Вопрос. Психологическое сопровождение детей и подростков с отклонениями в развитии.
Вопрос. Психологическая помощь детям и подросткам с нарушениями слуха.
Существующие сегодня в мировой практике виды психологической помощи детям и подросткам чрезвычайно разнообразны. Они различаются по характеру решаемых задач специалистами, работающими с детьми и подростками: педагогов, дефектологов, социальных работников, врачей и др. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.
По своему характеру психологическая помощь может состоять:
а) в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка. Например, таких как направление в специальные или вспомогательные школы, специальные детские сады, направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля;
б) в рекомендации методов воспитания, обучения;
в) рекомендации по профессиональной ориентации подростков;
г) в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;
д) в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.
Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.
В связи с этим авторы выделяют несколько моделей психологической помощи детям и подросткам с нарушениями слуха.
Педагогическая модельвключает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.
Диагностическая модель.объектом диагностики оказываются дети или подростки с нарушением слуха, а как следствие и с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Причем сам процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики. Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.
Социальная модельпомощи чаще используется в семейной консультации. Такого рода помощью может быть, например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения, знакомство родителей с имеющимися в городе социальными службами, например родительские ассоциации, семейный клубы и др.
Медицинская модельпомощи предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей с нарушениями слуха, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.
И наконец, психологическая модельпомощи, опираясь на закономерности психического развития ребенка и подростка, предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с нарушениями слуха и разработку адекватных методов психологического воздействия, т. е. оказание всесторонней психологической помощи.
Психологическую помощь можно рассматривать двупланово: в широком и узком смысле этого понятия.
В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.
В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.