Теория разума

Признание того факта, что другие люди обладают мыслитель-ными процессами, идеями и взглядами на мир, отличающимися от наших. Дети обычно развивают теорию разума в возрасте около четырех лет. Отсутствие этой способности считается признаком аушызмсі. Многие проблемы, связанные с аутизмом (затрудненное общение, неспособность завязывать близкие отношения), можно объяснить отсутствием теории разума. Ниже продемонстрирована часто цитируемая проблема из этой теории, правильно решаемая большинством четырехлетних детей, но непреодолимая для ребен-ка, страдающего аутизмом:

Игрушка

Теория разума - student2.ru

!

Игрушка Ребенок-наблюдатель Ребенок-наблюдатель

В первой части этой проблемы игрушку кладут в коробку А под наблюдением воображаемого ребенка. Затем, в отсутствие ре-бенка, игрушку перекладывают из коробки А в коробку В. Когда

т

ребенка приводят обратно и просят сказать, где находится игрущ. ка, он назовет коробку А (поскольку не знает о подмене). Когда дстям, не обладающим теорией разума. предлагают решить эту проблему. они обычно отвечагот, что ребенок-наблюдатель дол-жен знать о подмене, и указывают на коробку В.

Теория самовосприятия

Эта теория гласит, что наши установки (отпошеііия) и другие характсристики личиости формируются в процессе наблюдения за собственным поведением. Так, если мы невольно останавливаемся, чтобы погладить каждую встречную кошку, у нас формируется мнение о том, что мы любим кошек. Сходным образом, если мы никак не можем добиться успеха в отношениях с противополож-ным полом, то считаем себя непривлекательными.

Теория социального воздействия

Теория, предложенная Биббом Летэном (1981). Воздействие зрителей на нашу производительность при выполнении задачи зависит от количества людей, их близости и общественного по-ложения. Таким образом, воздействие усиливается, когда людсй становится больше (количество), когда они находятся ближе к нам (близость) и когда они занимают высокое общественное по-ложение.

Теория социального обмена

Согласно этой теории, наше общественное поведение во мно-гом обусловлено ожиданиями, что наши поступки по отношению к другим людям будут вознаграждены тем или иным образом. Отношения между людьми основаны на взаимовыгодном обмене. Если мы чем-то помогаем другу или коллеге, то, возможно, не ожидаем сразу же получить что-то взамен, но существует неглас-ное предположение, что если в будущем мы поменяемся местами, то нам окажут такую же услугу.

Теория социального обучения

Основная предпосылка этой теории заключается в том, что люди учатся не через прямое подкреплеиие, но через наблюдение моделей. Обучение происходит при наблюдении за поведением модели и мысленном повторении ее действий. Затем наблюдаемое поведение имитируется и цикл завершается. Разумеется, при этом считается, что человек способен воспроизвести наблюдаемое пове-

т

ение. Мы можем восхищаться футбольным мастерством Роберто "арлоса или Эрика Кантаны. но подавляющему большинству из ас такое недоступно. Теория социального обучения объясняет ораздо больше видов сложного общественного поведения (на-ример, половые ролы и морспьпые дылеммы), чем модели поведе-;ия, основанные на простом подкрсплении.

Теория социальной идентификации

Основной постулат этой теории гласит, что разделяя людей на атегории, мы вырабатываем концепции копсолидироваипой груп-ы и других («они»-группа). Это приводит к социспъиому сравнению с другими, и, в силу нашей потребности создавать позитивное впе-чатление о себе, к неизбежному развитию социального соперниче-ства. Оно скорее воображаемое. чем реальное, поскольку мы редко соперничаем за одни и те же ресурсы. При изучении мииимсиіъиых групп было установлено, что люди быстро начинают считать себя «лучше других» в силу одной лишь принадлежности к данной группе. Такая оценка помогает человеку считать свою группу (сту-дентов психологов, футбольных болельщиков или шоферов-муж-чин) превосходящей все остальные и укрепляет его самооценку. При этом члены группы могут вырабатывать стереотыпы, унизи-тельные для других групп, что в свою очередь приводит к дискри-минацыы по различным признакам. Во время конфликта на Фолк-лендских островах в 1982 году средства массовой информации уде-ляли большое внимание различиям между аргентинцами и жителя-ми Великобритании, так что национальная гордость и антиаргентинская пропаганда шли рука об руку.

Теория социальной идентификации привела к эксперименталь-ным исследованиям всевозможных видов общественного поведе-ния, основанных на социальной категоризации (распределении людей по четким категориям), и связанного с ним социального со-перничества. Применительно к исследованию детской преступнос-ти, эта теория может дать следующую линию объяснения:

• Мелкие правонарушения, совершаемые подростками, могут обеспечить им высокую репутацию среди сверстников.

• Правонарушения как форма бунта против общества могут быть привлекательными для тех детей, которые получают в школе ярлык «неуспевающих» или «безнадежных» (см. Тео-рыя ярлыков).

т

• Принадлежность (пусть даже косвенная) к преступному миру дает подростку альтернативную социальную иденти-фикацию.

Потребность в позитивной социальной идентификации

і|

т ю о

е

Графическое изображение теории социальной идентификации

Теория «справедливости»

Согласно этой теории, люди стараются поддерживать равнове-сие между своим вкладом в отношения с другим человеком и тем, что они сами получают от этих отношений. Если в отношениях су-ществует неравенство, то у одного из партнеров может возникнуть желание прекратить их. Исследования, проведенные среди супру-жеских пар, показали, что люди, считающие свой вклад более или менее равным полученному от партнера, были вполне счастливы в браке. Те же, кто считал свой вклад в отношения болыним или меньшим по сравнению со вкладом партнера, были менее доволь-ны жизнью.

Наши рекомендации