у него не очень хорошо складываются отношения с современными женщинами, активно делающими собственную карьеру. Сам он не склонен играть роль молодого и честолюбивого профессионала, но, как правило, ведет себя так, будто он обязан доминировать над женщиной уже просто потому, что он мужчина. Это нередко приводит к противостоянию с более сильными женщинами, которые, как правило, побеждают. Как Афина в состязании с Посейдоном, такая женщина нередко отчетливо видит, что требуется в данной ситуации, тогда как он многого не принимает в расчет – и проигрывает.

Взаимоотношения с мужчинами

Посейдон оказывается в невыгодном положении в западной индустриальной культуре, управляемой Зевсом. Он склонен реагировать эмоционально, а не рационально, – а в нашей культуре такое поведение неприемлемо. Хотя окружающие не "подначивают" его, – поскольку мужчина-Посейдон обычно держит себя весьма важно, – нередко он обнаруживает, что его совершенно вытеснили из конкурентной борьбы за положение в обществе. Мужчина-Посейдон говорит с этими людьми "на разных языках", и, если он не сумеет как следует приспособиться, не научится сдерживать свои эмоции и не разовьет в себе линейное мышление, сосредоточенность и целеустремленность, ему не удастся преуспеть в мире, где побеждает хладнокровие и умение мыслить стратегически.

Иногда у Посейдона устанавливается прочная эмоциональная связь с мужчиной, обладающим противоположными психологическими качествами. Каждого из них притягивает возможность развить в себе скрытые глубоко в подсознании свойства. Посейдон способен на верность и глубокие эмоциональные переживания – качества, не поощряемые в мире Зевса, где мужчины соперничают друг с другом на пути вверх и нередко приходится оставлять позади тех, кто не выдерживает ритма гонки.

Сексуальность

Сексуальность Посейдона с самого начала проявляется как природная стихия. Это обусловлено бурной эмоциональностью и сильными инстинктами Посейдона. Символы этого бога, бык и конь, очень хорошо отображают врожденную неразборчивую сексуальность, – олицетворением Посейдона может также служить племенной жеребец, всегда готовый к делу.

Мужчина-Посейдон бывает столь же бесчувствен, как Посейдон-бог, настигший и принудивший к близости убитую горем Деметру, когда та искала свою похищенную дочь. Нередко женщина в замужестве с мужчиной-Посейдоном обнаруживает, что половые аппетиты стоят у него на первом месте, – его совершенно не интересует, что у нее на душе. Стремясь избежать его домогательств, она, подобно Деметре, может попытаться спрятаться, приглушить свою сексуальность, – но, как и у богини, у нее ничего не получится.

Пока этот мужчина остается во власти своего архетипа и его половое поведение проявляется как природная стихия, он "бесчеловечен" и психологически отстранен от партнерши. Он одержим своими внутренними силами, которые крепко держат его в своих объятиях – как он партнершу.

Если мужчина-Посейдон является гомосексуалистом, он еще больше, чем гетеросексуальный мужчина, склонен играть роль жеребца среди готовых к сближению партнеров, – особенно это касалось времен, предшествовавших распространению СПИДа. Пожилой Посейдон-гомосексуалист может воспроизводить миф о Посейдоне и Пелопе. Бог Посейдон полюбил необычайно красивого юношу по имени Пелоп и взял его на Олимп. Подобным образом преуспевающий влиятельный гомосексуалист в летах может стать любовником и патроном молодого человека, помогая ему утвердиться в мире.

Как Зевс, так и Посейдон предстают перед нами в образе могущественных мужчин, которые испытывали страсть ко многим женщинам, состояли в браке и стали отцами многих детей. При этом обоим было не чуждо и влечение к юношам – что было довольно широко распространено среди мужчин в Древней Греции. Современные гетеросексуальные могущественные Зевсы и Посейдоны нередко с беспокойством замечают, что с возрастом их начинают привлекать молодые мужчины.

