Стремление к успеху и превосходству
Адлер утверждал, что действиями и поступками человека руководит его стремление к личной выгоде, которое психолог называл успехом. Поскольку все мы рождаемся с телом маленьким, хрупким и слабым, у нас изначально вырабатывается чувство неполноценности, от которого мы всеми силами стараемся избавиться. Люди, стремящиеся к превосходству, не слишком пекутся об интересах окружающих, фокусируясь исключительно на собственных, – следовательно, их психику нельзя считать здоровой. А вот те, кто стремится к успеху, делают это ради блага всего общества, не теряя при этом своей индивидуальности, – значит, с психологической точки зрения они абсолютно здоровы.
Научные определения
Комплекс неполноценности – это полностью или частично неосознаваемое чувство собственной никчемности, ущербности. Излишнее стремление к компенсации этого чувства может привести к возникновению невротических симптомов.
Комплекс превосходства – убежденность человека в том, что он лучше других, возникающая вследствие глубокого подавления чувства собственной неполноценности.
По Адлеру, личность человека формируется под влиянием следующих внешних факторов:
1. Компенсация – психический феномен, который выражается в том, что человек с явными недостатками, чувствующий себя неполноценным по сравнению с другими, ставит перед собой цель превзойти себя. Люди, которым это удается, добиваются успеха и в личной, и в общественной жизни.
2. Пассивность. Человек сдается, смиряясь со своими недостатками, и не стремится их преодолеть. Такой образ действий характерен для большинства людей.
3. Сверхкомпенсация – излишнее стремление к преодолению собственной слабости заставляет человека слишком сильно стремиться к успеху. По утверждению Адлера, такие люди, как правило, бывают невротиками.
Альфред Адлер предложил миру идеи, резко отличающиеся от идей Зигмунда Фрейда, поскольку, в отличие от основателя психоанализа, он строил свою теорию на концепции уникальности каждой личности, а не на универсальных биологических факторах. Отойдя от научной школы Фрейда и его последователей, Адлер предложил конкурентное видение на развитие психологии – особенно детской – и выработал принципы, которые и по сей день считаются фундаментальными принципами современной психологии.
Основные теории психологии групп
Что происходит, когда люди собираются вместе
Группы оказывают на поведение человека огромное и чрезвычайно важное влияние, хотя мы далеко не всегда это осознаем. Человек ведет себя по‑разному в зависимости от того, окружен он другими людьми или нет.
Социальная фасилитация
Согласно основному положению теории социальной психологии, находясь в одиночестве, мы намного больше расслаблены; нас не беспокоит, как наши поступки и действия выглядят со стороны. Если в это уравнение включается хоть один человек, наше поведение меняется и нас начинает гораздо больше волновать происходящее вокруг. Как показали исследования, в окружении людей мы с большей производительностью выполняем простые или хорошо заученные, знакомые задания. Однако когда мы пытаемся сделать что‑то новое и трудное, то присутствие других, напротив, мешает, и производительность, соответственно, снижается. Этот феномен называется в психологии социальной фасилитацией, и суть его заключается в следующем: в присутствии посторонних человеку легче удается решение простых задач, но эффективность решения сложных снижается.
Возьмем, например, спорт. Если вы только начинаете учиться какой‑нибудь спортивной игре, вам будет намного комфортнее тренироваться в одиночестве, чем в команде, потому что присутствие других людей заставит вас больше думать о том, что и как вы делаете, из‑за чего вы будете чаще ошибаться. Если же вы профессиональный спортсмен, то присутствие зрителей вам только поможет, так как вы будете стараться как можно лучше продемонстрировать свои таланты.