Полимодальное реагирование
Люди предпочитают различные способы получения информации, поступающей через органы чувств. Консультанты могут повысить свою эффективность, учитывая разнообразие способов получения информации из окружающего мира и тот факт, что предпочтение того или иного способа влияет на восприятие и поведение. Некоторые клиенты воспринимают мир визуально: они «видят» происходящее, употребляют для описания ситуаций слова, связанные со зрением. Другие ориентируются главным образом на слух: они «слышат» мир вокруг себя. Есть люди, которые ориентируются кинестетически: они «телесно ощущают» ситуации, как будто находятся в физическом контакте с ними. (Двое из моих троих детей описывают окружение в значительной степени с помощью характеристик, связанных с обонянием.) Независимо друг от друга Иви (Ivey, 1994) и Лазарус (Lazarus, 1995) высказали мнение, что приспосабливание к основным способам восприятия и познания, свойственным клиенту, является решающим в достижении желательного изменения. Поскольку многие клиенты владеют многообразными способами познания мира, консультанты должны менять свои реакции и включать в свой репертуар слова, которые отражают понимание мира клиента. Например, консультант может сказать человеку с выраженным полимодальным восприятием: «Я вижу ваш взгляд на ситуацию и слышу ваше волнение. Я чувствую, что вы потеряли почву под ногами».
Не менее мощным средством может оказаться умение отвечать клиенту на его языке. Консультантам необходимо проводить различие между преимущественно аффективным, поведенческим и когнитивным типами речевых реакций. Аффективные реакции сосредоточены на эмоциях клиента; поведенческие реакции сфокусированы на действиях; когнитивные (познавательные) реакции сосредоточены на идеях. Таким образом, при работе с субъектами, ориентированными на эмоциональное реагирование, консультанты должны подбирать соответствующие слова. В табл. 6.1 приведены некоторые из наиболее часто употребляемых в данных случаях слов (для англоязычных клиентов) (Carkhuff & Anthony, 1979).
Таблица 6.1
Слова, наиболее часто применяемые для описания эмоциональных состояний
(перевод англоязычной статистики)
Уровень интенсивность | Категории чувств | ||||||
Счастье | Печаль | Страх | Неуверенность | Раздражение, гнев | Сила, потенциал | Слабость, неадекватность | |
Сильиый | Возбужденный | Отчаявшийся | Паникующий | Смущенный | Оскорбленный | Могучий | Испытывающий стыд |
Взволнованный | Безнадежный | Охваченный | Дезориентированный | Враждебный | Властный | Бессильный | |
Восхищенный | Угнетенный | ужасом | Недоверчивый | Разъяренный | Полный сил | Ранимый | |
Восторженный | Подавленный | Боязливый | Сконфуженный | Взбешенный | Могущественный | Малодушный | |
Исступленный | Сокрушенный | Напуганный | Злой | Трусливый | |||
Окрыленный | Жалкий | Трусящий | Грубый | Несостоятельный | |||
Ликующий | Покинутый | Ошеломлённый | Полный ненависти | ||||
Разбитый | Недоброжелательный | ||||||
Всеми оставленный | Мстительный | ||||||
Умеренный | В приподнятом настроении | Удрученный | Волнующийся | Сомневающийся | Раздраженный | Выносливый | Смущенный |
Благополучный | Приведенный в смятение | Беспокойный | Растерянный | Раздраженный | Важный | Бесполезный | |
Счастливый | Разочарованный | Шаткий | Опасающийся | Рассерженный | Уверенный | Деморализованный | |
Одинокий | Ненадежный | Ненадежный | Обиженный | Бесстрашный | Беспомощный | ||
Оптимистичный | Неблагополучный | Безумный | Энергичный | Изнуренный | |||
Веселый | Несчастный | Напряженный | Озадаченный | Расстроенный | Храбрый | Глупый | |
Бодрый | Пессимистичный | Озабоченный | Отважнцй | Неспособный | |||
Полный энтузиазма | Грустный | Разбитый | Смелый | Некомпетентный | |||
Радостный | Ущемленный | Ощущающий угрозу | Обиженный | Самоуверенный | Несведущий | ||
Заинтересованный | Сломленный | Чувствительный | Адекватный | Неадекватный | |||
Подавленный | Взволнованный | Нетерпеливый | Самонадеянный | Взбудораженный | |||
Упрямый | Уверенный в себе | ||||||
Компетентный | |||||||
Умелый | |||||||
Слабый | Понравившийся | Потерянный | Пугливый | Ненадежный | Обеспокоенный | Решительный | Хилый |
Приятный | Нервный | Удивленный | Раздосадованный | Определенный | Болезненный | ||
Довольный | Обескураженный | Возбужденный | Неуверенный | Брюзга | Стойкий | Кроткий | |
Умиротворенный | Разочарованный | Стесненный | Колеблющийся | Неудачник | Способный | Смиренный | |
Удовлетворенный | Унылый | Напряженный | Нерешительный | Озабоченный | Сильный | Неспособный | |
Спокойный | Подавленный | Тревожный | Обеспокоенный | Слабый | |||
Одинокий | Насторожённый | Встревоженный | Аутсайдер | ||||
Раздражительный | |||||||
Хмурый | |||||||
Неприветливый |