Пути познания в теории социальной работы
Пути познания в социальной работе связаны с практикой помощи клиентам, осмыслением важнейших феноменов их бытия, поддерживающими стратегиями. Пути познания для социальной работы связаны с традиционными операциями, присущими многим областям знания, однако здесь есть и своя специфика, характерная и для методов исследования.
Основные пути познания в социальной работе связаны с дедуктивным, индуктивно-эмпирическим, диалектико-материалистическим и наивно-герменевтическим путем познания (психосоциальным диагнозом), которые, однако, не исчерпывают весь спектр познавательных процессов.
Дедуктивный путь познания связан с рассуждениями от общих принципов к частным. При дедуктивном рассуждении исследователь начинает с более общих закономерностей и применяет его к конкретному примеру. Основные процедуры дедуктивного метода связывают с выдвижением гипотезы, наблюдением, с принятием или ее опровержением. При дедуктивном пути познания исследователь исходит, как правило, из одной определенной теории. Необходимым условием использования дедуктивного метода познания является критическая и логическая проверка фактов. Дедуктивный путь познания в социальной работе характерен для классических направлений и школ:
диагностической, функциональной, социально-радикальной и др. Социальный работник, получивший подготовку в определенной традиционной школе, не использует эмпирический опыт для контроля теоретических тезисов, так как индуктивные репрезентации не являются основой новых предположений и гипотез. Устойчивые дедуктивные схемы выступают в качестве догм, препятствующих внедрению новых гипотетических предположений. Наглядным примером может служить полемика между диагностической и функциональной школами относительно приоритетности своего метода.
Индуктивно-эмпирический метод познания связан с таким исследованием, когда исследователь наблюдает факты и затем развивает их анализ до обобщения, объясняющего отношения между наблюдаемыми объектами. Логическая схема включает в себя следующие элементы: наблюдение, обнаружение закономерностей, формулирование выводов. Индуктивно-эмпирический метод познания в социальной работе нашел отражение в исследовательской практике, в таком ее направлении как описательная (дескриптивная) статистика. Индуктивно-эмпирический путь познания находит отражение в отдельных профессиональных сферах социальной работы, как правило, связанных с социальными явлениями, которые требуют оперативного объяснения и локализации. Таковы, например: раннее материнство, употребление подростками наркотиков и т.д.
Однако индуктивно-эмпирический путь познания в социальной работе связывают также и с клиентоориентированными методами поддержки, когда «теория» (объяснение) формулируется под конкретный случай клиента. Специфика познавательного процесса в этом случае предполагает достаточно большой сбор и оценки, репрезентативной для данного случая информации, позволяющей обнаруживать закономерности в конкретной ситуации.
Диалектико-материалистический путь познания исходит из того, что материя имеет различную организацию и находится в постоянном изменении, источником которого являются беспрерывно возникающие, разрешающиеся и вновь возникающие внутренние противоречия. Познание противоречий осуществляется путем анализа различных реалий в контексте многообразных процессов, в том числе и исторических. Диалектико-материалистический путь познания характерен для изучения социально-экономических условий и их изменения в сторону равенства потребления и перераспределения материальных благ как в условиях развитого капиталистического общества, так и в условиях стран, строящих рыночные отношения. Социальные работники, выясняя причины деструктивных процессов в жизнедеятельности как общества, так и отдельного индивида, имеют возможность прийти к противоборствующим процессам, позволяющим выявить и наметить конструктивные процессы. Социальная работа в данном контексте познания представлена марксистской социальной работой, где познание общественных противоречий является основой метода исследования.
Психосоциальный диагноз связан с выяснением жизненных проблем клиента. Для него характерны феноменологические вопросы., связанные с типичными переживаниями, типичными реакциями его окружения и т.п. Каузальные вопросы. — вопросы предположения, позволяющие объяснить развитие личности и проблематику клиента. Стратегические вопросы — вопросы, побуждающие к дискуссиям, поискам возможных альтернатив в решении проблематики клиента. Существенным моментом в этом познавательном подходе являются информационные источники, позволяющие воспроизвести «жизненную историю» клиента22.
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Теория познания в социальной работе.
2. Принципы научного мышления в социальной работе.
3. Логика познания и практика социальной работы.
4. Запрос клиента как познавательное пространство социальной работы.
5. Проблемы принципов в социальной работе.
6. Специфика знания в социальной работе.
7. Модернизм и современные подходы к социальной работе.
8. Сущность познания в социальной работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. В поисках истины. (Материалы методологического семинара по категорийному аппарату социальной работы). — М., 1995.
2. Теория и методология социальной работы / Григорьев С.И. и др. — М.,1994.
3. Зайнышев И.Г. Структура теории социальной работы как науки / Ученые записки. — М.,1996. — № 1.
4. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д.Павленок. — М.,1997.
5. Семиотика. — М., 1983.
6. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1997.—T.I.
7. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. — М., 1994.
8. Эберхард К. Основы теории познания в социальной работе и социальной педагогике. — М., 1994.
9. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М.,1993.
10. ЯрскаяВ.Н. Философия социальной работы. — Саратов, 1994.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 УайгхедА.Н. Избранные работы по философий. — М.: Прогресс,1990. —С. 71.
2 Цит. по: Юнг/С. Феномен духа в искусстве и науке . — М.: Ренессанс , 1992. — С. 49.
3 Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М., 1994. — С. 249.
4 Там же.—С. 74.
5 Гроф С. За пределами мозга: Рождение , Смерть и Трансценденция в психотерапии. — М., 1992. — С.47.
6 См.: Соловьев А.В. Постмодернизм и социальная работа / Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии.— М., 1997. — С.269—271.
7 См.: Howe D. An Introduction to Social Work Theory. — London, 1978. — P. 49.
8 См.: напр., Дзуки Э. Введение в методологию социально-психологического исследования. — Новосибирск, 1996.
9 См.: Johnson Louise С. Social Work Practice. — Boston, 1989. — P. 51.
10 Siporin M. Introduction to social work practice. — London, 1972. — P.94.
11 См. Учебные планы и программы подготовки социальных работников (из зарубежного опыта)/Сост. И.М.Лавриненко, Г.Ф.Хоружий — М.: Институт молодежи, 1992.
12 ZastrowCh. Introduction to social work and social welfare. 1993. — R 58—59.
13 См.: Payn M. Modem Social Work Theory. — London,1991. — P.26.
14 См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 022100 — «Социальная работа» (третий уровень профессионального образования). — М., 1995.
15 См.: Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д.Павленок. — М., 1997.
16 См.: Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И.Холостовой. — М., 1998.
17 Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995.; Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф.Парслоу. — М., 1997; Barker R.L. The Social Work Dictionary. NASW,1988.
18 Малых В.Н. Экологический подход в социальной работе. — М., 1997.
19 См.: The Social Work experience. — N-Y., 1991.
20 NASW standards for social work in health care settings. — P. 3.
21 См.: Бурлак Г. Ю. Этические императивы в инновационном процессе формирования профессиональной культуры специалистов социальной сферы // Инновационные и компаративные исследования. — М., 1998.
22 См.: Эберхард К. Основы теории познания в социальной работе и социальной педагогике. — М., 1994. — С. 19—20.