Организации сотрудничества
Выше, в первой главе книги мы определили делегирование как метод организации сотрудничества, суть которого заключается в передаче руководителем отдельным своим подчиненным части собственных прав, обязанностей и ответственности, касающихся выполнения тех или иных задач.
Отметим здесь несколько наиболее важных с нашей точки зрения моментов:
О Делегирование — это всегда двусторонний процесс: он предполагает как передачу, так и принятие прав, обязанностей и ответствен-
Глава 3 Управление персоналом
ности, касающихся выполнения тех или иных задач. Это требует учитывать не только волю и желание руководителя, но и возможности и согласие подчиненного, поскольку, если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то делегирования не происходит.
□ Право предполагает возможность распоряжаться ресурсами и, если это необходимо, определять действия других работников. Права должны быть достаточными для выполнения задачи. Это простое правило, называемое в менеджменте принципом соответствия, на практике, к сожалению, часто нарушается: права либо не передаются, либо передаются в размере, недостаточном для выполнения задачи.
□ Делегируя выполнение задачи, Вы не снижаете собственной ответственности. Ваши начальники ожидают выполнения этой задачи не от Вашего подчиненного, а от Вас лично как руководителя данного подразделения фирмы. Поэтому, если задача не будет выполнена или будет выполнена плохо, наказание понесете именно Вы.
Некоторые менеджеры не используют делегирование в силу следующих причин:
1. Опасение, что подчиненные недостаточно хорошо выполнят поручение (делают ошибки). Сомнение в возможностях и способностях сотрудников.
2. Недоверие по отношению к компетентности подчиненных. Руководитель отказывается от делегирования, поскольку считает, что может сам выполнить работу быстрее, чем его сотрудники, и таким образом пытается сэкономить время.
3. Опасение того, что подчиненные слишком быстро приобретают высокую компетенцию. Руководитель опасается того, что подчиненные могут решить задачу лучше, чем он сам (конкуренция).
4. Опасение потери своего значения и сопутствующих ему благ.
5. Опасение потери собственного авторитета или статуса. Одна из разновидностей данной причины — руководитель сам не настолько осведомлен о задачах и проблемах, чтобы знать, что именно нужно делегировать своим сотрудникам.
6. Опасение того, что руководитель сам потеряет контроль над данным вопросом. Наличие возможности потерять контроль над ходом выполнения дела, как только вы выпустите его из своих рук.
7. Страх перед риском.
8. Нежелание отдавать работу, которой руководитель сам хорошо владеет.
9. Неумение консультировать подчиненных и управлять ими.
10. Недостаток времени для консультирования подчиненных. Руководитель занят работой настолько, что нет времени на объяснение делегируемых задач и контроль над ними.
Глава 3 Управление персоналом
11. Руководитель не знает, как следует реагировать, если подчиненный отклонит делегирование.
Но раз уж руководитель решился использовать делегирование, то он должен придерживаться следующей схемы: организовать — передать — контролировать.
Организовать означает:
□ выбрать сотрудника, который видится исполнителем задачи;
О провести инструктаж относительно смысла и условий выполнения задачи: ясно и недвусмысленно изложить задачу, рассказать подчиненному, что он от него ждут;
□ поставить его в известность о системе стимулирования работы.
Передача задачи или деятельности может:
□ либо осуществляться на длительный срок (длительное или генеральное делегирование); руководитель поручает сотруднику самостоятельное выполнение задачи;
а либо ограничиваться разовыми поручениями (разовое делегирование); сама задача остается в функциональной сфере начальника. Передача предполагает предоставление исполнителю необходимых прав (средств, ресурсов) и определение его ответственности по срокам и качеству полученного результата. Чрезвычайно дисциплинируют и руководителя, и подчиненного временная определенность совместной работы и
заранее заданные границы делового контакта. Передать — не значит самоустраниться. Руководитель должен осуществлять консультации, оказывать помощь в случае необходимости.
От того, как подчиненный усвоил поручение, во многом .зависит успех его выполнения. Успех определяется также тем, учитывает ли руководитель психологический аспект передачи полномочий. Например, психологи считают, что лучше спросить: «Достаточно ли ясно я вам объяснил?», чем: «Все ли вы поняли?»
Лучше всего будет, если руководитель сам лично убедится в хорошем исполнении поручения. Такая форма обратной связи наиболее эффективна.
Эффективен прием «поручение с совместной работой». Руководитель поручает подчиненному какое-то дело, но при этом выделяет в своем распорядке работы время для обсуждения хода работы подчиненного и ее итогов. Встречи проходят постоянно, регулярно, с интервалом, который зависит от сложности и трудоемкости задачи.
Передача состоит в том, что руководитель создает для исполнителя условия, позволяющие ему самостоятельно выполнять задачу. Дайте исполнителю возможность самостоятельно принимать решения и получать запланированный результат.
