Изготовить действующую модель, позволяющую регулировать основные параметры технических требований в интервале неопределенности
Для вариантов А и Б технического задания требуются действующие модели различных типов.
Вариант А предполагает изготовление экспериментальной классной доски, которую можно было бы легко и просто регулировать по высоте, устанавливая ее верхний край на уровне, например, от 165 до 255 см, а нижний на уровне от 0 до 115 см. Такую модель изготовить сравнительно несложно либо сконструировав скользящую доску, либо используя регулируемые "маски" на неподвижной доске, занимающей всю стену от пола до потолка.
Техническое задание в варианте Б требует лишь того, чтобы экспериментальная доска простиралась от пола до уровня 225 см (что значительно выше максимальной вертикальной досягаемости руки человека ростом 188 см).
Моделировать деятельность человека у доски, пожалуй, будет труднее, чем моделировать новую конструкцию самой доски. Трудность заключается в том, чтобы выбрать задания, репрезентативные для огромного многообразия надписей, графиков, таблиц и т.д., которые в реальной жизни появляются на классных досках. Полезным методом здесь оказалась бы регистрация состояний, в которых доски остаются после уроков или лекций в различных учебных заведениях. Это позволит узнать, например, занимают ли по вертикали больше места графики или текстовые материалы, насколько велика разница между преподавателями различных дисциплин или между отдельными людьми в их требованиях к вертикальным размерам доски. Можно также пронаблюдать за преподавателями и лекторами во время работы, попросить их высказать свои требования и узнать их мнения о существующих досках, у которых, по мнению конструкторской бригады, верхний край расположен слишком низко или нижний — слишком высоко. Проводя это краткое исследование, можно отобрать несколько типичных графиков и (или) текстовых записей для нанесения на доску при последующих опытах. Испытуемыми в этих опытах должны стать люди заданного роста, причем желательно, чтобы часть их имела боль- i шой опыт пользования классной доской, а другая была неопытна в этом отношении. Количество испытуемых того и другого типа должно быть достаточно большим, чтобы можно было сделать разумные поправки на разброс в поведенчес-
Поиск границ
Рис. 7.15.
Глава 7 Готовые стратегии (конвергенция)
ких характеристиках разных людей, обнаруженный во время исследования реальной ситуации. По десять человек в каждой группе было бы, наверное, слишком много: по-видимому, вполне хватит пяти. Когда измеряются экстремальные значения человеческих характеристик, увеличение числа испытуемых обычно приводит лишь к очень незначительному уточнению результатов.