Приемы развития творческой атмосферы во время учебы
· Не спешите с оценкой ответов обучающихся как правильных или неправильных.
· Никогда не отвергайте неправильные ответы с ходу.
· Относитесь серьезно ко всем комментариям со стороны слушателей.
· Не критикуйте отдельных слушателей в ходе учебы, если это все же необходимо, то луче пусть это сделает группа, но по возможности обеспечьте конструктивность этой критики.
· Стимулируйте групповые дискуссии и обсуждения.
· Чаще бросайте вызов возможностям слушателей, предлагая им найти нестандартные решения хорошо известных проблем.
· Чаще давайте задания, требующие от слушателей проявления творчества и чувства юмора.
Активность обучающихся
Сколь бы банально это ни звучало, но в конечном итоге слушатели учатся на собственном опыте. Преподаватель только облегчает процесс учения и создает условия – физические, социальные, психологические, - которые благоприятствуют обучению. Обучение – двусторонний процесс, и ученик – активный участник этого процесса.
Когда мы говорим об обучении, нас в первую очередь интересуют следующие виды активности:
Ø физическая – обучающиеся перемещаются в аудитории, пишут, рисуют, выполняют психотехнические упражнения и т.п.
Ø коммуникативная – слушатели задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, участвуют в групповых обсуждениях, участвуют в ролевых играх и т.п.
Ø познавательная – участники слушают, анализируют увиденное или услышанное, вносят (формулируют) предложения, ищут решение проблем и т.п.
Есть ряд приемов, с помощью которых преподаватель может поддерживать высокий уровень активности слушателей. Активность обучающихся может обеспечиваться за счет:
· использования психотехнических процедур;
· включения в процесс обучения элементов соревновательности;
· использования методов активного обучения (групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор практических ситуаций и пр.).
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие методы активного обучения[19]:
c тренинги;
c программированное обучение;
c компьютерное обучение;
c групповые обсуждения;
c деловые и ролевые игры;
c ролевое моделирование;
c разбор практических ситуаций;
c баскет-метод.
Тренинги
Под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы, и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно широко используются разнообразные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
В 60-е годы в США широкое распространение получили тренинги в так называемых Т-группах, или тренинги сензитивности. Главной задачей этих тренингов было повышение чувствительности слушателей к решению проблем в сфере межличностных взаимодействий. Предполагалось, что широкая подготовка персонала в Т-группах будет способствовать повышению эффективности межличностных взаимодействий не только внутри отдельных подразделений, но и в организации в целом. Однако многолетний опыт проведения занятий Т-групп в самых разных организациях (от банков до промышленных предприятий) не оправдал возлагаемые на них надежды, и сейчас тренинг сензитивности чаще используется в практике психотерапии, чем в практике бизнес-образования.
Начиная с середины 80-х годов, в СССР все более широкое распространение стали приобретать тренинги навыков делового общения для разных категорий работников с использованием видеозаписи как средства обратной связи. Тренинг делового общения направлен на развитие у слушателей не только эффективных навыков межличностного общения, но и на повышение общего уровня их компетентности в коммуникативной сфере. Особое значение обучение навыкам эффективного делового общения имеет для тех категорий работников, для которых успех в выполнении должностных обязанностей определяется именно эффективностью в сфере межличностных взаимодействий (руководители, секретари-референты, продавцы, страховые агенты и др.).
В начале 90-х годов, когда российский рынок бизнес-образования только начинал знакомиться с западными методами обучения, широкое распространение получил тренинг навыков переговоров (в том числе и телефонных). Другой популярной темой был и остается тренинг эффективных продаж – обучение тому, как продавать товары или услуги. В настоящее время все большее распространение получают тренинги, в ходе которых руководители осваивают различные аспекты управления (например, мотивация подчиненных, принятие решений, организация командной работы и др.). В ходе этих тренингов руководители не только более подробно рассматривают сам процесс управленческой деятельности (планирование, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.
В тренинге лидерских навыков руководители получают знания и отрабатывают навыки, позволяющие им эффективно взаимодействовать с подчиненными и другими руководителями, поддерживая высокий уровень мотивации и сотрудничества при решении рабочих задач. Особое внимание в ходе этих тренингов обращают на развитие у участников навыков групповой (командной) работы.
Наиболее широкое распространение получили тренинги, направленные на развитие навыков делового общения. Обычно в ходе тренингов делового общения рассматриваются следующие темы:
· Структура процесса делового общения.
· Управление процессом группового обсуждения проблем (групповая дискуссия, проведение совещаний).
· Установление и поддержание психологического контакта. Пути повышения уровня сотрудничества в деловом общении.
· Деловая беседа. Методы убеждения собеседника.
· Умение слушать. Активное слушание.
· Мотивация в деловом общении.
· Конфликты в деловом общении. Конструктивная стратегия разрешения конфликтных ситуаций.
· Выступление перед аудиторией (презентация подготовленных предложений).
Устойчиво популярными являются также тренинги "Искусство продаж"; "Убеждение клиента", "Проведение презентаций", "Планирование рабочего времени" и др.
Тренинг является очень эффективным методом обучения персонала, если основной целью его является овладение конкретными навыками или умениями, необходимыми для выполнения должностных функций, или их развитие.
Во многих транснациональным компаниях («Хьюлетт-Паккард», «Проктер энд Гэмбл», "Сименс" и многих других) проводится вводный тренинг для новых сотрудников Он дает краткое знакомство с историей организации, ее текущим состоянием, маркетинговой политикой, производственной деятельностью, организационной структурой и работой основных отделов, закладывает модели поведения, отвечающие требованиям компании. На "Сименс" вводный тренинг проводится для сэйлз-менеджеров, для инженерного персонала – они обязаны знать новую технику и новые технологии. Очень большое внимание тренингам уделяют компании, занимающиеся сетевым маркетингом (Herbalife, Oriflame, Mary Kay и др.). Это и тренинги продаж, и ознакомление с продуктом, и основы взаимодействия с клиентом.
Многие компании, работающие в сфере торговли/продаж и обслуживания, проводят тренинги регулярно, для "поддержания формы" своих сотрудников. Например, вот как относится к тренингам И. Дудник, руководитель службы персонала ТД "Русьимпотрт":[20]
"По нашим наблюдениям, подтвержденным цифрами и фактами, после проведения с торговыми представителями активного тренинга в течение 2-3 дней, объемы продаж возрастают в среднем на 10-15%. Это зафиксированная цифра, на которую мы ориентируемся.
Тренинг повышает мотивацию людей. Во время тренинга происходит не только передача знаний, что, безусловно, очень важно, но и определенная эмоциональная зарядка людей. Пробуждается, актуализируется потребность применить новые знания на практике, т.е. побудительные мотивы деятельности существенно возрастают. Поэтому торговые представители после тренинга 3-4 месяца находятся в состоянии эмоционального подъема. В связи с этим мы разрабатываем программу таким образом, чтобы в среднем тренинг проходил в компаниях примерно один раз в квартал. Этим мы стараемся поддерживать эмоциональное состояние торговых представителей в некотором напряжении".
Российский рынок образовательных услуг в сфере бизнес-образования отличает широкое многообразие тренингов, предлагаемых бизнес-школами, учебными центрами, консалтинговыми фирмами. Некоторые крупные фирмы проводят тренинги своими силами. Например, отдел обучения московского филиала фирмы "Кодак" имеет в своем составе семь опытных тренеров, которые обучают персонал навыкам работы на компьютере, навыкам продаж, навыкам секретарской работы и финансовым операциям.