Генетика поведения
В генетике проводится различие между морфологическими, физиологическими и типичными чертами поведения. Изучение последних из перечисленных называют генетикой поведения.Поиск прямых связей между фенотипом и генотипом был наиболее успешным на морфологическом уровне, то есть на уровне физических характеристик. Наследственная основа определенных морфологических черт гороха была четко установлена в известных экспериментах Менделя в середине XX века. Генетические механизмы особенностей поведения оказались более устойчивыми к анализу. Большинство доказательств в генетике поведения взяты из экспериментальных исследований индивидуальных различий у разных видов животных. В настоящее время влияние отдельных генов анализируется все глубже, с использованием генетических манипуляций (искусственно вызываемых мутаций). Большинство из полученных доказательств с трудом переносятся на поведение, в особенности на поведение человека, где культурные влияния играют особенно важную роль.
Экологические переменные оказывают ограниченное влияние на проявление черт, закодированных единственной ге-
" См. Cavalli-Sforza & Bodmer, 1971; Cavalli-Sforza,
Menozzi & Piazza, 1994.
n См., например, Lewontin, 1972.
нетической чертой, такой, как цвет глаз. Попросту говоря, нет такого влияния природной окружающей среды, которое изменит цвет глаз человека с карего на голубой или наоборот. Следовательно, диапазон изменчивости этой черты ограничен. Что касается многих других характерных черт, число их ко-вариаций (со-изменений) с факторами окружающей среды намного больше. Мы не будем пытаться объяснить генетическую основу модификаций, которые регулируются окружающей средой (о чем наши знания, так или иначе, пока весьма невелики), а просто напомним только один аспект. Можно провести различие между структурными и регуляторными механизмами. Структурные гены контролируют структуру полипептидов (ср. дополнение 10.1.). Степень проявления структурного гена (того, сколько вырабатывается ферментов) контролируется регуляторными генами. Регуляторный ген не обязательно ограничивается влиянием на один или более структурных генов, но может также затрагивать другие регуляторные гены. В этом случае могут проявиться такие сложные последовательные биохимические феномены, как гормональные изменения в период полового созревания или беременности. Взаимодействие различных процессов определяется не только генетически. Накапливаются данные о том, что экологические факторы также могут влиять на регуляторные процессы в организме13.
Нарушения функционирования гена оказывают прямое, общее и очевидное влияние на поведение. Примерами являются синдром Дауна (или монго-лизм, также называемый трисомией-21, из-за того, что вместо двух хромосом
13 Ср. Gottlieb, 1998.
Дополнение 10.3.Раса, расизм и проект человеческого
генома
«С точки зрения генетики, все люди ... африканцы, неважно, проживают ли они в Африке или недавно поменяли место жительства». Этот вывод сделал Пяябо* на основе данных о разнообразии генома человека. Анализ показывает, что совокупность генов человека в Африке демонстрирует большее разнообразие, чем в любых других регионах.
Это утверждение контрастирует с обиходными сентенциями о человеческом разнообразии. В гл. 5 мы уже подчеркивали, как понятие «раса» использовалось для объяснения видимых физических и поведенческих признаков, по которым отличают одни категории людей от других. В таких «объяснениях» ярлыки «расовых» категорий сильно отличаются в разных обществах, и даже меняются в одном и том же обществе с течением времени. Однако социально сформированные расовые категории продолжают считаться фактически воплощенными. До сих пор многие думают, что они установлены биологически и, в значительной степени, неизменны.
Например, в США большинство людей различаются (и определяются непосредственно) как «белые» или «небелые», в свою очередь, последняя категория разбивается на множество групп маркеров (ярлыков), которые отражают цвет кожи, место проживания предков, родной язык, вероисповедание родителей и любые другие социально значимые детерминанты. Таким образом, люди несут на себе такие ка-тегорийные ярлыки, как «черный» или «афроамериканец», «латинос» (некоторых из них в недавней переписи населения США называют «черными», а других —«белыми»), «коренной американец» и «азиат», и это далеко неполный список. Для большинства американцев, включая государственных служащих, которые разработали перепись и руководили ею, эти категории составляют «расы». Согласно Фишу**, популярная в США черно-белая классификация «относит значительное большинство бразильцев к «расовым» классификациям, которые те склонны считать ошибочными», хотя расовые различия существуют и в Бразилии. Приведем еще один пример. В Австралии к коренным жителям многие австралийцы европейского происхождения часто обращаются как к «чернокожим», но сами себя они относят к «белым».
