Основные концепции психологической зрелости
Э. Фромм
Гуманистическая этика:
- каждый человек выбирает один из двух способов ориентации в жизни:
1. Неплодотворная ориентация:
- рецептивная (берущая),
- эксплуататорская,
- стяжательская (сберегающая),
- рыночная (обменивающая).
2. Плодотворная ориентация.
- деятельная,
- любящая,
- разумная.
Любовь – плодотворная форма отношений к другим и самому себе, предполагает свободу, ответственность, желание чтобы другой человек рос и развивался.
Психологическая зрелость – плодотворная ориентация в жизни.
Вирджиния Сатир.
Каждая совершенная и гармоничная семья помогает жить каждому из нас, потому что мир на нашей планете начинается дома.
Характеристика гармоничной семьи:
- высокое самоуважение членов семьи,
- уравновешенный тип общения,
- открытость семейной системы.
А. Маслоу.
Самоактуализирующаяся личность – психологически зрелая личность.
Черты самоактулизирующейся личности:
1. более адекватное восприятие действительности,
2. принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других
3. простота и естественность,
4. деловая направленность,
5. склонна к одиночеству,
6. автономия и независимость от окружения,
7. свежесть восприятия, нахождение каждый раз нового в уже известном,
8. предельные переживания, характеризующиеся исчезновением собственного «Я»,
9. отсутствие враждебности в межличностных отношениях,
Три вопроса.
1. Хорошо ли вам сейчас живется в вашей семье?
2. Чувствуете ли вы что живете с друзьями, с людьми, которые вам нравятся, которых вы уважаете, с людьми которые уважают и любят вас?
3. Быть членом вашей семьи интересно и приятно?
Существует два типа семей.
Зрелая семья.
· Естественность, честность и любовь.
· Полноценное общение, выслушивание друг друга.
· Проявление особой жизненной силы – движения свободны и раскованы, выражение лиц умиротворяющее.
· Дом наполнен светом и яркими красками.
· Люди с удовольствием прикасаются друг к другу, откровенно выражают свои чувства.
· Семья способна к продуктивному и согласованному планированию, внесению корректировок в планы.
· Способность без паники реагировать на различные жизненные ситуации. Ребенок разбил чашку – его не накажут а научат как этого не сделать следующий раз.
· Родители – лидеры-вдохновители, а не авторитарные руководители.
· Дети изначально не могут быть плохими. «Плохое» поведение ребенка – результат недопонимания его действий родителями.
· Понимание неизбежности постоянного развития детей.
Проблемная семья.
· Дискомфортная атмосфера, члены семьи вежливы, но им тоскливо. /влияние психических изменений на соматическое состояние, со временем люди перестают отдавать себе отчет отчего происходят те или иные соматические расстройства/
· Лица и тела людей говорят об их страданиях, глаза смотрят в пол, они не видят других людей.
· Нет дружеского расположения, жизнь по обязанности.
· Избегание друг друга – способ выжить.
· Безнадежность, беспомощность, одиночество.
· Постоянные наказания за то, что сами зачастую делают.
· Дети неблагополучны с низкой самооценкой, это толкает их на последующие преступления.
Каждая проблемная семья может стать зрелой.
Большинство причин неблагополучия семей кроется в личном неблагополучном опыте членов семей. Опыт результат научения, поэтому можно приобрести другой конструктивный опыт, т.е. научиться жить иначе.
Для этого:
1. Необходимо признать, что временами ваша семья действительно бывает неблагополучной.
2. Вы должны простить себе прошлые ошибки и изменить свою жизнь, хорошо осознавая, что можно жить по другому не так, как это было до сих пор.
3. Надо принять решение о необходимости изменения ситуации.
4. Сделать первые шаги к этим изменениям.