Своеобразие русского сентиментализма. Характеристика произведения по выбору.
Во второй половине 18 века появляется литературный метод – сентиментализм. Культура достигает очень высокого уровня в разных областях, пополняются ряды писателей. Классицизм продолжает развиваться, но постепенно сдувается и уступает место сентиментализму. Сентиментализм зародился в Англии. В 18 веке буржуазия начали требовать для себя прав на политическое и духовное господство. На этой почве сформировалось два литературных направления: просветительский реализм и сентиментализм. Сентиментализм это разновидность просветительской идеологии. Всех сентименталистов сближает культ чувства, идеализация патриархального деревенского уклада. Путь к познанию мира для сентименталиста это чувства, страсть. Главное качество героя - умение чувствовать и сопереживать. Поэтому сентименталисты искали то что делает человека не похожим на других и показывали это. Изображение действительности у сентименталистов неотделимо от личности авторов. Основным жанром у сентименталистов становятся – роман и повесть. Очень часто повествование обретает форму первого лица, поэтому появляются исповеди, автобиографические мемуары, путевые заметки. Сентименталисты смешивают жанры (печальная комедия). Появляется новый жанр – элегия (чувство лёгкой, мягкой грусти). Появляется пейзаж тесно связанный с чувствами героев и автора, кладбищенский пейзаж. Главой русского сентиментализма принято считать Н. Карамзина (Бедная Лиза, Наталья – боярская дочь, Марфа Посадница). Большое место в этих произведениях занимают переживания героев, где автор объясняет и комментирует происходящее. Речь сентименталистов сильно меняется. Отказавшись от социального подхода изображения действительности, Карамзин основное внимание сосредоточил на психологию героя, достиг здесь значительного мастерства сумев показать как никто из русских писателей до него, все оттенки чувств.
Анализ произведения Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
«Бедная Лиза» - первая русская психологическая повесть. Чувства героев раскрываются в динамике. Карамзин даже изобрёл новое слово – чувствительность. Чувства Лизы ясны и понятны: она живёт своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает. Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.
ПроблематикаСоциальная: сословное неравенство влюблённых приводит не к счастливой развязке, как в старых романах, а к трагедии. Карамзин поднимает проблему ценности человека независимо от сословной принадлежности.
Моральная: ответственность человека за тех, кто ему доверяет, «нечаянное зло», которое может привести к трагедии.
Философская: самоуверенный разум попирает естественные чувства, о которых в начале 18 века говорили французские просветители.
Главные героиЭраст - молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.
Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна. С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой - покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях. Лиза думает прежде всего не о себе, а о судьбе Эраста, которого ждёт бесчестье, если он не отправится на войну.
Мать Лизы – старушка, живущая любовью к дочери и памятью об умершем муже. Именно о ней, а не о Лизе, Карамзин сказал: «И крестьянки любить умеют».
Образ автора-рассказчика – это связующее звено между героями и читателями. Он сочувствует героям, горюет вместе с ними, но никого не осуждает.
Сюжет и композицияХотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца. Когда отношения перерастают в интимные, Эраст охладевает к Лизе. В армии он проигрывает в карты состояние. Единственный способ поправить дела – жениться на богатой пожилой вдове. Лиза случайно встречает Эраста в городе и думает, что он полюбил другую. Она не может жить с этой мыслью и топится в том самом пруду, возле которого встречалась с любимым. Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.
Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.
Стиль В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.
Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма. Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду. Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.