Брак

История о том, как Посейдон ухаживал за Амфитритой и женился на ней, в метафорической форме предоставляет нам некоторые намеки относительно того, что требуется, чтобы Посейдон завязал устойчивые взаимоотношения с женщиной. Посейдон увидел танцующую Амфитриту и полюбил ее. (Полюбил – это намного больше, чем воспылал страстью: она пробудила в нем внутренний образ возлюбленной – то, что Юнг называл "анимой".) После того как он начал за ней ухаживать (изнасиловал), испуганная Амфитрита сбежала в недоступное для него место. Посейдон вел себя так, как привык: следуя зову страсти, он применил напор и силу. Затем он почувствовал, что ему не хватает именно этой конкретной женщины и он не в силах вернуть ее своими привычными методами. В том же положении нередко оказывается и мужчина-Посейдон, слишком поздно осознающий, что любимая от него ушла.

Чтобы вернуть Амфитриту, Посейдону потребовалась помощь дельфина, который отыскал ее и убедил выйти замуж за морского бога. Мужчина-Посейдон нередко обнаруживает, что ему нужно пробудить внутри себя "дельфина" – умеющего настроиться на другого человека ("найти" возлюбленную, хотя на самом деле она и не прячется), чувствительного, заботливого, способного к общению на глубоком уровне. Это просто необходимо, если он намерен убедить любимую добровольно к нему вернуться. Она не согласится остаться с ним, если он будет доминировать.

Если мужчине-Посейдону это удастся, – если он созреет психологически и женится на женщине, которая подтолкнула его к этим внутренним переменам, – тогда они "будут жить в прекрасном подводном дворце", в глубинах своего эмоционального царства.

Однако часто брак с Посейдоном лишен какой бы то ни было красоты и глубины, – и недостаточно зрелый мужчина постоянно выплескивает на жену свой гнев и обиду (накопившиеся на работе или в результате ее отсутствия). Неспособность контролировать свои эмоции, стремление к власти (нередко безуспешное), мнение, что секс является обязанностью в браке, – все это делает союз с Посейдоном наихудшим из возможных, особенно если все эти проблемы усугубляются алкоголизмом или наркоманией.

Подобно мужчине-Зевсу и мужчине-Гадесу, мужчина-Посейдон стремится вступить в брак. Представители этих трех архетипов активно поддерживают идею патриархальной семьи, во главе которой стоит непременно мужчина.

Дети

С человеком, который так открыт для проявления чувств, детям живется либо очень хорошо, либо просто ужасно. Если Посейдона самого принимали в детстве таким, как он есть; если он сумел развить и другие свои качества; если нашел свое место в мире, – такой мужчина может быть прекрасным отцом. Он отзывчив эмоционально и умеет проявлять свои чувства физически; он служит детям образцом сильного человека, который умеет смеяться и плакать; это близкий и понятный отец – а не далекий и недоступный, как это чаще бывает в нашей культуре.

Однако он может быть и ужасным человеком – по отношению к жене или к детям, а чаще всего и к жене, и к детям. Эмоционально, а часто и физически издеваясь над женой, он не щадит и детей. Его сыновей травмируют отцовские припадки гнева, он внушает им страх. Как только такой сын почувствует за собой силу, он, скорее всего, и сам будет вести себя как папа. В большинстве отпрысков мифологического бога Посейдона воплотились его наихудшие черты. Один из этих детей – известный насильник по прозвищу "морской сатир". Другие – ужасные монстры огромного роста и дикого нрава.

Дочери Посейдона, как правило, ничем не примечательны. Обстоятельства детства делают их главными кандидатами в жертвы дальнейших издевательств. А поскольку эти женщины из собственного опыта знают, что такое боль, они нередко пытаются играть роль спасительниц.

Средний возраст

К середине жизни гетеросексуальный мужчина-Посейдон, как правило, успевает жениться, завести детей, и к этому времени становится ясно, развивается ли его семейная жизнь по наилучшему или наихудшему сценарию. Семья (благополучная или крайне неблагополучная) обычно является центром эмоциональной жизни Посейдона. Поэтому, если жена покинет его в этот период, Посейдон может пережить тяжелейший кризис среднего возраста. В таком случае приливные волны чувств грозят затопить его самого и окружающих, нередко вынося на поверхность эмоциональные комплексы, которые до этого момента преспокойно лежали где-то на дне подсознания.