Что же касается контроля — контролируйте лишь поэтапно и притом крайне тактично.
Глава 3 Управление персоналом
Менеджер, обнаружив неправильное исполнение подчиненным порученной ему работы, не должен вмешаться в дело сразу же, он должен сделать это обдуманно, чтобы не дискредитировать подчиненного и одновременно — сам метод делегирования.
Контроль предполагает:
□ наблюдение и предупреждение очевидных ошибок;
□ информирование исполнителя о том, как идут его дела: подчиненный должен знать, приближается ли он к цели или нет, на правильном ли пути;
□ совместную оценку хода реализации задачи и полученного результата;
п получение информации для постоянного совершенствования рабочего процесса.
□ вознаграждение исполнителя.
Сводя воедино все сказанное о схеме делегирования, можно составить следующую последовательность действий руководителя при делегировании (табл. 6).
Условия, необходимые для эффективного делегирования полномочий, следующие:
1. Четкое представление о результатах, которые вы ожидаете от своих подчиненных.
2. Определение сроков и формы, в которых эти результаты должны быть предоставлены вам.
3. Четкий контроль над результатами работы и строгая исполнительная дисциплина.
Таблица 6 Действия руководителя при делегировании
До делегирования | 1. | Просмотрите свои основные позиции достижения цели и другие задания. |
2. | Руководствуясь следующими вопросами, выберите несколько заданий, которые вы могли бы поручить: | |
— Стоит ли выполнять это задание мне? | ||
- Почему это делаю я? | ||
— Стоит ли мне продолжать это делать и почему? | ||
— Кто еще может выполнить эту работу? | ||
- Кого я должен проинструктировать о том, как выполнять эту работу? Каковы будут последствия? | ||
3. | Оцените желание человека выполнять порученное ему задание. | |
4. | Индивидуально побеседуйте с исполнителем. | |
5. | Оцените его способности. | |
6. | Помните о том, что далеко не всякую работу можно поручить другому человеку (в большинстве случаев необходим предварительный инструктаж). | |
Во время делегирования | 1. | Обсудите объем и суть работы с человеком, которому Вы ее поручаете. |
2. | Проинструктируйте его по всем аспектам. | |
3. | Обозначьте границы его полномочий. | |
4. | Дайте человеку понять, что Вы ему доверяете, считаетесь с его мнением. | |
5. | Согласуйте временные рамки. | |
6. | Предупредите всех заинтересованных лиц о том, что Вы поручили выполнение данного задания другому лицу. | |
7. | Контролируйте процесс выполнения задания и оказывайте ему поддержку. | |
8. | Регулярно поощряйте прогресс. | |
9. | Хвалите человека при каждом удобном случае. ■ | |
После делегирования | 1. | Оцените успех поручения. |
2. | Определите, нужен ли дальнейший инструктаж. | |
3. | Обеспечьте обратную связь. | |
4. | Постоянно поручайте такие задания в дальнейшем. |
Глава 3 Управление персоналом
Отметим, что эффективность делегирования снижается из-за достаточно типичных ошибок руководителей. Наиболее характерными из них являются:
П плохое объяснение поручения;
□ неумение проверить выполнение работы; О недоверие к исполнению поручения;
П умаление роли подчиненного. Кроме того, эффективному делегированию полномочий мешает:
□ консерватизм мышления менеджеров;
□ неразбериха в вопросе права подписи документов;
□ неоперативность контроля исполнения решений. К основным преимуществам делегирования
можно отнести следующее:
1. Делегирование помогает руководителю разгрузиться и высвободить время для важных управленческих функций.
2. Делегирование способствует использованию профессиональных знаний и опыта ваших сотрудников.
3. Делегирование стимулирует раскрытие способностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных.
4. Делегирование часто позитивно воздействует на мотивацию труда сотрудников, на удовлетворенность работой.
5. Большая часть работы любого менеджера Должна быть направлена на планирование будущего, а не на организацию настоящего.
6. Для организации гораздо рентабельнее и дешевле, если менеджер будет поручать работу человеку с более низкой заработной платой.
Недостатки практики делегирования можно свести к следующим:
1. Существует возможность, что ваш подчиненный, обладая меньшим опытом или знаниями, может пойти по пути, в бесперспективности которого вы уже убедились ранее. Это может привести к излишней трате временных и материальных ресурсов.
2. Выигрыш во времени, полученный руководителем при делегировании, может быть перечеркнут проигрышем из-за неправильно принятого решения.
3. Сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников.
4. Неправильное поведение сотрудников, действующих по поручению руководителя, может не только ухудшить моральный климат в коллективе, но и нанести серьезный ущерб авторитету руководителя.