Понятие стресс / стадии стресса
Москва 2015 г.
Введение
Число проблем высшей школы растет пропорционально росту ее значимости. И одна из наиболее важных проблем – здоровье молодых людей, а именно, стресс, наличие которого не может не влиять на здоровье. Деятельность в этой сфере за последние года свидетельствует не просто о снижении некоторых показателей, а о системном ухудшении, связанном как с организацией охраны здоровья студентов, так и с изменениями в их образе жизни. Очень часто жизнь студентов ассоциируется с весельем, студенческими группами и различными мероприятиями. Она кажется простой и беззаботной для большинства студентов. Другие считают, что это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты могут переживать множество проблем, которые без исключения свойственны всем молодым людям. Также они могут быть и уже взрослыми, в таком случае на них уже возлагается слишком много ответственности, которая, несомненно, создает давление на них. Еще у студентов могут иметься свои проблемы, которые мешают сконцентрироваться на учёбе. В любом случае обучение в высшем учебном заведении –это, прежде всего, стресс для большинства студентов. Существует большое количество доказательств тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, который испытывают студенты, может негативно отражаться на обучении, а именно на восприятии информации и ее переработке. Всё это ведёт к ухудшению успеваемости студента. Трудности с успеваемостью, в свою очередь, также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые социологи выявили у студентов и проблемы с жильем, финансами, безопасностью и весом. Студенту необходимо преодолеть переходные трудности, освоить новые роли и улучшить старые, в результате чего они также могут испытывать стресс.
Сегодня студент практически постоянно испытывает стресс или находится на грани стресса. Студенты ежедневно в процессе учёбы сталкиваются с напряжением и утомлением, возникающие как в результате повседневных нагрузок, так и довольно часто возникающими острыми ситуациями в процессе учёбы. Причиной тому становится множество обстоятельств и факторов. В качестве примера можно привести стресс в период сессии, либо конфликт внутри группы или с преподавателем, неудовлетворённость полученной оценкой, загруженный распорядок дня, социальный дискомфорт в группе. Один и тот же раздражитель, вызывающий стресс может быть воспринят студентами по-разному. Например, при получении неудовлетворительной оценки одни учащиеся не впадают в панику, а начинают ещё более усердно работать над собой и своими знаниями, они воспринимают эту оценку как стимул для совершенствования, другие же считают это событие недооценкой своих внутренних потенциалов и у них возникает стресс, переходящий в депрессию. Основные предпосылки возникновения стрессового состояния, как у студента, так и у других людей, заключаются во внутреннем мире человека: в его восприятии и понимании мира, системе ценностей, ощущении самого себя и осознании своего места в мире. Стресс негативно отражается на состоянии здоровья студента. Снижается производительность труда, возникает напряжение и утомление, а кроме этого ещё и раздражительность от любых взаимодействий с другими людьми. Дают о себе знатьимеющиеся различные хронические заболевания, а такжевозникают новые болезни. Многие студенты занимаются курением и употреблением алкоголя как средства для снятия стресса. По статистике, на старших курсах число курящих в два раза превышает тот же самый показатель на начальных курсах. Термин "стресс" стал для всех людей обыденным, часто встречающимся словом, в которое вкладывается представление об изменениях поведения и масса чувств, и переживаний, возникающих в непростых ситуациях или при высокой опасности, которые стали обыденной частью современного образа жизни.
Актуальность данной темы очевидна. Известно, что студенты в процессе обучения в высших учебных заведениях испытывают стресс.Проведённыеисследования показали, что большое число студентов не имеет представления о том, как контролировать стресс, как снять психическое напряжение, не прибегая к таким средствам, как алкоголь и курение. Помимо этого, много студентов и не задумываются о том, что постоянный стресс, получаемый в процессе учёбы, влечет за собой ухудшение состояния здоровья.
Данную проблему пытаются решить различные учёные и социологи путём исследования влияния стресса на здоровье студентов, а также разработкой методов и способов уменьшения случаев возникновения таких стрессов.
Цель данной работы выявить влияние стресса на здоровье студентов.
Можно выделить основные задачи, которые мы попытаемся решить в данной работе:
1. Подробно разобрать значение понятия стресс.
2. Узнать степень стрессового состояния студентов в процессе обучения.
