Стория развития щециальной психологии
Почему сегодня в науке доминируют те или иные теории представления, можно понять, взглянув на историю эт< науки. Именно поэтому изучение ее истории как части ч ловеческой культуры не может быть самоцельным.
Научное знание, так или иначе, опирается на обыденш опыт, здравый смысл, но при этом никогда к ним всеце. не сводится. Так и психология как наука исходно опирала на житейскую психологию. Житейские представления, к правило, не систематизированы, весьма хаотичны, не вс гда доказательны. Кроме того, они тесно переплетаютс} суевериями и предрассудками. Вместе с тем в житейск представлениях мы можем обнаружить много весьма тс ных наблюдений. Достаточно сослаться на рецепты нарс ной медицины.
Поскольку лица с различными аномалиями существова всегда, окружающие их люди так или иначе пытались объ$ нить причины этих отклонений. Подобного рода объяср ния, при всей их фантастичности, можно считать прооб! зом будущего научного знания.
Обыденное сознание является не единственным элемент общественного сознания. Другими его составляющи можно считать религиозное и художественное сознан: Первое представляет собой систему иррациональных вц ваний в существование сверхъестественных сил, бытие i торых не нуждается в логических доказательствах. В связ
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
этим отметим, что ни одна из мировых религий никогда: обходила своим вниманием проблему психической патол| гии, по-разному объясняя ее, что существенно влияло отношение к лицам с теми или иными отклонениями, рактер этих отношений был самым различным в зависим! сти от религиозных традиций: от почитания и обожествл! ния до страха и ненависти, проявлявшихся в жесток{ преследованиях.
Художественное сознание в форме искусства и литера! есть особый способ отражения мира в виде обобщенных! эмоционально насыщенных образов, репрезентирующих или иные идеи. Образы людей, страдающих различные психическими аномалиями, не редкость в литературе и и| кусстве. Чаще всего — это попытка воспроизвести и поня-j внутренний мир этих людей, их страдания, глубокое одр ночество, отчаянную борьбу за существование, несправед ливое и жестокое отношение со стороны окружающих. Hj но сказать, что литература и искусство в целом играли играют серьезную роль в формировании общественного от ношения к инвалидам.
Гораздо позже обыденного и религиозного начинает фог мироваться научное сознание как особая форма обществе! ного сознания, представляющая собой систему знаний представлений, основанных на опыте и доказательствах.
Первой наукой, пытавшейся понять природу отклоненю была, безусловно, медицина. Именно в области клиник! стали накапливаться первые научные сведения о причинг и формах отклонений в психическом развитии.
Поворотным пунктом в развитии специальной психологи! стало распространение гуманистических идей французски! просветителей в XVIII столетии. Под влиянием этих иде| серьезно меняется отношение общества к инвалидам. Гумг нистическими идеями пронизаны прогрессивные педагоги| ческие теории того времени, постулировавшие прима! опыта в развитии человека и обучаемость как одно из важ| нейших его свойств. Именно под влиянием этих идей
XVIII столетии начинается систематическое обучение дете с нарушениями в развитии. В рамках этой педагогическс практики кристаллизуются сведения об особенностях па хического развития и поведения разных групп детей с огр; ничейными возможностями. К началу XX столетия, т. е. моменту возникновения специальной психологии как ог носительно независимой науки, был накоплен весьма бог; тый опыт.
Первыми отраслями специальной психологии стали психе логия слепых, глухих и умственно отсталых. Именно поэте му влияние слепоты, глухоты и умственной отсталости кг негативных условий развития оказались наиболее изуче! ными на сегодняшний день в сравнении с другими небл; гоприятными факторами. Это обстоятельство очень чаа питает иллюзию, что специальная психология — это по хология слепого, глухого и умственно отсталого ребенка.
В первые два десятилетия XX столетия специальная психе логия переживает период бурного развития. Особое влш ние на процесс ее становления в тот период оказали дег екая психопатология (тогда еще самая молодая наука педология и психоанализ.
Уникальную по своей значимости роль в становлении сп< циальной психологии в нашей стране, безусловно, сыгрг Л. С. Выготский, завершивший процесс ее формирования качестве самостоятельной науки. Именно Выготский опр< делил ее предмет, цели, задачи и методы. Именно он ш строил ее методологическую базу, в качестве которой вы< тупила созданная им теория культурно-историческо! развития. Опираясь на эту теорию, многочисленные учен! ки и последователи Л. С. Выготского продолжали и продо; жают исследования феномена нарушенного развития (сх< маЗ.1).
