Приложение. ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА 1 страница
ББК 88.4
© Климчук В. А., 2005
© Издательство «Речь», 2005
© П. В. Борозенец, обложка, 2005
ISBN 5-9268-0358-6
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................................... 7
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ
КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ..............................................................9
ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ................................................................ 9
Внутренняя и внешняя мотивация: определения................................. 10
Как возникает внутренняя мотивация?..................................................... 1 1
Внутренняя мотивация и психологическое благополучие.................. 13
Внутренняя/внешняя мотивация и личностные ценности.................. 1 3
Внутренняя мотивация — личностная черта?....................................... 15
Теория Эдварда Диси и Ричарда Раяна сегодня.................................... 1 6
Внутренняя мотивация в литературе библиография)......................... 1 6
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ................................................... 17
Внутренняя мотивация
и творчество в дошкольном возрасте.................................................. 1 8
Внутренняя мотивация
и управление персоналом...................................................................... 20
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ........................22
ПУТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ: ОТ СИТУАЦИИ К ЛИЧНОСТИ ИЛИ
ОТ ЛИЧНОСТИ К СИТУАЦИИ?..................................................................... 22'
Системы развития внутренней мотивации.............................................. 22
Динамика развития внутренней мотивации............................................. 23
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ........... :...................................................... 24
МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ......................... 27
Каузометрия (модифицированный вариант) ......................................... 27
Репертуарные и ранговые решетки Дж. Келли...................................... 31
Терапия фиксированных ролей Дж. Келли .............................................. 35
Многомерный анализ оценочных решеток.............................................. 36
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ..........................39
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ..................................................................................... 39
Вступительное слово...................................................................................... 39
Приветствие ..................................................................................................... 39
Правила поведения в группе........................................................................ 40
Знакомство......................................................................................................... 40
Высказывания ожиданий............................................................................... 41
Анализ жизни.................................................................................................... 42
Психогимнастика ............................................................................................. 42
Сила моих желаний......................................................................................... 43
Дух группы.............................................................. ........................................... 43
Психогимнастика ............................................................................................. 43
Запрещенные желания.................................................................................. 44
Мудрец из храма (Бачков И. В., 1 999) ....................................................... 44
Прощание........................................................................................................... 45
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП............................. ........................................................ 45
Приветствие ..................................................................................................... 45
Недосказанные слова..................................................................................... 46
Вступительное слово...................................................................................... 46
Ощущения потока М. Чикзентмихали........................................................ 46
Влияние вознаграждений на мотивацию ................................................. 47
Базовые потребности..................................................................................... 48
Классификация........................................................................................... 48
Пути удовлетворения............................................................................... 49
Роль обратной связи................................................................................ 50
«Источники» и «пешки»................... .............................................................. 50
Ценности................................. ..... ..... .......... ........51
Медитация «Стрела»..................................................................................... 52
Прощание........................................................................................................... 52
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП ...................................................................................... 53
Приветствие ................................................................................................. 53
Недосказанные слова.................................................................................... 53
Вступительное слово...................................................................................... 53
Разминка............................................................................................................ 53
Биографическая разминка............................................................................ 54
Каузометрия...................................................................................................... 54
Психогимнастика ............................................................................................. 54
Выявление конструктов и ценностей......................................................... 54
Создание очерка самохарактеристики..................................................... 54
Медитация «Источник энергии» ................................................................. 55
ЦЕЛЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.................................................................... 55
Приветствие...................................................................................................... 55