Средний возраст может также принести с собой депрессии или значительные перемены в жизни мужчины, который в свое время подавил в себе Посейдона, чтобы оправдать чьи-то ожидания. Он научился сдерживать свои чувства ради успехов во внешнем мире. Проблема в том, что, даже добившись, на зависть окружающим, власти и влияния, такой мужчина нередко обнаруживает, что лично для него все это не имеет никакого значения. Человек словно прожил чужую жизнь, – не свою. И в среднем возрасте ему становится ясно, что сделка была невыгодной.

Такой мужчина может сказать: "Что с того, что я стал вице-президентом и провожу полжизни в самолетах? Мои дети растут без отца". Что же делать? Бросить работу и отказаться от того уровня жизни, который она сулит? Случается, что мужчина-Посейдон так и делает, – а это может стать серьезным испытанием для брака, если он женат на женщине, не способной принять серьезные изменения в финансовом положении семьи.

Нередко в силу подсознательного стремления достичь эмоциональных глубин, – то, к чему Посейдон склонен от природы, – его непреодолимо влечет к той или иной женщине. Может он обнаружить в себе и влечение к юноше, который олицетворяет либо отвергнутого мальчика в нем самом, либо подавленную половую ориентацию. Такие гомосексуальные порывы могут привести к внутреннему кризису, даже если он не осуществит своих фантазий. В любом случае, подавленные чувства прорываются с огромной разрушительной силой, и все усилия, которые он прилагал для того, чтобы адаптироваться к внешнему миру, могут пойти прахом. Особенно яркие перемены происходят тогда, когда сильный Посейдон, подвергавшийся подавлению в первую половину жизни, прорывается – почти как мститель – во второй половине жизни и требует своего.

Старость

Когда мужчина-Посейдон вступает в последний этап своей жизни и выходит на финишную прямую, уместно снова вспомнить его символ – жеребца. Сберег ли он связь с инстинктами и чувствами, когда развивал в себе способность просчитывать и строить стратегические планы? Смог ли сохранить единство с конем – своей инстинктивной натурой – и в то же время научиться думать, наблюдать и принимать решения? Если да, значит, этот мужчина прожил жизнь искренне и полнокровно.

Или, может быть, он измучил и убил своего "коня", поскольку окружающие его не ценили и порицали за излишнюю эмоциональность? Может, он проклял и подавил своего коня, потому что, появляясь из глубин психики, тот вовлекал его в неприятности (как это было с юным героем пьесы Питера Шеффера "Эквус")? И теперь, в последние годы жизни, не оказался ли он отрезанным от источника глубины и смысла – не стал ли холодным, поверхностным человеком?

Или его "конская" природа завладела им безраздельно и этот человек так и не смог научиться рассудительности и умеренности? С возрастом жизнь усложняется, и реакции, основанные на инстинктах и аппетитах, в конце концов ведут к поражению. С годами такой мужчина становится все менее привлекательным, – в отличие от того мужчины-Посейдона, который остается верен своей подлинной природе и при этом развивает собственный потенциал, стремясь выйти на более высокий уровень.

Наивысшие человеческие возможности осуществления данного архетипа представлены в образе самого Посейдона, мчащегося по безмятежному морю в колеснице, влекомой златогривыми конями в окружении танцующих морских тварей. Этот Посейдон (мужчина или женщина) может спуститься в морские глубины, где находится его дом, и упиваться красотой и безмятежностью морских глубин. Он не боится сумрачных теней, в которых посторонний мог бы узреть ужасных чудовищ.

Именно страх рождает "чудовищ" из едва различимых сущностей, живущих в глубинах коллективного бессознательного. Поднимите этих чудищ на поверхность, где их можно увидеть и поговорить с ними, – и они совершенно изменятся.

Мы все ощущаем присутствие смутных неоформленных невероятно могущественных сил в глубинах своего существа и, возможно, боимся их до тех пор, пока Посейдон – поэт, писатель, композитор, психолог, танцовщик или художник – не вынесет их на поверхность. Такой человек, оседлавший собственную инстинктивную природу и близко познакомившийся со своей эмоциональной стихией, переводит наши страхи в формы, доступные человеческому сознанию.