Общим мотивом в таких концепциях является доктрина «рас» сама по себе. Однако совершенно ясно***, что «раса» как категорийная концепция имеет свое проявление в свойствах природы. В то время, как физическая антропология первоначально располагала лишь несколькими внешними маркерами, по которым можно было судить о расах (например, цвет кожи и глаз, тип волос), введение групп крови изменило картину.Четыре основные группы крови существуют везде, хотя несколько неравномерно распределены по континентам. Если вы нуждаетесь в переливании крови, имеется некая вероятность того, что вы скорее благополучно получите ее у кого-то с другого континента, чем у вашего соседа. С появлением большего количества маркеров, индивидуальность как основа для человеческого разнообразия только усилилась.
* См. Paabo, 2001, с. 1219.
** См. Fish, 2000, с. 559.
*** См. например, CavalliSforza et al., 1994; Fish, 1997; Langaney, Hubert van Blyenburgh & SanchezMazas,
1992; Montagu, 1997; Segall, 1999; Segall et al., 1999.
Это было подтверждено исследованием человеческого генома. Учитывая, что на наше мнение о себе влияет открытие человеческого генома, Пяябо (2001) подчеркивает, что люди очень похожи друг на друга. То, что называется «расой», отображает только те черты, которые имеют длительное распространение во всех регионах мира и определяются лишь небольшой долей полного набора генов.
Однако то, что люди считают правдой о «расах», имеет значение. Расовые убеждения часто поддерживали расизм, проявления которого варьируют от вежливой терпимости со стремлением избегать друг друга до геноцида (см. обсуждение предубеждений в гл. 13). Нам хватило бы примеров, которые имеются в изобилии практически во всем мире, начиная с древней истории вплоть до современности, чтобы заполнить ими всю нашу книгу. Наши ежедневные газеты рассматривают многочисленные случаи ксенофобии в разных странах, не только в Австралии, Бразилии или США, но также и в других частях мира, включая Европу. Эти проявления ксенофобии связаны с доступом к экономическим ресурсам, политической власти и даже к спорту, например, футболу (который, по иронии судьбы, часто поощряется, потому что, как предполагается, способствует взаимопониманию). Конечно, развенчание понятия «раса» само по себе не уничтожит расизм. Но правду о «расе» необходимо использовать в борьбе против расизма, который так долго пронизывал межгрупповые отношения. А правдой, которая подкрепляется проектом человеческого генома, является то, что наш вид содержит только одну «расу» ... человеческую.
номер 21 их имеется три) и фенилкето-нурия (она вызывается отсутствием или нефункционированием одного специфического фермента, который необходим для метаболизма аминокислот, находящихся в молоке). Среди тех болезней, в отношении которых серьезно подозревается некоторая генетическая предрасположенность, но это (пока?) не демонстрируется четко на уровне генов или хромосом, находятся основные психические расстройства: шизофрения и депрессия. Вывод об их генетической основе был сделан, главным образом, в результате исследований семей и близнецов14. В контексте этой книги является существенным, что все основные психические расстройства, по-видимому, встречаются во всем мире, хотя нельзя исключать наличия кросс-культурных различий частоты и симптомов их проявлений. В гл. 16 мы возвратимся к этому вопросу. 14 См. Plomin, DeFries, McClearn & Rutter, 1997.
Личность
Соответствуют ли генетические изменения трансформациям в типичном поведении человека или «нормальное» поведение, в большей или меньшей степени, является исключительной функцией экологических переменных? Исследования с помощью генетики поведения характерологических черт и когнитивных способностей личности отвечают на этот вопрос.
В предшествующей литературе термин «темперамент» обычно ассоциировался с наследственными компонентами личности. Согласно старым концепциям, например, Хейманса15, темперамент относили к доминирующей манере реагирования, которая была характерна для человека в широком диапазоне ситуаций. После периода, когда в психологии стали доминировать экологические объяснения, исследованиям темпера-15 См. Heymans, 1932; van der Werff, 1985.