Внутреннее состояние................................................................................... 55
Вступительное слово...................................................................................... 55
Разминка «Пожелание друга»...................................................................... 56
Правила создания очерка фиксированной роли.................................... 56
Идентификация ценностных групп............................................................. 57
Трансформация системы конструктов....................................................... 58
Создание очерка фиксированной роли..................................................... 59
Начало Большой Игры.................................................................................... 59
Медитация «Путь к цели».............................................................................. 59
Прощание........................................................................................................... 60
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП........................................................................................ 61
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ...................................................................................................... 61
Приветствие............................................................................................ ......... 61
Вступительное слово...................................................................................... 61
Разминка............................................................................................................ 61
Обсуждение предыдущего этапа и его результатов............................. 61
Сон о будущем.............................................................. '................................... 62
Прощание.......................................................................................................... 63
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП (ПРОДОЛЖЕНИЕ).................................................... 63
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ДИАГНОСТИКА.............................................................. 63
Приветствие...................................................................................................... 63
Вступительное слово...................................................................................... 63
Разминка............................................................................................................. 63
Исследование изменений............................................................................. 64
Каузометрия...................................................................................................... 64
Психогимнастика ............................................................................................. 64
Выявления конструктов и ценностей......................................................... 64
Сравнение......................................................................................................... 64
Что я получил?................................................................................................. 64
Прощание.......................................................................................................... 65
ЧТО ПРОИСХОДИТ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ТРЕНИНГА? ........................ 66
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................. 68
Приложение. ПРОВЕДЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА
В ПРОГРАММЕ STATISTICА................................................................................70
Создание файла данных............................................................................... 70
Переименование столбцов и строк............................................................ 70
Проведение кластерного анализа............................................................. 70
Сохранение результатов кластерного анализа..................................... 75
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тренинг, содержание которого вы держите в руках, не совсем обычен. Именно из-за этой необычности и непохожести его на большинство существующих тренингов он и получил громкое название Программа.
Работа по развитию внутренней мотивации — это, прежде всего, работа над собой, которая происходит внутри человека, в его сознании. Соответственно, только внешние влияния, которые являются основой любого тренинга, будут абсолютно неэффективны. Ведь действительно, довольно нелепо использовать внешниевлияния для развития внутреннеймотивации (тем более если мы хотим развивать внутреннюю мотивацию как личностную черту).
Итак, в чем же необычность Программы? В том, что все действия тренера в ней ориентированы не на непосредственное развитие внутренней мотивации, «в лоб», а на пробуждение у участников тренинга желанияразвиваться, анализировать и изменять свои мотивацион-ные стили деятельности. Отсюда следует и подбор центрального метода Программы — терапии фиксированных ролей Дж. Келли. Метод воистину уникальный, универсальный и на удивление прост в использовании (ведь все гениальное действительно очень просто). Однако более детально обо всем этом — в тексте. Сейчас немного о структуре книги.
Первый раздел содержит теорию. В нем вы узнаете о концепции внутренней мотивации, о классических и современных исследованиях в этой сфере. Также будут рассмотрены прикладные аспекты теории внутренней мотивации — возможности ее использования при разработке системы мотивирования персонала. Второй раздел — методический. В нем изложен наш взгляд на пути развития внутренней мотивации, общая структура Программы, а также описаны использованные в ней методы и методики (каузометрия, репертуарные решетки и терапия фиксированных ролей Джорджа Келли, возможности многомерного математического анализа полученных этими методами данных). В третьем разделе представлено детальное описание самой Программы со всеми предлагаемыми в ней упражнениями и особенностями их использования. И наконец, четвертый раздел посвящен анализу изменений, происходящих после завершения Про-
граммы.Кроме того, существует еще и приложение — в нем описан процесс проведения кластерного анализа оценочных решеток Дж. Колли в программе Statistica.
А теперь благодарности. Выражаю глубокую признательность моему научному руководителю, Учителю с большой буквы Александру Леонидовичу Музыке за пробуждение интереса к проблеме мотивации человеческого поведения. Также благодарю академика Валентина Алексеевича Моляко, который для меня лично —олицетворение Мудрости. Кроме того, я благодарен профессору Рочестерского университета Эдварду Диси за возможность ознакомиться с его ценными работами по теории самодетерминации. Огромное спасибо моей коллеге и жене Виктории Горбуновой за помощь в работе, поддержку и понимание дома, уют и комфорт в душе, стремление двигаться вперед в сердце...
Итак, начнем наше знакомство с Программой развития внутренней мотивации с небольшого количества теории.
ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
ТЕОРИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ
Когда работник выполняет какую-то предложенную ему задачу, возникает ли у нас вопрос: «Что заставляет его работать?" Наверное, нет. Сказали сделать — если делает, хорошо; не делает — обещаем вознаграждение или наказание (причем чаще — наказание). На протяжении всей жизни многие из нас слышат: «Выучишь стих — получишь две порции мороженого», «Еслиты не сделаешь домашнего задания, то не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение в школе без троек — купим тебе мотороллер», «Не сдашь сессию — не поедешь отдыхать на море», «Не защитишь диссертацию — не получишь повышения», «Поднимешь уровень продаж — получишь прибавку к зарплате»...
Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул—реакция», что даже не можем представить себе какой-либо другой способ мотивирования людей, стимулирования их работы, творчества, достижений. И в результате получаемличность, не способную к бескорыстным поступкам, к работе ради собственного удовольствия, личность, которая не интересуется ничем, кроме вознаграждения за свои усилия. При этом, если запросы возрастают, а возможности их удовлетворения уменьшаются, — появляются внутренние конфликты, неврозы, стрессы, депрессивные состояния, и человек не только теряет возможность радоваться жизни, но и лишает этой возможности других. Далее он переносит свои стратегии мотивации уже на собственных детей, и цепь «стимул—реакция» превращается в замкнутый круг.
Вот к каким выводам пришел Ричард де Чармс (Хекхаузен X., 2003. С. 727): 1. Если человек вознаграждается за нечто, что он делает по собственному желанию, то внутренняя мотивация этой деятельности будет ослабевать. 2. Если человек не вознаграждается за неинтересную деятельность, предпринятую им только ради вознаграждения, то внутренняя мотивация к ней может усилиться. |
Внутренняя и внешняя мотивация: определения
Еще в 1970-х годах американскими учеными Эдвардом Диси и Ричардом Раяном была проведена оценка модели мотивации поведения, вкоторую заложено представлениео локусе мотивации {внутреннем и внешнем). Внутренняя мотивация— это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. При выполнении деятельности, которая мотивирована внутренне, человек ощущает удовлетворение, покой, быстрое течение времени, исчезает все лишнее, остается лишь работу — появляется ощущение потока (Чик-зентмихали М., цит. по: Хекхаузен X., 2003).
Присмотритесь внимательно к ребенку, который сам сел за стол, взял карандаш и начал рисовать. Для него ничего не существует вокруг: остается лишь рисунок. Именно в этот момент он переживает ощущение потока, именно сейчас он выполняет на самом деле внутренне мотивированную деятельность. А теперь взглянем, как ребенок убира-ет в своей комнате. Он постоянно отвлекается на мелочи, не может сосредоточиться, капризничает — и уборка затягивается на весь день. Это приводит его родителей к нервному срыву, а самого ребенка — к истерике. Перед нами яркий пример внешней мотивации:ребенок выполняет работу по внешнему требованию и не прекращает ее лишь из-за боязни наказания или ожидания вознаграждения.
Каждый из типов мотивации имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, внешнемотивировать работника проще и быстрее — пообещали вознаградить или наказать, и все выполнено... Однако в следующий раз вознаграждение должно быть выше (или угроза наказания сильнее), и так по возрастающей. Для внутреннегомотивирования необходимо иметь незаурядный запас терпения и изобретательности. Однако это сторицей окупается.
Исследователь В. И. Чирков (1996) на основе обобщения результатов значительного количества исследований осуществил сравнительный анализ особенностей внутренней и внешней мотивации. Оказалось, что при внутреннеймотивации желание работать стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода. Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями радости и удовлетворения. При этом улучшаются мнемические процессы, возрастает уровень самоуважения. В то же время при внешнеймотивации поведение становится нестойким — оно исчезает вместе с подкреплением. Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, между
тем снижаются качество и скорость выполнения ими творческих задач. Падает уровень креативности и спонтанности, появляются отрицательные эмоции.
