Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница

161 Но сновидящий заметил что-то и с твердой решимостью пересекает Рубикон. Он осознал, что сосуд и огонь жизни не должны недооцениваться и совершенно необходимы для достижения целостности. Однако через Рубикон нет пути назад.

15 СОН:

162 Четверо движутся вниз по реке: сновидящий, его отец, хороший друг, и неизвестная женщина.

163 Поскольку "друг" - конкретная личность, хорошо знакомая сновидцу, он относится, как и отец, к сознательному миру это. Здесь происходит нечто очень важное: в сне 11 бессознательное было представлено тремя против одного, но вот ситуация развернулась и теперь три - это сновидящий, против одного (последний представлен неизвестной женщиной). Бессознательное лишается силы. Причина в том, что "погружаясь", сновидящий соединяет верхние и нижние области - т.е. решает жить не только как бестелесное абстрактное создание, но и принять тело и мир инстинктов, реальность проблем, поставленных любовью и жизнью, и действовать соответственно.34 Так пересекается Рубикон. Индивидуация, становление Самости - это не только духовная проблема, это проблема и цель всей жизни.

16 СОН:

164 Много людей. Они идут влево вокруг площади. Сновидящий не в центре, а сбоку. Люди говорят, что гиббон должен возродиться.

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru

Рис. 59. "Все существует в троице, но только в четверице обретается радость". (Квадрирование круга) - Jamsthaler, Viatorium spagyricum (1625)

165 Здесь площадь появляется впервые. Предположительно она возникает из круга с помощью четверых человек. (Это будет подтверждено позже.) Подобно lapis, tinctura rubea* и аи r ит philosophicum, квадратура круга всерьез занимала средневековые умы. Это символ opus alchymicum (рис.59), так как он раскалывает первоначальный единый хаос на четыре элемента и затем объединяет их в высшее единство. Единство представлено кругом, а четыре элемента -квадратом, площадью. Производство одного из четырех - это результат процесса возгонки и сублимации, который принимает так называемую циркулярную форму: дистиллят подвергается воздействию различных форм возгонки,35 так что "душа" или "дух" будут выделены в их чистейшем виде. Продукт обычно называется "квинтэссенцией", хотя это ни в коем случае не единственное название для вечно вселяющего надежду и никогда не обнаруживаемого "Единого". Он имеет, как говорят алхимики, "тысячу имен", как и prima materia. Генрих Кунрат так сказал о циркулярной дисцилляции: "Через Круговращение или Круговое Философское вращение квартерна оно возвращается обратно к высочайшей и чистейшей Простоте сверхсовершенной Всеохватывающей Монаде... Из огромного и нечистого Единого грядет "сверхчистое и утонченное Единое", и так далее. 36 Душа и дух должны быть отделены от тела, а это все равно что смерть.

* Краcная тинктура (лат.) Алхимический термин, синоним камня философов, конечный продукт Великого Делания. Прим. пер.

Поэтому Павел из Тарсы говорил: Cupio dissolvi et esse cum Christo.37 Поэтому, дорогой мой Философ, должен ты поймать дух и душу Магнезии". 38 Дух (или дух и душа) - это ternarius или номер три, который должен быть первым отделен от своего тела и, после очищения последнего, влит в него обратно. 39 Очевидно, тело -четвертое. Здесь Кунрат ссылается на пассаж из Псевдо-Аристотеля, 40 где круг, возрождаясь из треугольника, вписывается в квадрат. 41 Эта круглая фигура, вместе с Уроборосом - драконом, заглатывающим свой хвост - основная алхимическая мандала.

