Поздние вербальные импринты. С 5 лет и старше
С этого возраста образуются иерархии импринтов. Распространение описания на все большее количество явлений приводит к формированию и упрочнению фильтров, обеспечивающих постоянство восприятия реальности. Внешние стимулы проходят фильтрацию через состояния, подкрепленные прежними импринтами. Простые импринты образуются редко. Таким образом, опыт либо вообще не становится импринтом, либо усиливает прежние импринты и действует с большей интенсивностью.
Когда происходит какая-либо “ситуация”, она может быть воспринята как очень значимая или даже травмирующая, если ребенок уже имеет ранние импринты, схожие по структуре с настоящими стимулами. И эти “травмирующие ситуации” могут активизировать импринты, как бы получая гиперреакцию на психотравмирующую ситуацию. К этому моменту человек как бы разотождествил себя с некоторой частью и его идентичность (я-концепция), отождествившись с частью импринта, не включает в себя полностью весь импринтный опыт.
Механизм гиперреакции борьбы с собой (с разотождествленной частью себя) можно проследить на примере работе иммунной системы. Как пишет Роберт Дилтс (Дилтс Р., Изменение убеждений с помощью НЛП), иммунная система является частью нашего тела, отвечающей за сохранение его тождественности самому себе. Иммунная система отличает себя от не-себя, а затем избавляется от того, что является не-собой. Иногда она не распознает в чужаке чужака; иногда же само наше тело начинает воспринимать в качестве чужака. Такие заболевания, как артриты, рак, СПИД, даже некоторые виды сердечных заболеваний и диабет — все являются результатом ошибок иммунной системы [6].
Этот механизм хорошо описывает пример повторения резус-конфликта матери и плода, когда беременная имеет Rh- (отрицательный), а плод Rh+ (положительный). При повторной беременности с резус-конфликтом сенсибилизированный организм матери (выработавший антитела против повторного вторжения организма чужеродного по резус-фактору) травмирует не только плода, но и саму беременную. С той разницей, что при психотравме граница проходит не так локально, а затрагивает всего человека. Пример раннего импринта: ребенок запечатлел некую реакции у мамы (которую позже назвали обидой), которая была попыткой изменить коммуникативную ситуацию. А также выучился, что на определенные, как у папы, интонации, вызывать/моделировать ту самую реакцию “обиды”, которую выдавала мама. Если папа «теми самыми» интонациями будет общаться с ребенком, то ребенок будет выдавать схожую реакцию с мамой или более интенсивную, в зависимости от того, чем более ранним было запечатлевание первичной структуры.
Происходит что-то вроде гипераллергической реакции: Сначала устойчиво связались аллерген + некое состояние, создав прочную структуру в человеке, затем организм выработал запас антител-киллеров и при напоминании о старом аллергене — уже готовые антитела атакуют всю систему/человека, в том числе разрушая и нарушая работу и самой иммунной системы, которая в третий раз будет давать принципиально искаженную реакцию. Таким образом, вторая двойная связка замкнулась.
Такой механизм как в аллергической реакции, так и в повторном импринтировании работает по принципу отделения своего «Я» от всего остального, чужеродного и поэтому вынужденной его дальнейшей защиты от всего чужеродного.
Реакцией системы новых (созданных прежним воздействием) фильтров может являться попытка защититься от возможного повторного воздействия-«травмирования», который иногда проходит как аллергическая сенсибилизация с дальнейшей генерализацией на все возможные раздражители[2]. Таким образом, повторное импринтирование может быть травматическим и может реорганизовать восприятие не только настоящего или будущего, но и прошлого. И изменения могут затрагивать все уровни[6], включая идентичность и духовность, создавая новую «Я-концепцию»[2].
Таким образом, дословесные (от зачатия до 6мес. – 1 года) и импринты “вербального” периода могут создать сложную систему, взаимно поддерживая друг друга.
Сложная «импринтная система» состоит из 3-х компонентов:
1. Ранний сенсорный опыт (простые импринты дословесного возраста).
2. Языковое закрепление (трансформация опыта с помощью нового значения слов).
3. Импринтная ситуация (ситуация в возрасте старше 8 месяцев, усилившая простые импринты и синергетически сочетаемая с ними).
Импринты часть 7. Затруднения при работе с импринтами
1. Моделирование импринтых ситуаций в отношении с терапевтом.
Тенденция экстериоризировать бессознательный материал может стать необычайно сильной и создавать трудные для терапевта ситуации, поскольку пациенты часто прилагают огромные усилия, заставляя его играть различные роли, соответствующие теме СКО. Данные ситуации могут представлять собой реальный вызов с точки зрения динамики переноса и контрпереноса. Для успешного лечения чрезвычайно важно, чтобы терапевт не дал вовлечь себя в роли, копирующие травматические элементы исходных ситуаций. Перед ним встает трудная задача — глубоко войти в процесс, оказывая искреннюю человеческую поддержку пациенту, и вместе с тем не забывать о своей истинной роли. Это позволит ему быть в достаточной степени отстраненным, чтобы опознать маневры экстериоризации, интерпретировать их и подойти к клиенту так, чтобы благоприятствовать корректирующему эмоциональному переживанию.
Вышеописанный механизм имеет и другую, столь же неотъемлемую сторону, а именно тенденцию внешних стимулов активизировать соответствующие СКО и способствовать их проявлению в сеансе. Это происходит в тех случаях, когда такие специфические внешние влияния, как элементы физической обстановки, межличностная среда или терапевтическая ситуация, напоминают первичные травмирующие сцены или содержат такие же компоненты.