Михап Чикзентмихали выделил следующие наиболее распространенные «ощущения потока»(Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б., 1 990; Хекхаузен X., 2003): •ощущение полной (умственной и физической) включенности в деятельность; •полная концентрация внимания, мыслей, чувств на занятии, которая исключает из сознания посторонние мысли и чувства; •четкое знание того, что следует делать в определенный момент времени, ясное осознание цели деятельности, полное покорение требованиям, которые идут от самой деятельности»; •четкое осознание того, насколько удачно выполняется работа, четкая и определенная обратная связь; •отсутствие тревоги по поводу возможной неудачи, ошибки; •ощущение субъективной остановки времени; •потеря обычного ощущения четкого осознания себя и своего окружения, «растворение» в деле. |
Как видим, разница между внутренне и внешне мотивированнойдеятельностью огромная. Однако у практически ориентированных менеджеров, психологов, педагогов сразу же возникает вопрос:«Как же сделать так, чтобы мотивация стала внутренней?» Для ответа на этот вопрос мы и написали эту книгу. Начнем на него отвечать прямо сейчас, проследив истоки возникновения внутренней и внешней мотивации.
Как возникает внутренняя мотивация?
Развивая представление о внутренней мотивации, Э. Диси сначалаиспользовал два вида ощущений, выделенных Р. Уайтом и Р. де Чармсом, — ощущение компетентности и ощущение самодетерминации (Хекхаузен Х., 2003). Ощущение компетентности — это ощущение всей полноты своих возможностей, ощущение «я знаю, я могу».Это ощущение себя профессионалом в своей сфере. Ощущение самодетерминации— это осознание себя (и только себя) причиной своих действий. Р. де Чармс считал, что все жесткие внешние требования к человеку снижают это ощущение, в то время когда он пытается противостоять этим требованиям. Если это удается, то появляется удовлетворение от деятельности, возникает чувство самостоятельности и
ощущение себя причиной своих действий.Если же человек не может противостоять внешним требованиям, подчиняется им, — он теряет контроль над своей жизнью и ощущает при этом неудовлетворенность, страх перед будущим, неуверенность в себе и боязнь самостоятельно строить своюжизнь...
Эдвард Диси принялза аксиому (а позже и доказал), что необходимость ощущать себя компетентным и самодетерминированным — базовые потребности личности. Удовлетворение этих базовых потребностей в определенной деятельности приводит к появлению внутренней мотивации к этой деятельности. Немного позже исследования показали необходимость выделения еще одной базовой потребности — потребности в значимых отношениях.
Результаты исследований были объединены Э. Диси и его соратником Р. Раяном (Department of Clinical and Social Sciences in Psychology, University of Rochester) в целостную теорию — теорию когнитивной оценки, согласно которой субъект при выполнении деятельности постоянно оценивает, что является причиной его действий (он сам или что-то извне), насколько эффективна его деятельность и может ли он, выполняя эту деятельность, поддерживать значимые межличностные отношения. Соответственно, мотивация будет внутренней лишь тогда, когда субъект локализует причину своих действий в себе, считает себя компетентным и включенным в систему
значимыхотношений. Таким образом, была получена мотивацион-ная линия (рис. 1).
Внутренняя мотивация
и психологическое благополучие
Дальнейшее изучение внутренней мотивации связанно с введением понятия «психологическое благополучие» {psychological well-being).
Психологическое благополучие — это понятие, имеющее прямое отношение к качеству человеческой жизни, включающее в себе переживание счастья, ощущение осмысленности своего существования,чувство самоактуализациии полноты жизни (Ryan, Deci, 2001). Как оказалось, психологическое благополучиенапрямую связано с удовлетворением базовых потребностей: чем выше уровень их удовлетворения, тем выше уровень психологического благополучия личности.
Но ведь удовлетворение базовых потребностей в деятельности приводит к появлению внутренней мотивации?! Да! И этот поразительный феномен показывает нам всю важность внутренней мотивации не только для повышения эффективности работы персонала, но и для повышения качества жизни людей.
То есть взгляд на слагаемые мотивации может быть расширен до мотивационного треугольника (рис. 2).
