Вхождение человека в организацию
Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких проблем, которые обязательно сопутствуют этому процессу. Во-первых, это адаптация человека к новому окружению, которая не всегда проходит успешно и успех которой зависит от правильного взаимодействия обеих сторон: человека и организационного окружения. Во-вторых, это коррекция или изменение поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, это изменения и модификации в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное «место» для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора.
Данные проблемы определяют не только, сможет ли человек войти в организацию. От их решения во многом зависит и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением.
Страх.
Страх новичка в организации выражается в неуверенности: он не знает, что его ожидает. Кроме того, он опасается, что он не соответствует (или не будет соответствовать) вполне ожиданиям организации или ее представителей. Поэтому у него возникает вопрос, как можно управлять этим страхом или опасениями. В этой связи Портер ссылается на исследование, в котором изменения процедуры введения в должность использовали как средство для преодоления страха:
Контрольную группу информировали об организационных правилах и нормах (время работы и т.д.)традиционным способом. Сотрудники отдела кадров проводили общий инструктаж в течение двухчасового собрания, после чего непосредственный начальник, дав новым сотрудникам некоторые краткие указания, знакомил их с новым местом работы. Экспериментальной группе, после аналогичного двухчасового собрания, предоставили возможность провести остаток дня в конференц-зале. Здесь они общались с их будущими коллегами и получали у них более подробную информацию о рабочем процессе. При этом эта группа могла получить информацию о социальном контексте своей работы (например, об особенностях начальника). Результатыэтого исследования показали, что экспериментальная группа достигла стандарта продуктивности (установленного организацией) приблизительно на четырех недели раньше, чем контрольная группа (этот результат подтвердили также последующие исследования). Портер интерпретировали это таким образом: члены экспериментальной группы в результате специфической процедуры введения в должность получали дополнительную возможность приобрести необходимые компетенции в действиях не испытывая при этом страх. В то время как члены контрольной группы из-за необходимости преодолевать страх попусту тратили много энергии.
Разочарование.
Однако наряду с проблемой преодоления страха новичок в организации в первые дни и недели своей работы испытывает разочарования, так как рабочие будни не всегда оправдывают ожидания, которые он связывал с новой ситуацией.
Дуннетте исследовал структуру и следствия этого начального разочарования. Он опросил около 1000 выпускников колледжей, которые впервые устроились на работу, и установил, что реальные рабочие условия в большинстве случаев не соответствовали ожиданиямновичков. Наиболее часто различия проявлялись в тех аспектах, которые новички оценивали как наиболее важные (например, возможность использовать свои способности и продвигаться по карьерной лестнице). Естественным следствием этого была текучесть кадров в организациях.
Согласно наблюдениям многих исследователей, уровень флуктуации и текучести новых кадров наиболее высок именно в первые недели/месяцы после их вступления в организацию и значительно ниже в последующее время работы.
Грэн провел лонгитюдное исследование, в котором он в течение четырех месяцев наблюдал за непосредственной деятельностью и удовлетворенность работой административных служащих в большом университете (начиная с момента их вступления в организацию). При этом он обнаружил, что уже через две недели работы в организации готовность новых сотрудников прикладывать усилия и их удовлетворенность работой значительно снизились. Эта тенденция сохраняется (в более слабой форме) и в последующие три месяца.
Что касается динамики этого процесса, то следует заметить, что не только новички при определенных обстоятельствах имеют не реалистичные ожидания по отношению к организации, но и представители организации имеют столь же не соответствующие действительности ожидания по отношению к новичкам. Непосредственные начальники и коллеги предъявляют новичкам слишком высокие требования.
3) Ролевые ожидания.
Однако наряду с проблемой преодоления страха и управления разочарованиями новичок при определенных обстоятельствах может столкнуться с еще одной (третьей) трудностью, которая связана с необходимостью разрешить недоразумения обоюдных ролевых ожиданиймежду ним и его начальником (возможно, также и коллегами).
Грэн провел лонгитюдное исследование, в котором проанализировал, как согласуются между собой действительные (ориентированные на продуктивность) ролевые ожидания начальника по отношению к новому сотруднику и предположения этого новичка относительно того, что от него ждет начальник. Результаты анализа частной выборки показали, что рассогласование между ролевыми ожиданиями (действительными и предполагаемыми) непрерывно возрастало в первые четыре месяца.На основании этого он пришел к выводу, что основная причина - это недостаток информации, как со стороны начальника, так и со стороны подчиненного. Причины многообразных конфликтов как раз и заключаются в неполноте обмена информацией. Также очевидно, что подобные разногласия в точке зрения (восприятии, понимании) затрудняют процесс социализации новичков.