Гендерные различия в лидерстве

Было проведено много исследований влияния

пола человека на принятие его группой как лидера.

Некоторые из этих исследований указывают на то,

что пол влияет на принятие лидера группой, но не

потому, что женщинам лидерам не хватает нужных

навыков. Было установлено, что восприятие сообще

ний зависит от их источника (Aries, 1998). Так, одно

и то же поведение может быть истолковано по раз

ному, в зависимости от того, чье это поведение —

мужчины или женщины. Например, участник собра

ния говорит: «Я думаю, мы разделались с этим пунк

том и должны двигаться дальше». Если эти слова

принадлежат женщине, то комментарий может быть

воспринят как неуместный, доминирующий и крити

ческий. Если мужчина сделает точно такой же ком

ментарий, то более чем вероятно, что его воспримут

как проницательного и целеустремленного человека.

Проблема женщин состоит в том, что их лидерское

поведение может быть истолковано по разному.

Кроме того, стереотипы гендерной роли могут

привести к недооценке поведения, направленного на

сотрудничество и поддержку, которое мастерски ис

пользуют многие женщины. Однако, как отмечает

Салли Хелгесен (Helgesen, 1990), многие женщины

руководители успешны, потому что они проявляют

гибкость в общении с людьми и при решении их про

блем и потому что они готовы устранять препятствия

для взаимодействия между людьми на всех уровнях

организации.

К счастью, в восприятии лидерства происходят

изменения по мере того, как меняется представление

о его «эффективности». Патриция Эндрюс (Andrews,

1992) поддерживает это заключение, отмечая, что

более важно учитывать уникальный характер груп

пы и навыки человека, претендующего на роль лиде

ра, чем его пол. Она утверждает, что сложное взаи

модействие факторов (в том числе, как много власти

сосредоточилось в руках у лидера) влияет на эффек

тивность гораздо больше, чем пол. Как заметили

Джурма и Райт (Jurma & Wright, 1990), исследова

ния показывают, что и мужчины, и женщины одина

ково могут руководить группами, ориентированны

ми на выполнение задач.

Кроме того, в середине 1990 х годов исследования

показали, что обладание навыками коммуникации,

связанной с выполнением задач, было единственно

важным прогностическим признаком того, кто будет

лидером. В число таких признаков не входил пол че

ловека. По данным Кэтрин Хокинс (Hawkins, 1995),

не отмечено существенных гендерных различий в

коммуникации, связанной с выполнением задач. Та

кая коммуникация, по видимому, является ключом к

возникновению лидерства в групповом взаимодей

ствии, ориентированном на решение задач, — неза

висимо от гендерной принадлежности.

ВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ

Как часто вы жаловались, что собрание, на кото

ром вы присутствовали, было пустой тратой време

ни? Продуктивные групповые собрания не происхо

дят сами собой. Для этого они должны быть сплани

рованы, проведены и завершены. Одна из основных

обязанностей как формального, так и неформально

го лидера заключается в планировании и эффектив

ном ведении собрания группы. Ниже приводятся не

сколько рекомендаций, которые помогут лидеру сде

лать собрание продуктивным.

Перед собранием

1. Подготовьте повестку дня. Повестка дня пред

ставляет собой изложение основных проблем, кото

рые должны быть решены на собрании. Основные

положения повестки дня формулируются на основе

Часть 3 · Групповая коммуникация

намеченных ранее шагов, зафиксированных в прото

колах последнего собрания, а также с учетом новых

проблем, которые возникли с момента последнего

собрания. Эффективные лидеры должны быть увере

ны, что повестка дня соответствует времени, отведен

ному для собрания. На рис. 11.1 показана повестка

дня собрания группы, на котором решалось, какой из

трех курсов изучать через Интернет в следующем

семестре.

2. Решите, кто должен присутствовать на собра

нии. В большинстве случаев все члены группы будут

присутствовать на собрании. Иногда одному или не

скольким членам группы не обязательно присутство

вать на определенном собрании, и им нужно лишь

ознакомиться с его результатом.

3. Выберите соответствующие место и время. Убе

дитесь, что место оборудовано всем необходимым, что

позволит группе работать эффективно. Может потре

боваться аудиовизуальное оборудование, компьютеры

и другая аппаратура. Группы работают менее эффек

тивно на длительных собраниях, а идеальное собрание

должно длиться не больше чем полтора часа. Если

собрание должно продолжаться дольше, каждый час

делают перерыв, чтобы избежать утомления.

Раздайте повестку дня. Повестка дня должна быть

на руках у членов группы за несколько дней до со

брания. Если члены группы не получат повестку дня

заранее, они не смогут подготовиться к собранию.

Поговорите с каждым участником перед собрани

ем. Важно понять позиции членов группы и их лич

ные цели. Время, проведенное в подготовке вопросов,

поможет лидеру предвидеть конфликты, которые

могут возникнуть, и спланировать, как управлять

ими таким образом, чтобы группа приняла эффек

тивное решение и сохранила сплоченность.

В течение собрания

Обсудите повестку дня и внесите в нее исправле

ния. Начните собрание с обсуждения повестки дня и

предложений членов группы. В связи с тем, что обсто

ятельства могли измениться со дня раздачи повестки

дня и даже с момента начала собрания, обсуждение

повестки дня позволит группе работать над теми про

блемами, которые все еще важны и уместны. Обсуж

дение повестки дня также дает членам группы воз

можность влиять на выбор обсуждаемых вопросов.

Проследите за тем, чтобы члены группы распреде

лили между собой все необходимые роли. Роль ли

дера в ходе обсуждения сводится к тому, чтобы вес

ти группу к достижению цели или управлять проце

дурами и руководить отношениями в группе. Лидеры

должны быть осведомлены, в каких ролях нуждает

ся группа в данное время. Когда другие члены груп

пы принимают на себя необходимые роли, лидер не

должен ничего предпринимать. Но когда появляет

ся необходимость в определенной роли и члены груп

пы не хотят ее исполнять, лидер должен вмешаться

в ситуацию. Например, если лидер заметил, что не

которые говорят больше чем положено и никто не

пытается их прервать, лидер должен принять на себя

роль «хранителя» и попросить всех членов группы

прокомментировать дискуссию.

Глава 11 · Роли и лидерство в группах

1 марта 2001 года

В компьютерную дискуссионную группу кампуса

От Джейнил Смит

Повестка дня собрания

Дата: 8 марта 2001 года

Место: Студенческий союз, конференц зал А

Время: С 15.00 до 16.30 (пожалуйста, не опаздывайте)

Цели собрания

Мы ознакомимся с каждым из трех курсов, предложенных для

обучения через Интернет на следующий семестр.

Мы будем оценивать каждый курс в соответствии с критериями,

которые мы выработали в прошлом месяце.

Мы намерены достичь согласованного решения, какой их трех

курсов будет предложен.

Наши рекомендации