Психологические проблемы

Психологические проблемы возникают, когда эмоциональные и инстинктивные порывы Посейдона, не будучи сдерживаемыми и перенаправленными, захлестывают личность. Кроме того, сложности возникают, когда характерные качества Посейдона подвергаются недооценке и его не принимают таким, какой он есть.

Посейдон – это тень Зевса, эмоциональный аспект архетипа отца, подвергающийся подавлению или угнетению, а поэтому неразвитый и недоступный в человеке, который сознательно отождествляет себя с Зевсом.

Избыточная текучесть: эмоциональная нестабильность

Непосредственные эмоциональные реакции, совершенно естественные для ребенка, представляют собой психологическую проблему у взрослого человека. Ребенок плачет, когда ему больно, голодно, неудобно, страшно или грустно, какова бы ни была причина. Когда все хорошо, малыш удовлетворенно воркует. При этом он может за одну секунду перейти от одного эмоционального состояния к другому. У него еще не развита личность-наблюдатель, нет умения ждать, нет понимания: огорчение – это огорчение, потребность – это потребность, комфорт либо есть, либо его нет, и ничье мнение о его эмоциях его не интересует. Младенец является из влажного царства околоплодной жидкости и приходит в мир как существо, способное на эмоциональные реакции и являющееся центром собственной вселенной. Он не воспринимает иной реальности, кроме собственного субъективного ощущения комфорта, нужды или страдания. И для младенца такое состояние совершенно нормально.

Другое дело взрослый человек. Если мужчина (или женщина) находится во власти переменчивых субъективных чувств, не принимает в расчет окружающих людей и не чувствует ситуацию, значит, он эгоистичен, неотзывчив и неадекватен. Окружающие считают его эмоционально незрелым или неуравновешенным. Однако не забывайте и того, что социальные стандарты мужского поведения требуют подавления эмоций – до такой степени, что сенатор Эдмунд Маски не стал кандидатом в президенты от своей партии лишь из-за того, что во время предвыборной кампании пролил несколько слезинок.

Общество устанавливает социальные, политические, а также психологические нормы относительно того, какое проявление эмоций считать нормальным, а какое "чрезмерным", – и стереотипы здесь весьма сильны. Поведение мужчины-Посейдона разнится от умеренной эмоциональной экспрессивности до состояния, когда эмоции полностью овладевают им. Если мужчина "одержим" чувствами до совершенно иррациональной степени, окружающие справедливо считают, что он "не в своем уме".

Приливы и землетрясения: разрушительные эмоции и потрясения

Посейдон в мифологии управляет приливными волнами. Его также называют сотрясателем земли. Психическим эквивалентом этих качеств является мощный эмоциональный комплекс, способный нанести настолько сильный удар, что он сминает и разрушает обычную личность человека. Рациональное мышление опрокинуто, реальность искажена и затоплена водами эмоций, и человек, – подобно Королю Лиру в грозу, – сходит с ума. Лишь после того, как воды сойдут или земля перестанет колебаться, возможно новое строительство или восстановление разрушенного. Тогда эго-наблюдатель обретает некоторый покой, – он может осознать свой опыт, а также воссоздать себя и те взаимоотношения, которые он, несомненно, разрушил, хотя бы и на время.

"Приливная волна" может быть усилением его обычной естественной эмоциональности. Например, мужчина (или женщина), узнав об утрате или предательстве, может настежь открыть шлюзы печали и гнева и пережить данные эмоции так сильно, как никогда прежде. Эти чувства не новы для него, – просто они особенно сильны.

