Факторы, обуславливающие здоровье населения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
На 4 курсе лечебного факультета
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
Тема №1: «организация охраны здоровья населения»
Утверждена на кафедральном заседании
(межкафедральной методической конференции)
№ протокола …10…
«_2__»__марта__2007 г.
Зав. кафедрой ОЗиЗ
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
к.м.н. Шульмин А. В. (подпись) ……………………..
Составитель:
к.м.н., доцент Шульмин А. В.
Красноярск
1. Тема занятия: Организация охраны здоровья населения. Значение изучаемой темы:
Учебное значение (актуальность) изучаемой темы:Здоровье населения Российской Федерации является стратегическим ресурсом. Снижение средней продолжительности жизни высокий уровень заболеваемости определяют приоритетность направления сохранения и укрепления здоровья населения.
Профессиональное значение изучаемой темы:Умение определять наиболее значимые и управляемые факторы здоровья необходимо при разработке профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий.
Личностное значение изучаемой темы:Полученные знания позволяют проводить оценку собственного состояния здоровья и откорректировать сложившийся образ жизни с целью его укрепления.
2. Цель изучения темы:
Сформировать понятие о здоровье человека, его природе и социальной обусловленности. Рассмотреть основные факторы, определяющие здоровье. Изучить влияние образа жизни, как основополагающего фактора формирующего здоровье. Рассмотреть качество жизни, зависящее от здоровья, как важный элемент оценки результатов здравоохранения.
Для достижения данной цели необходимо:
Знать: определения понятий индивидуальное здоровье, общественное здоровье, образ жизни, категории образа жизни, факторы риска, качество жизни связанное со здоровьем, концепции определения бремени болезни и физических отклонений, алгоритм определения QALY.
Уметь: применить метод QALY для определения качества жизни зависящего от здоровья.
Иметь представление: об уровнях здоровья, основных задачах здравоохранения по улучшению здоровья населения, группах здоровья, основных компонентов оценки общественного здоровья, сущности методик оценки качества жизни.
Иметь навыки: оценки уровня качества жизни зависящего от здоровья.
План проведения занятия
№ | Этапы занятия |
1. | Входящий тестовый контроль |
2. | Устный опрос с коррекцией знаний и разбором темы |
3. | Самостоятельная работа. |
4. | Разбор и обсуждение выполненной самостоятельной работы Итоговый контроль |
5. | Анализ подведение итогов |
6. | Задание на дом |
Основные понятия и положения темы
I. Здоровье как объект службы здравоохранения.
Уровни здоровья:
Здоровье отдельного человека - индивидуальное.
3. Здоровье групп людей – коллективное.
Здоровье малых групп (социальная, этническая, профессиональная принадлежность).
Здоровье населения по принадлежности к административно-территориальной единице (население города, села, района).
Общественное здоровье - здоровье общества, популяции в целом (государственный, общемировой масштаб).
Определение понятия - здоровье индивидуума.
В устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) включено определение здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.[1]
Для практического использования мы будем использовать определение здоровья как состояние человека, имеющее физические, психологические и социальные параметры, каждый из которых может быть представлен в виде континуума с положительным и отрицательным полюсами[2].
Положительный полюс (хорошее здоровье) характеризуется способностью выдерживать воздействия неблагоприятных факторов, а отрицательный полюс (плохое здоровье) характеризуется болезненностью и летальностью.
Индивидуальное здоровье оценивается по субъективным (самочувствие, самооценка) и объективным (отклонение от нормы, отяжеленная наследственность, наличие генетического риска, резервные возможности, физическое и психическое состояние) критериям.
При комплексной оценке индивидуального здоровья население подразделяется на группы здоровья:
1 группа - здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности);
2 группа - практически здоровые лица с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний);
3 группа - больные с частыми острыми заболеваниями (более 4х случаев и 40 дней нетрудоспособности в году);
4 группа - больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние);
5 группа - больные с обострением длительно текущих заболеваний (субкомпенсированное состояние).
2. Определение понятия – общественное здоровье.
Определения, данные Минздравом РФ:
Общественное здоровье - медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.
Здоровье населения - медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определённых социальных общностей.
Основу оценки состояния общественного здоровья составляет учет и анализ:
– числа случаев заболеваний, травм и отравлений выявленных впервые или обострившихся случаев хронической патологии;
– числа инвалидов впервые установленных и всего состоящих на учете;
– числа случаев смерти;
– данных физического развития.
Факторы, обуславливающие здоровье населения.
Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.
В отличие от непосредственных причин возникновения и развития заболеваний, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания.Однако следует учитывать, что эти категории тесно взаимосвязаны друг с другом.
Ю.П. Лисицин (1989 г.) определил, что влияние факторов определяющих здоровье соотносится в следующей пропорции:
– на долю образа жизни приходится 50-55%;
– на внутренние наследственно-биологические факторы (предрасположенность к наследственным заболеваниям) - 18-22%;
– на факторы окружающей среды (загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенными и другими вредными веществами, резкая смена атмосферных явлений, радиационное излучение, географическое расположение местности) - 17-20%;
– уровень развития ЗО (обеспечение населения лекарственными препаратами, качество и своевременность оказания медицинской помощи, развитие материально- технической базы, проведение профилактических мероприятий) - 8-12 процентов.
3.1. Образ жизни – главный фактор, обусловливающий здоровье.
Образ жизни квалифицируется как система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей, в единстве ее количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений.
Образ жизни обобщает, включает в себя четыре категории: экономическую – «уровень жизни», социологическую – «качество жизни», социально-психологическую – «стиль жизни» и социально-экономическую – «уклад жизни».
1. Уклад жизни это условия, в которых происходит жизнедеятельность людей (общественная и культурная жизнь, быт, трудовая деятельность).
2. Стиль жизни - индивидуальные особенности поведения, проявления жизнедеятельности, активности, образа и стиля мышления.
3. Уровень жизни - характеризует размер и структуру материальных потребностей человека (количественная категория).
4. Качество жизни[3](КЖ) понятие многомерное в своей основе, многофакторное и в широком смысле определяется как степень возможности реализации материальных и духовных потребностей человека.
По определению Минздрава РФ качество жизни это категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации.
Определение ВОЗ (1999): Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, эмоциональные, социальные и пр.) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.
3.1.1. Понятие «качество жизни связанное со здоровьем» и его оценка.
В современной медицине широкое распространение получил термин «качество жизни, связанное со здоровьем». Одним из принципиальных положений концепции качества жизни в медицине, представленной экспертами Межнационального центра исследования качества жизни (А.А. Новик, Т.И. Ионова, П. Кайнд; 1998, 1999), относится постулат о том, что качество жизни (КЖ) – универсальный критерий для оценки состояния основных функций человека: физической, психологической, социальной и духовной.
Существуют две основные концепции определения бремени болезни и физических отклонений:
QALY (Quality Adjusted Life Years) – годы жизни, скорректированные по качеству.
DALY – (Disability Adjusted Life Years) – годы жизни, скорректированные по нетрудоспособности.
Концепция QALY стала стандартным инструментом в оценке программ укрепления здоровья в середине восьмидесятых годов. В данном подходе основное внимание уделяется оценке с помощью сложных и дорогостоящих (при масштабных исследованиях) методов, потерь индивидуумом, скорректированных по качеству лет жизни в связи с со снижением физического, умственного или социального статуса в течении определенного времени из за различных причин.
В качестве основного способа оценки качества жизни применяется метод QALY, по алгоритму определения полезности на основе таблиц, разработанный Торренсом и соавторами.
Предложенный алгоритм применим для людей старше 3 лет и позволяет определить коэффициенты полезности для различных состояний здоровья на основе четырех признаков (P, R, S, H), представленных в таблицах 1 – 4. Показатель P характеризует физическое состояние, подвижность и физическую активность (табл. 1), показатель R связан со способностью к самообслуживанию и другим формам повседневной жизнедеятельности (табл. 2), показатель S – с психическим состоянием (табл. 3), показатель H – с особыми проблемами здоровья (табл. 4). Каждый из четырех признаков характеризуется несколькими уровнями. Чтобы определить коэффициент полезности, характеризующий данное состояние, для каждого из признаков выбирается уровень, соответствующий этому состоянию. Таким образом, состояние определяется при помощи задания четырех уровней. Зная уровни, соответствующие состоянию, по таблице 5 находят соответствующие им числа m1, m2, m3, m4 – мультипликативные факторы полезности, и рассчитывают коэффициент полезности (U), используя эмпирическую формулу:
U = 1,42 x (m1 x m2 x m3 x m4) – 0,42 (1);
В формуле 1 полному здоровью соответствует полезность, равная единице, а смерти – полезность, равная нулю. При очень низких значениях мультипликативных факторов полезности может получиться значение меньше нуля – «состояние, худшее, чем смерть» (табл. 7).