166 Более специфическая ламаистская мандала обычно содержит квадратную в плане ступу (рис.43). Мы можем видеть из мандал, выполненных в твердом материале, что это действительно план строения. Квадрат также передает идею дома или храма, или внутреннего, обнесенного стенами пространства 42 (См. ниже). Согласно ритуалу, ступы должны всегда стремиться вправо, потому что движение влево - зло. Левая, "дурная" сторона - сторона бессознательного. Следовательно, движение влево равносильно движению в направлении бессознательного, тогда как движение вправо "верно" и направлено к сознанию. На Востоке содержания бессознательного, постепенно, через длительную практику, приняли определенные формы, которые должны быть приняты как таковые и сохраняться в сознательном разуме- Йога, поскольку мы знаем ее как установившуюся практику, во многом продвигается тем же путем: отображает фиксированные формы в сознании. Ее наиболее важная Западная параллель - Exercitia spiritualia Игнатия Лойолы, которая аналогично отображает на психе фиксированные концепции о спасении. Эта процедура "правильная" поскольку символ все еще действительно выражает бессознательную ситуацию. Психологическая правильность Восточной и Западной йоги прекращается лишь тогда, когда бессознательный процесс, предвидящий предстоящие изменения сознания, настолько развился, что отбрасывает тени, значение которых уже адекватно не выражается традиционными символами или рассогласовано с ними. Тогда и только тогда можно сказать, что символ потерял свою "правильность". Такой процесс отмечает постепенное изменение на протяжении веков восприятия мира в человеческом бессознательном и ничего не может поделать с интеллектуальным критицизмом такого восприятия. Религиозные символы являются феноменом жизни, ясными фактами, а не интеллектуальными мнениями. Если Церковь долго цеплялась за идею, что солнце обращается вокруг земли, а затем отказалась от этого в девятнадцатом веке, она всегда может сослаться на психологическую правду того, что для миллионов людей солнце действительно вращается вокруг земли, и что только в девятнадцатом веке человечество достаточно уверилось в планетарной природе земли. К сожалению "правды" нет, если нет людей, способных это понять. Предположительно обход квадрата в левую сторону показывает, что квадрирование круга - стадия на пути к бессознательному, точка перехода, ведущая к цели, лежащей пока вне его. Это один из тех путей к центру не-эго, которые были проторены средневековыми исследователями при производстве lapis. Rosarium гласит: 43 "Из мужчины и женщины сотвори круг и извлеки четырехугольник из этого, а из четырехугольника -треугольник. Сделай круг и ты будешь иметь философский камень" 44 (рис- 59, 60).

168 Современный интеллект, естественно, воспринимает все это как пьяный бред. Но подобная оценка не может изменить факта, что такая взаимосвязь идей действительно существовала и даже играла важную роль многие века. Задача психологии разобраться в этом, предоставив обывателю разглагольствовать о пьяном бреде и обскурантизме. Многие из моих критиков, называющих себя "учеными", ведут себя подобно епископу, отлучившему от церкви майских жуков за их непристойную плодовитость.

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru

Рис. 60. Квадрирование круга превращает два пола в единое целое. Maier, Scrutinium chymicum. (1687)

169 Точно так же как ступы сохраняют мощи Будды от нарушения сокровенной неприкосновенности, так и внутренняя часть ламаистского квадрата, и опять-таки китайский земной квадрат - это Святая Святых с их магическим действием, космический источник энергии, будь это Шива, Будда, Бодхи-саттва или Великий Учитель. В Китае это - Цянь - небо - с четырьмя космическими влияниями (рис.61).

Аналогично в западных мандалах средневекового Царства Божия божество водружено в центре, часто в виде победоносного Спасителя вместе с четырьмя символическими фигурами евангелистов (рис.62). Символ в данном сне представляет наиболее резкий контраст этим возвышенным метафизическим идеям, поскольку гиббон (несомненно, обезьяна) должен быть воссоздан в центре. Здесь мы опять сталкиваемся с обезьяной, которая впервые встречается в сне 22 первой серии (пар-117). В этом сновидении она вызвала панику, но также привела к полезному вмешательству интеллекта.

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru

Рис. 62. Прямоугольная мандала с крестом, в центре Агнец, окруженный четырьмя евангелистами и четырьмя реками Рая. В медальонах изображены четыре основные добродетели. - Католический требник Цвейфальтенского аббатства(XII столетие).

Сейчас она будет "возрождаться", и это может означать только то, что антропоид - человек как архаичная действительность - должен быть вновь собран. Очевидно, левый путь не ведет вверх в царство богов и к внешним идеям, а вниз - в естественную историю, в звериные инстинктивные основы существования человека. Следовательно, мы имеем дело, говоря классическим языком, с Дионисийской мистерией.

170 Квадрат соответствует temenos (рис.31), где происходит драма - в данном случае обезьяны играют роль сатиров. Внутренность "золотого цветка" - это "семенная коробочка", где произрастает "бриллиантовое тело". Синонимичный термин "земля предков"45 может быть действительно намеком на то, что этот продукт - результат интеграции древних стадий.