"Землетрясение" – это эмоции человека, долго скрывавшего свои чувства под поверхностью. Интровертированные чувства продолжают жить, словно вода в подземных пустотах. Они уходят глубоко, и в этих глубинах могут таиться слепые чудовища, никогда не видевшие дневного света, – эквивалент подавленных, а поэтому не развитых примитивных эмоциональных комплексов. Подземные воды следуют линиям разломов, и по мере того, как давление под землей нарастает, ощущаются слабые подземные толчки, – но на них, как правило, никто не обращает внимания, пока не разразится катастрофа. Лишь после серьезного землетрясения мы вспоминаем о предупреждающих "раскатах", которые намекали на то, что под спокойной поверхностью существует некая нестабильность и эмоциональная напряженность. Если в жизни мужчины-Посейдона случается поворот к худшему относительно какой-то особенно уязвимой точки – или линии разлома, – происходит землетрясение, и его психику затопляют эмоции, подвергавшиеся подавлению с детства или даже с младенчества. Иррациональный первобытный гнев, который он обрушивает на людей, может оказывать разрушительное воздействие не только на окружающих, но и на самого мужчину (возможно, даже в большей степени).

Некоторые люди живут около бурного моря, некоторые – в сейсмоактивной зоне. Им полезно уметь разбираться в метеорологических и сейсмологических прогнозах. Они должны знать, чего следует ждать от природных катаклизмов, как к ним готовиться и как строить дома, чтобы они могли выдержать наводнения или землетрясения. Мужчины (или женщины), чья посейдонова эмоциональность может в любой момент захлестнуть их эго, должны осознать собственную неуравновешенность и как можно лучше изучить условия, вызывающие эмоциональные бури, и признаки их приближения. Они должны научиться жить с этой мощной составляющей собственной личности. Точно так же следует научиться распознавать приближение бури и тем людям, которые живут рядом с неуравновешенным Посейдоном. Или же они могут предпочесть просто расстаться с таким человеком, – как некоторые уезжают из Калифорнии, не желая дожидаться очередного разрушительного землетрясения.

Око за око

В мифах о Посейдоне часто упоминается о его обидчивости и мстительности. В сюжете Гомеровой "Одиссеи" важное место занимает неутолимая ненависть Посейдона к Одиссею за то, что тот ослепил его одноглазого сына, циклопа Полифема. Именно усилиями Посейдона путь Одиссея домой оказался столь труден и долог. В этой мстительности проявляется темная сторона архетипа отца – принцип "око за око". Нередко он совершенно не допускает нейтралитета с чьей-либо стороны: "Кто не со мной, тот против меня". Мстя, он не думает о правосудии или справедливости и не щадит невиновных, – за грехи отцов расплачиваются дети и внуки.

Как негативный эмоциональный комплекс, Посейдонова мстительность может стать всеобъемлющей и разрушительной и для того, кто ею одержим, и для тех, на кого она направлена. Человек, одержимый жаждой мщения, подкладывает бомбы, пытается сокрушить кого-то экономически, прилагает усилия, чтобы подмочить чью-то репутацию, – или предается навязчивым фантазиям о том, как он это делает. Но внутренняя ситуация та же: он целиком оказался во власти мощного негативного аспекта Посейдона.

Заниженная самооценка

Когда внутренние качества мужчины не соответствуют стереотипу "мужественности", берущему за образец Зевса, страдает его самооценка. Мужчину-Посейдона критикуют за то, что он "излишне эмоционален" или "недостаточно рационален", и он может принять эти упреки настолько близко к сердцу, что будет критиковать себя еще долго после того, как окружающие перестанут говорить ему подобные вещи. Когда этот человек не получает одобрения окружающих или не добивается успехов, так легко дающихся тем, кто "соответствует" идеалу, он начинает критиковать себя еще более сурово, его самооценка падает еще ниже. Возможно, вместо того, чтобы искать работу, которая подходит лично ему, он, следуя стереотипам, попытается стать не таким, каков он есть. Если Посейдон сумеет добиться успехов на этом пути, то вследствие подавления своей природы у него может возникнуть ощущение, что он самозванец или что его работа не имеет смысла. И все это опять-таки негативно сказывается на самооценке. Более того, если в его душе затаилась какая-то обида, если он лелеет мысли о мести, он не может быть доволен собой уже в силу того, что негативные мысли отрицательно влияют на ощущение благополучия и отношение к себе.

Наши рекомендации