Таблица 1
Физическое состояние: подвижность и физическая активность (Р)
Код | Описание |
P1 | Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; отсутствуют ограничения физической возможности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться. |
P2 | Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать, нагибаться. |
P3 | Способен ходить по дому и вне его без посторонней помощи, но при передвижении нуждается в механической опоре. |
P4 | Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; имеются некоторые ограничения физической способности вставать, ходить, бегать, прыгать или нагибаться. |
P5 | Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому или вне его; нуждается в механической опоре при ходьбе. |
P6 | Нуждается в посторонней помощи при передвижении по дому и вне его; не в состоянии пользоваться или управлять руками и ногами. |
Таблица 2
Повседневная жизнедеятельность: самообслуживание и другие формы (R).
Код | Описание |
R1 | Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; отсутствуют ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность, другие занятия. |
R2 | Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; имеются некоторые ограничения при играх, посещении школы, трудовой деятельности или других занятиях. |
R3 | Способен принимать пищу, одеваться, принимать ванну, пользоваться туалетом без посторонней помощи; не способен участвовать в играх, посещать школу или место работы. |
R4 | Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; имеет некоторые ограничения на участие в играх, посещение школы, трудовую деятельность и другие занятия. |
R5 | Нуждается в помощи при принятии пищи, одевании, принятии ванны, пользовании туалетом; не способен играть, посещать школу или работать. |
Таблица 3
Социально-эмоциональные функции: эмоциональное благополучие и социальная активность (S).
Код | Описание |
S1 | Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними. |
S2 | Счастлив и раскован всегда или большую часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними. |
S3 | Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет среднее число друзей и контактов с ними. |
S4 | Беспокоен или находится в состоянии депрессии все или значительную часть времени; имеет мало друзей и контактов с ними. |
Таблица 4
Особые проблемы здоровья (H)
Код | Описание |
H1 | Нет проблем со здоровьем. |
H2 | Имеет небольшие физические отклонения или дефекты, например, шрамы на лице. |
H3 | Нуждается в слуховом аппарате. |
H4 | Имеет проблемы со здоровьем, выражающиеся в болях и дискомфорте не менее двух дней подряд через каждые два месяца. |
H5 | Нуждается в обучении в специальной школе из-за проблем с заучиванием или пониманием. |
H6 | Проблемы со зрением даже при пользовании очками. |
H7 | Проблемы из-за непонимания его окружающими. |
Примечания:
1. Выбор в пределах каждого описания определяется с учетом возраста человека. Трехлетний ребенок, например, не способен гулять без сопровождающих.
2. Лица с несколькими проблемами классифицируются в соответствии с наиболее серьезной.
Таблица 5
Мультипликативные факторы полезности (mi)
Физическое состояние | Повседневная жизнедеятельность | Социо-эмоц-ные состояния | Проблемы здоровья | ||||
Уровень | m1 | Уровень | m2 | Уровень | m3 | Уровень | m4 |
Р1 | 1,00 | R1 | 1,00 | S1 | 1,00 | H1 | 1,00 |
Р2 | 0,91 | R2 | 0,94 | S2 | 0,96 | H2 | 0,92 |
Р3 | 0,81 | R3 | 0,77 | S3 | 0,86 | H3 | 0,91 |
Р4 | 0,80 | R4 | 0,75 | S4 | 0,77 | H4 | 0,91 |
Р5 | 0,61 | R5 | 0,50 | H5 | 0,86 | ||
Р6 | 0,52 | H6 | 0,84 | ||||
H7 | 0,83 | ||||||
H8 | 0,74 |
Достоинством данного метода является его универсальность. Зная достаточно полно состояние при каждом конкретном заболевании на основании приведения данных таблиц, можно беспристрастно оценить значение его коэффициента полезности. Если оценки окажутся смещенными, то в равной степени для всех состояний, следовательно, смещение изменений полезности при каждом вмешательстве будет минимальным.
Во избежание сложных и дорогостоящих процедур (при масштабных исследованиях), связанных с расчетами индекса QALY, Мировым банком и Всемирной организации здравоохранения был разработан другой подход к измерению глобального бремени болезней – DALY.
Главная идея концепции DALY состоит в попытке качественной интегральной оценки состояния здоровья, принимая во внимание различные социальные роли в разных возрастах и их измерения с течением времени. Неотъемлемой частью концепции DALY является учет с помощью специальных коэффициентов весовых социальных предпочтений состояния здоровья различных половозрастных групп населения.