Основные психологические теории и школы в отечественной психологической науке
В нашей стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в Х1Хв.
Н. Чернышевский - Антропологический принцип - русский путь в науке о поведении – от Сеченова до Павлова и Ухтомского. Психика как один из жизненных процессов организма не является самостоятельной сущностью и не требует того, чтобы быть познанной, иных средств, чем те, к-ыми наука добывает истину о других вещах.
И.М.Сеченов 1863 «Рефлексы головного мозга» выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания психологии - психические процессы, оказал серьезное влияние на становление экспериментальной психологии в России.
1) внешняя деятельность человека может быть объяснена с помощью рефлекторной схемы;
2) все психические акты развиваются путем рефлекса - отражения переданного в мозг раздражения;
3) схема психического процесса имеет схему рефлекторногокольца: а) происходит внешнее воздействие ® организм получает информацию о той среде, в которой ему предстоит функционировать; б) включеется деятельность ЦНС по посылке адекватной реакции + преобразование сигнала в психический образ внешней среды; в) реакция органа в виде движения, поступка, речи; г) отправка от мышцы обратного сигнала о совереном действии и измененной среде;
4) открытие принципа торможения;
5) познание имеет активный деятельностный характер;
6) сознание имеет социальную обусловленность.
Советский период - П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, Л.С. Выготский. Значение П-ии в это время объясняется задачей, стоящей перед новым обществом, - необходимостью воспитания нового ч-а, гражданина. Поиски объективного метода исслед-ия, являющегося основой материалистического подхода к психике, привели к увлечению биогенетическими теориями. Ведущими течениями советской П-ии стали учение о поведении, а также педология и психотехника, ориентированные на практическое использование П-ии в новой школе.
Иван.Петр.Павлов (последователь Сеченова) открыл механизм образования условного рефлекса.
1) существует тесная связь между живым существом и средой. Среда ® стимулы, организм ® реакция на них.
2) безусловные раздражители, сразу вызывающие ответную реакцию – безусловные рефлексы; безусловные раздражители, указывающие на полезные или вредные условия среды – условные рефлексы.
3) для формирования УР необходимо подкрепление реакцией как правильной или неправильной. Подкрепление обусловливает и определяет поведение, которое помогает индивиду выжить в этой среде.
4) поведение можно предсказать, если знать набор условий, от которых зависит выработка УР.
5) рефлекс может потерять силу, если не будет постоянного подкрепления.
6) подкрепление может быть не только биологическим (пища), но и социальным.
А.А. Потебня стал инициатором построения культурно-исторической П-ии. В конце 19 в. с-льные и мировоззренческие изменения привели к тому, что в П-ии произошла перемена ориентации с П-ии материалистической, ориентированной на естествознание, на П-ию идеалистическую, связанную преимущественной с философией.
А.Ф.Лазурский занимался вопросами личности, изучением характера человека, категорией отношения, он известен своими экспериментальными работами и в том числе предложил метод естественного эксперимента.
Ник.Никол.Ланге один из основателей экспериментальной психологии. Занимался изучением ощущения, восприятия, внимания, создал в России одну из первых лабораторий экспериментальной психологии.
М.Я. Басов (1892-1931). Считал д-сть особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между к-ыми регулируются задачей. Д-сть является субъективной. За всеми актами и механизмами стоит субъект «ч- как деятель в среде». Категория соз-я – вне поля зрения Басова.Вопрос о системном и смысловом строении соз-я был центральным для Выготского
Лев.Семен.Выготский создал культурно-историческую теорию развития психики. Культура создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психической функции. Доказал, что высшие психические функции (произвольное внимание, память, абстрактно-логическое мышление, воля) являются социально обусловленными. Изучал взаимосвязь речи и мышления, мотивации и познавательных процессов, соотношение обучения и воспитания, ввел понятие зоны ближайшего развития.
Серг.Леон.Рубинштейн («Основы общей психологии») разрабатывал деятельностный подход. Идеи:
1) всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель.
2) деятельность и сознание образуют единство. Осознание деятельности изменяет характер ее протекания в сторону усложнения.
3) осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. 4) поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которые отличаются от реакции иным отношением к объекту.
5) действие – это сознательный акт деятельности, который направляется на объект, и оно становится поступком.
6) деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру и его психика становится познаваемой для других.
Алек.Ник.Леонтьевразвивал общие понятия о деятельности («Деятельность. Сознание. Личность.»). Идеи:
1) деятельность – это процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.
2) предметные потребности определяются как внутренние состояния организма.
3) развитие деятельности приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции, т.е. деятельность порождает психическую жизнь.
4) деятельность, помимо объективного отражения реальности, переводит образ в объективно-предметную форму, которая м.б. вещественной или идеальной. Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании.
5) стадии развития психики в онтогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика (формирование образа), стадия интеллекта.
6) в каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность.
7) весь человеческий опыт можно разделить на индивидуальный, видовой и социальный, которые есть у каждого человека.
Борис.Мих.Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.
Борис.Герасим.Ананьев (Ленинградская психологическая школа) сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, а также создал факультет психологии ЛГУ.
Д.Б.Эльконин заложил основы детской психологии. Известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития. В.В.Давыдов – автор теории развивающего обучения.
Петр.Яков.Гальперин – создатель теории поэтапного формирования умственных действий.
Алексд.Ром.Лурия изучал нейрофизиологические основы памяти и мышления. разработал новую теорию организации и развития псих-ой д-сти, названную культурно- исторической, поскольку определяющим для формирования соз-я и его функции были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества.
Дмит.Никол.Узнадзе – автор теории установки.