Мот-я, структура потребностно-мот-онной сферы л-ти. Влияние мот-и на продуктивность и качество д-сти

Мотивация –динамические тенденции побуждающие активность человека (Серг.Леонид.Рубинштейн).

Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно определены. В них также проявляются характерные для личности отношения к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде в частности. В интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности выражает направленность.

Мот-я – совокупность причин П-ического характера, объясняющих поведение чел-ка, ее начало, направленность и активность. Мот-я, как псих-ое явление, трактуется по-разному: 1. как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение; 2. как совокупность мотивов; 3. как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

Направления в определении Мот-ции:

- совокупность факторов и мотивов.

- динамическое образование, как процесс, механизм.

Типы мот-и: внешней мот-и и соответственно внешне мотивированного поведения и внутренней мот-и и соответственно внутренне мотивированного поведения.

Внешняя мот-я – детерминация поведения в тех ситуациях, когда факторы, к-ые его инициируют и регулируют находятся вне Я л-ти или вне поведения. Внешняя мот-я основана на наградах, поощрениях, наказаниях или др. видах внешней стимуляции, к-ые инициир. и напр.желательное или тормозят нежелательное поведение. Внутренняя мот-я – такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри л-тного Я и полностью находятся внутри самого поведения. Внутр. Мотивир. д-сти не имеют поощрений, кроме самой активности. В зависимости от того, на какой стадии находится мот-онный процесс, какова степень осознанности причин возникающего побуждения, а также степень удовлетворения потребности, мот-онные образования могут иметь не только разную структуру, время существования, но и разные названия.

Направленность более узкое понятие (по Лид.Ильин. Божович) – это устойчивая доминирующая система мотивов в которой ведущие мотивы подчиняют себе все остальные.

Структура направленности:

система целей и задач человека, которые соотносятся с определенным временем и обстоятельствами жизни.

Реальные интересы и увлечения.

Структура потребностей и мотивов.

Сформированность и тип направленности.

Система мировоззренческих позиций человека (установки, убеждения, ценности, идеалы).

Структура потребностно-мотивационной сферы личности: в мотивацию входит:

потребность как состояние нужды организма в условиях необходимых для его существования (Алексей Ник.Леонтьев).Потребности- это основная побудительная сила познавательной и практической д-сти чел-ка. Выделяют материальные, духовные и общественные потребности.

Потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в широком плане как нужность, желанность, а не только как дефицит чего-то. Возникновение потребности л-ти является механизмом, запускающим активность ч-а на поиск и достижение цели, к-ая может удовлетворить эту потребность. Необходимость разделения понятий «потребность организма» и «потребность л-ти». Потребность л-ти это «…отражение в соз-и нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее псих-ую активность, связанную с целеполаганием».

Особенности потребностей:

а) Конкретный содержательный характер потребностей, связанный обычно или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение.

б) Осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием.

в) Эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребностей, ориентирующее на поиск и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей.

г) Ослабление или полное исчезновение этих состояний после их удовлетворения.

д) Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

2- влечения и желания как формы потребностей. Влечение –неосознаваемая или слабоосознаваемая потребность. Желание –как осознаваемая потребность.Желание определяют: 1. как ощущение потребности; 2. как переживание, отражающее потребность, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что –либо осуществить; 3. как состояние актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.

3- мотивы. Мотив – (по Леонтьеву А.Н.) воспринимаемый или представляемый предмет потребности, который побуждает и направляет деятельность (если мы хотим есть (потребность в пище) каша, хлеб –это мотив). Мотив (по Рубинштейну С.Л.) –осознанное побуждение человека к деятельности, заключающееся в том, как он относится к цели деятельности, к задачам, условиям деятельности (цель –прочитать книгу, мотив то, насколько чтение ценно для человека).

Мотивы и личность:

-мотивы человека образуют иерархическую систему;

-мотивы переплетаются;

-смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое место, но бывают и конфликты мотивов, приводящие к разрушению личности, выражающиеся в невротических симптомах.

Мотивы – это побуждение к д-сти, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребности составляют сущность всех видов чел-ской активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Виды мотивов: 1. органические (в основе лежит удовлетворение органических потребностей); 2. материальные (с-лизированное удовлетворение органических потребностей); 3. с-льные (стремление чел-ка занимать определенное место в обществе, стремление к общению); 4. функциональные (удовлетворение потребностей к занятиям каким-либо видам д-сти); 5. духовные (удовлетворение эстетических потребностей).

4- стремление –это потребность в достижении цели.

5- интерес –форма проявления познавательной потребности, проявляющаяся в сосредоточении на предмете и желании ближе ознакомиться с этим предметом.

Особенностями интересов являются:

- активизация не только познавательных, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;

- большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

- расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

- своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.

6- склонность – направленность на определенную деятельность и интерес к ней.

7- идеал. Идеал включает в себя: моральные представления о долге, о своих обязанностях, образ, воплощающий в себе наиболее значимые и ценные черты (идеал сына, поэта).

8- установка – неосознаваемая готовность действовать определенным образом. Установки имеют важное функциональное значение: выступают в качестве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания деятельности; 2) освобождать личность от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях.

9- ценность – приоритетная значимость для человека целей, норм, типов поведения, которыми он руководствуется в своей жизни.

Мотивационная сфера личности включает в себя всю совокупность мотивационных образований. С точки зрения развитости мотивационную сферу можно охарактеризовать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальных потребностей. Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Гибкость отражает подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы. Иерархизированность мотивационной сферы – это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие подчиненное; одни используются чаще, другие- реже.

Влияние мотивации на результат деятельности опосредовано организацией этой деятельности и регуляцией своего поведения в ней.

ЗАКОН Йёркса-Додсона :Существует оптимум мотивации, при котором деятельность наиболее успешная. Мотивация растет, успешность деятельности достигает оптимума, но далее при растущей мотивации результативность деятельности падает. Не смотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, системы психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. По Б.И. Додонову у мотивации 4 структурных компонента:Удовольствие от деятельности; Значимость результата для личности; Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность; Принуждающее давление на личность

3 и4 пункты работают на мотивацию достижения (по Дж.Аткинсону).

Зависит: насколько человек способен мобилизовать свои психические возможности, учесть свои индивидуальные особенности при организации своей деятельности.

способность к организации времени, к рациональной регуляции активности, предвидению событий.

Данной проблемой занимались: К. Левин, А.Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Д. Аткинсон, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас

Наши рекомендации