Основные выводы
1. Поведение людей определяется глубоко заложенными в них потребностями, жизненным опытом и индивидуальными системами ценностей. ОП – это изучение поведения людей и групп в организациях, формирование поведенческих моделей, разработка навыков и способов практического использования полученных знаний.
2. ОП преследует четыре цели. Первая – систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в трудовом процессе. Вторая цель состоит в объективном (насколько возможно) объяснении причин поступков индивидов и групп в определенных условиях. Предсказание поведения работника в будущем – третья цель ОП. Четвертая цель изучения – овладение навыками управления поведением людей в трудовом процессе и их совершенствование.
3. Поле ОП (сфера действия) формируется в процессе взаимодействия четырех факторов – людей, организационных структур, технологии и внешней среды, в которой действует данная организация.
4. Основная характеристика людей в организации – степень их индивидуальной ответственности за конечный результат деятельности организации и творчества на каждом рабочем месте.
5. Одна из основных характеристик групп – их значительная динамика (формирование, развитие и распад).
6. Организационная структура устанавливает формальные отношения между людьми и группами, позволяет эффективно координировать их усилия, определяет рамки и формы власти, лидерства и влияния в организации, предполагает разработку структурной схемы соподчинения и взаимодействия, а также отношений сотрудничества или соперничества в процессе выработки, принятия и реализации решений.
7. Технологическое обеспечение представляет собой материальные ресурсы, вовлеченные в процесс управления и производства. Уровень техники и технологий оказывает значительное влияние на трудовые отношения. Работа на каждом рабочем месте имеет свою психологическую характеристику. Внешняя среда организации оказывает прямое и косвенное влияние на все факторы внутренней среды и ОП. Что касается современных организаций, то внешняя среда характеризуется ростом непредсказуемости изменений и сложности взаимодействия факторов, развитием информационных технологий и Интернет-революцией.
8. Несмотря на многообразие и гибкость вариантов человеческого поведения, на их кажущуюся непредсказуемость, возможна разработка определенных концепций, относящихся к поведению людей. ОП основывается на ряде базисных идей о природе чело века и организаций.
9. Принято выделять шесть основных понятий, характеризующих природу человека (индивида): индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности.
10. Природа организации определяется социальной системой, взаимными интересами человека и организации, этическими принципами, иерархией, стремлением к конкурированию с другими организациями и ценностью психологической общности работников.
11. Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к противоречию или возможности возникновения противоречия между экономическими показателями фирмы, измеряемыми доходами, издержками, прибылью и показателями социальной ответственности, выражающимися через обязательства по отношению к коллективу и обществу.
12. Существует несколько базисных теоретических подходов в ОП: ориентированный на человеческий капитал (поддерживающий), ситуационный, ориентированный на результаты и системный.
13. Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы ОП, фундамент которой образуют убеждения, ценности, особенности и намерения тех людей в организации, которые принимают основополагающие решения относительно ее существования и развития, а также руководителей, управляющих ею в данное время.
14. Философия (теоретическая модель) ОП менеджмента организации связана с ее миссией и в общем виде является представлением руководителя как человека и управляющего о способе достижения организационной цели–миссии и возможных результатах.
15. На протяжении последних 200 лет существуют две основные парадигмы в управлении:
1. Гармоническое отношение к миру и месту человека в нем: человек – такая же часть мира, как и любой представитель живой и неживой природы. Развитие человека и его сообществ подчиняется гармоническим законам Вселенной, его воля ограниченна, а свобода является осознанной им необходимостью действовать в сложившихся условиях, не нарушая гармонии мира (пример – все духовные практики и бизнес, построенный по этим принципам). Энергия уходит не на борьбу, а на созидание.
2. Технократическое отношение к миру: человек управляет миром, он бесконечно свободен, его воля безгранична, его решения не нуждаются ни в каком согласовании, техника поможет ему бороться с миром за свои потребности, он полностью управляет техникой и технологиями.
16. Существует четыре модели (парадигмы) ОП авторитарная, опекающая, поддерживающая и коллегиальная (ранние модели, та кие, как феодальная и рабовладельческая, опускаются) Они об разуют эволюционный ряд практических методов управления людьми, применявшихся в течение последних 100 лет. Хотя в конкретный период доминировала какая-либо одна из них, организации использовали все рассматриваемые модели
17. Авторитарная модель, основанная на власти, доминировала в эпоху Промышленной революции. В рамках этой модели руководитель должен обладать соответствующими властными полномочиями, позволяющими подвергнуть штрафным санкциям не подчиняющегося приказам работника.
18. В 1930-х гг совместные усилия работодателей, профсоюзов и правительств различных государств позволили добиться повышения степени защищенности рабочих. Родилась опекающая модель ОП. В условиях высокой изменчивости условий рынка труда защищенность по-прежнему является наивысшим приоритетом для множества работников.
19. Поддерживающая модель ОП базируется на принципе поддерживающих взаимоотношений Лайкерта. Он утверждает, что управление и другие организационные процессы должны обеспечивать максимальную вероятность того, что при всех взаимодействиях и всех взаимосвязях с организацией каждый ее член, обладающий собственными опытом, значимостью, ожиданиями, ощущает поддерживающий подход, вызывающий у него (нее) и помогающий ему (ей) сохранить чувство собственного достоинства и значимости.
20. Коллегиальная модель относится к группе людей, стремящихся к достижению общей цели. Первоначально эта модель включала понятие команды. Она получила широкое распространение в исследовательских лабораториях и организациях.
21. В настоящее время актуальными проблемами коллективов организаций являются кризис мотивации, негативная трансформация представлений практических работников о современной трудовой деятельности, необходимость развития у них совершенно новых групп способностей, применение манипулирования и других жестких психологических методов как основных методов влияния на работников, предрасположенность малых организаций к корпоративному разрастанию, что в большинстве случаев приводит к их полному разрушению.