Небезынтересно отметить, что, в свою очередь, клинике психологические исследования и их результаты, получе! ные Л. С. Выготским, легли в основу его культурно-истор! ческой теории психического развития ребенка.
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ |
Схема 3.1. Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие специальной психологии
Тенденция внутриотраслевой дифференциации специ ной психологии проявлялась в появлении все новых напр; лений. Так, тифлопсихология и сурдопсихология, заним шиеся изначально лишь изучением слепых и глухих дет постепенно стали исследовать влияние слабовидения и с. бослышания на психическое развитие ребенка. В 3 40-е годы возникают такие отрасли специальной психо. гии как психология слепоглухих детей и детей с нарушени опорно-двигательного аппарата. В 60-е годы начинает а| тивно разрабатываться тематика, связанная с изучени детей с задержкой психического развития. В 70-е годы з кладываются основы психологии детей с речевыми наруц ниями идетей, воспитывающихся в условиях детского доа Позже актуализируется интерес к психологии детей, стц дающих синдромом раннего аутизма, а также характерол гическими и поведенческими нарушениями. В самое пс| леднее время формируются основы психологии детей
подростков, употребляющих психоактивные вещества, также одаренных детей.
Помимо указанной тенденции — внутренней дифферент ации, начиная с 70-х годов, в специальной психологии в( более отчетливо стали проявляться тенденции к интеграцю т. е. сближению отдаленных ее отраслей. Так, отражение указанной тенденции явилось формирование таких обла( тей специальной психологии как психология семейного во( питания детей с отклонениями в развитии, социальная сп< циальная психология, психологическая реабилитология др. В теоретическом плане эта тенденция проявилась в ш вышении интереса к закономерностям психическо1 развития, общим для всех групп лиц с отклонениями в ра: витии.
Сказанное свидетельствует об интенсивном расширении усложнении предметного содержания специальной психе логии с одновременным усилением его внутреннего едш ства.
Ан семинарского занятия
1. В какой сфере общественного сознания впервые стал
концентрироваться первые сведения об особенностях ш
ведения лиц с отклонениями в развитии?
2. Чем характеризуется отношение к инвалидам на уров?
религиозного сознания?
3. Какова роль систематического обучения лиц с отклою
ниями в развитии, становлении специальной психологи*
4. С каких отраслей специальной психологии началось (
формирование?
5. В чем состоит вклад Л. С. Выготского в развитие спещ
альной психологии?
ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Задания для самостоятельной работы
(Темы докладов и рефератов)
1. Развитие системы специального образования и ее рол|
становлении специальной психологии.
2. Культурно-историческая теория психического развит
Л. С. Выготского и современная специальная ncnxojj
гия.
3. Обыденное сознание и исторические изменения от*
шения общества к инвалидам.
4. Роль педологии и психоанализа в развитии специальн|
психологии.
5. Социальные и биологические подходы понимания с>
ности нарушенного развития в истории специальн|
психологии.
6. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в ие}
рии становления специальной психологии.
12. Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологи)
Л., 1974.
13. Ллойд де Моз. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.
14. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагност!
ки аномального развития детей. М., 1989.
15. Молофеев Н. Н. Специальное образование в России и :
рубежом. М., 1996.
16. Специальная педагогика/Под ред. Н. М. Назаровой. М
2000.
17. Феоктисова В. А. Очерки истории зарубежной тифлот
дагогики. Л., 1973.
18. Эдкинд А. М. Эрос невозможного. История психоанал!
за в России. СПб., 1993.
Литература
1. Александер Ф. Человек и его душа: познание и врачен
ние от древности до наших дней. М., 1995.
2. Басова А. Г., Егорова С. Ф. История сурдопедагогики.
1984.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. М., 2002.
4. Бэйн Э. С. и др. Послесловие //Л. С. Выготский. Т. 5. Со£
соч. М., 1983.
5. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выга
ский. М., 1996.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1983.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
8. ЗамскийХ. С. История олигофренопедагогики. М., 19
9. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История из
ния, воспитания и обучения с древних времен до се
дины XIX в. М., 1995.
10. Коннабих Ю. История психиатрии. М., 1994.
11. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990.
Тема 4. ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
Тема 4