Внутренняя/внешняя мотивация и личностные ценности
Что же получается? Если базовые потребности Э. Диси свойственны всем (а это следует из его работ), то почему же не все мы удовлетворяем их и имеем такой уровень психологического благополучия,
как хотелось бы? Почему некоторые из нас (а таких очень мало) находятся в состоянии психологического благополучия,а некоторые (большинство) — не чувствуют этого счастья, полноты жизни, осмысленности существования?
Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи внутреннеймотивации ввели два понятия, одно из которых мы рассмотрим сейчас, а другое — немного позже. Первое понятие — внутренние/внешние ценности.К внутренним ценностям были отнесены личностныйрост, межличностные отношения, интеллектуально-эстетичное развитие, а к внешним — финансовый успех, привлекательность, слава, сила (правомерность такого разделения ценностей была также показана в исследования на российских выборках (Чирков В. И., Диси Э. Л., 1999).
В действительности оказалось, что для формирования устойчивого чувства психологического благополучия одного удовлетворения базовых потребностей недостаточно — нужна еще ориентация на внутренние ценности. В исследованиях было показано, что люди, ориентированные на внешние ценности, преимущественно мотивированы внешними факторами и имеют достаточно низкий уровень психологического благополучия.В то же время те, кто ориентирован в основном на внутренние ценности, не терпят внешних мотиваторов, стремятся самостоятельно принимать решения о том, что для них важно, а что нет, и потому получают больше удовольствия от жизни и в целом более счастливы.
I4 |
Таким образом, с учетом этого фактора мы можем от мотивационного треугольника перейти к еще более сложному мотивационному квадрату (рис. 3).
Внутренняя мотивация — личностная черта?
Мы обещали рассмотреть еще одно понятие, введенное исследователями внутренней/внешней мотивации. Это понятие — личностная ориентация(Леонтьев Д. А., 2000). Анализируя понятие личностной ориентации, профессор Д, А. Леонтьев так описывает се типы:
1. Автономная ориентация. Основана на убеждении о связи осо
знанного поведения с его результатами; источником поведе
ния выступает при этом осознание своих потребностей и чувств.
2. Подконтрольная ориентация. Также основана на ощущении свя
зи поведения с его результатом, однако источником поведения
выступают внешние требования.
3. Безличная ориентация. Основана на убеждении, что результат
не может быть достигнут целенаправленно ипредсказуемо.
Таким образом, верно, что внутренняя мотивация деятельности может появиться как результат удовлетворения базовых психологических потребностей. Однако не все люди готовы эти базовые потребности удовлетворять! Это может сделать только человек, у которого сформированы ориентация навнутренние ценности и автономная ориентация. В таком контексте внутренняя мотивация может рассматриваться как личностная черта,как стойкое образование, которое играет решающую роль в стиле деятельности личности.
Соответственно, в процесс мотивационнойрегуляции деятельности включаются такие элементы, как собственно мотивация, потребности, ценности, личностные ориентации и психологическое благополучие, и наш мотивационный квадрат превращается уже в мотивационный пятиугольник (рис. 4).
Если теперь отобразить асе подтвержденные в исследованиях взаимосвязи, а также все еще не подтвержденные, но, вероятно, существующие, — картина будет слишком сложной и запутанной, а потому не будем заниматься этим. Главное, что мы разобрались с
основнымипонятиями, которые имеют отношениек теории внутренней мотивации и к нашей Программе ее развития.
Чтоже представляет собой теория самодетерминации, как назы-ваютсе основатели, которые давно уже вышли за узкие рамки чисто мотивационныхисследований?
Теория Эдварда Диси и Ричарда Раяна сегодня
В настоящий момент концепция самодетерминации включает в себя четыре теории, каждая из которых была развита, чтобы объяснить набор определенных мотивационных феноменов, проявившихся в результате экспериментальной работы:
1. Теория когнитивной оценки(cognitive evaluation theory), которая
рассматривает процесс оценки человеком соотношения влия
ния на него внешнего/внутреннего.
2. Теория организмической интеграции (organismicintegration
theory), в фокусе внимания которой находится влияние про
цесса интернализации внешних стимулов на развитие внутрен
ней мотивации.