3. Определить причины возникновения стресса в студенческой среде и выявить факторы риска развития стрессового состояния.
4. Выделить способы снятия стресса применительно к молодёжи.
Степень освещённости проблемы: проблема стресса в студенческой среде недостаточно освещена в научной литературе. В системе образования студент не получает знаний по данной теме. На этом фоне выявление влияния стресса на здоровье студента, а также методики снятия стресса весьма актуально.
ПОНЯТИЕ СТРЕСС / СТАДИИ СТРЕССА
Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен применительно к техническим объектам. В XVII веке английский ученый Роберт Гук использовал этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современных науках – физиологии, психологии, медицине – включает в себя представление о нагрузках на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и сопротивление им. Стресс является одним из наиболее распространенных терминов, использующихся для описания трудных жизненных ситуаций. Этим словом мы называем, и рабочее напряжение с дефицитом времени, и переживания из-за разрыва отношений с близким человеком, и плохое самочувствие вследствие тяжелой болезни. Пожалуй, стресс – это наиболее емкое понятие, включающее в себя представление о самом широком круге жизненных ситуаций, при которых мы испытываем напряжение, выходящее за пределы привычного. Со стрессом в нашем представлении ассоциируется состояние, при котором мы обращаемся ко всем возможным ресурсам и резервам организма. Все события, выходящие за пределы привычного, мы объединяем понятием «стресс».
Различные исследователи дали десятки определений стресса как биологического явления. Одно из них, которое не вызывает возражений наибольшего числа специалистов, следующее. Стресс – это неспецифическая системная адаптивная реакция организма.
Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм. При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявляется «триада стресса». Г. Селье выделяет три стадии изменений: первая – реакция тревоги, вторая – резистентность, третья – истощение.[1]
В первой фазе – фазе тревоги – осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. у большинства людей к концу первой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности.
Если сила действия чрезвычайного раздражителя не превышает компенсаторных возможностей организма, развивается вторая стадия – резистентности, или адаптации. В этот период сопротивляемость организма повреждающему воздействию раздражителя повышается. Признаки характерные первой стадии исчезают. В коре надпочечников вновь наблюдаются секреторные гранулы, гемодилюция, гиперхлогемия, преобладают анаболические процессы в тканях с тенденцией к восстановлению массы тела.
В стадии повышенной резистентности функциональные возможности организма превышают исходные. Её рассматривают так же как стадию неспецифической устойчивости. Это значит, что, например, при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости организм может более успешно противостоять целому ряду инфекций и другим негативным воздействиям.
Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза – фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
По Г. Селье, существует два вида стресса: эустресс и дистресс.[2] Эустресс мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс — разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс является кратковременным, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации резервов «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз).
Эустресс — это активизирующий стресс. Но когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. Дистресс — это разрушительный стресс, демобилизующий и деорганизующий. Именно его следует избегать.
Наиболее заметная реакция на стресс у сердечно-сосудистой системы.В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов в минуту. В состоянии дистресса — 100 ударов в минуту при уменьшении пульсовой волны.
При эустрессе давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса — усилено. При дистрессе оно становится учащенным.
Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе она краснеет, придистрессе — побледнение или появление красно-белых пятен на слов и букв коже. Эустресс вызывает чувство ощущение тепла или жара, дистресс — озноб.
Закономерно, что и протекание психических процессов изменяется в стрессовом состоянии.Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько шагов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности.
Когда эустресс перерастает в дистресс, проявляются трудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется излишняя фиксация внимания на чем-либо. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход.
Память при эустрессе — улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает то, что забыл. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии.
Изменяется и речь. В состоянии эустресса это не очень заметно. Хотя темп речи может несколько возрасти, само изложение более логично и последовательно, чем обычно. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании», заикании, заметном увеличении слов-паразитов, междометий.
Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохраняются только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как бы в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Сознание сужается, поэтому человек становится нечувствителен к юмору. Не стоит шутить с человеком в таком состоянии. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую — необычную — точку зрения.
Стресс существует всегда, его отсутствие означает только одно - смерть. Независимо от того, чем вы заняты или что с вами происходит, всегда есть потребность в энергии для поддержания жизни, отпора нападению и приспособления к постоянно меняющимся внешним воздействиям. Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник - переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движение грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений.[3]