171 Духи предков играют важную роль в церемониях возрождения. Аборигены Австралии даже идентифицируют себя с мистическими предками периода alcheringa, равноценного эпохе Гомера. Аналогично, индейцы пуэбло в Техасе, в подготовке к своим ритуальным танцам, отождествляют себя с солнцем, сыновьями которого они себя считают. Эта атавистическая идентификация с предками людей и животных может быть психологически истолкована как интеграция бессознательного, истинная купель возрождения в источнике жизни, где вновь можно стать рыбой, - бессознательно, как во сне, опьянении и смерти. Отсюда инкубационный сон, Дионисийская оргия и ритуальная смерть в инициации. Естественно, действо всегда происходит в некоем освященном месте. Мы легко можем перевести эти идеи в конкретизм теории Фрейда: temenos будет чревом матери, а ритуал - возвращением к кровосмешению. Но это невротические заблуждения людей, оставшихся отчасти инфантильными и не имеющих ясного сознавания, в то время как такие вещи практикуются с незапамятных времен взрослыми, чья деятельность не может быть истолкована как возвращение к инфантилизму. В противном случае высшие и наиболее важные достижения человечества должны в конце концов быть ничем иным, как "только" извращенными желаниями ребенка и слово "детский" теряет свой raison d'etre.

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru

Рис. 63. Гермес - Греческая роспись на вазе (коллекция Гамильтона).

172 Поскольку философская сторона алхимии была связана с проблемами, близкими тем, которые интересуют современных психологов, то, может быть, стоит проникнуть глубже в мотив сна с обезьяной, которая должна воссоздаться в квадрате. В подавляющем большинстве случаев алхимия идентифицирует свое преобразующее вещество с argentum vivum* или Меркурием. Химически этот термин означает ртуть**, но с точки зрения философии это означает spiritus vitae или даже душу мира (см. рис. 91), так что Меркурий принимает значение Гермеса, бога откровения. (Этот вопрос обсуждался в деталях в другой работе46.) Гермес ассоциируется с идеей окружности и квадрата, как можно было видеть в Папирусе V (строка 401) из Papyri Graecae Magicae, 47 где он назван strogguloz kai tetragwnoz "круглым и квадратным". Он также называется tetraglwcin "четырехугольным". Вообще он связан с числам четыре; отсюда существует Ermhz tetrakefaloz "четырехглавый Гермес". 48 Эти свойства были известны также в средние века, как показывает, например, работа Картари. 49 В ней говорится:

* Живое серебро (лат.) Прим. пер. " На немецком и английском дословно звучит как быстрое серебро. Прим. пер.

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru

Рис. 64. Христос - в образе Антропоса, стоящего на земном шаре, по бокам находятся четыре элемента [огонь, воздух, земля и вода]. Glanville, Le Proprietaire des choses (1482).

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru К тому же четырехгранные фигуры Меркурия [Гермеса] (рис.63), не содержат ничего иного, кроме головы и мужского члена, означая, что солнце является головой мира, и разбрасывает семена всех вещей; тогда как четыре стороны квадратной фигуры имеют то же значение, что и четырехструнный систр, который также был атрибутом Меркурия, а именно, символизируют четыре четверти мира или четыре времени года; или, опять таки, что две точки равноденствия и две точки солнцестояния примиряют между собой четыре части всего зодиака.

Рис. 65. Тетраморф (символ Антропоса), стоящий на двух колесах, символ Ветхого и Нового Завета. - Мозаика. Ватопедийский монастырь, гора Афон (1213).173 Легко понять, почему такие качества Меркурия делают его удобным символом для мистической преобразующей субстанции алхимии; это круг и квадрат, то есть общность, состоящая из четырех частей (четырех элементов). Следовательно, гностический, состоящий из четырех частей первоначальный человек (рис.64), так же как и Христос Пантократор - это imago lapidis (рис.65). Западная алхимия в основном имеет Египетское происхождение, поэтому давайте прежде всего обратим наше внимание на эллинистическую фигуру Гермеса Трисмегиста, происходящего изначально от древнеегипетского Тота (рис.66). Атрибутом Тота был павиан, изначально он представлялся как обезьяна.51 Эта идея явно сохранилась неизменной во всех бесчисленных изданиях Книги Мертвых вплоть до самого недавнего времени. Правда, в существующих алхимических текстах (которые за немногими исключениями относятся к христианской эре) древняя связь между Тотом -Гермесом и обезьяной исчезла, но она еще существовала во времена Римской Империи.

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru

Рис. 66. Амон-Ра, египетский дух четырех стихий. - Храм Эсне, династия Птолемеев Champollion, Pantheon egyptien

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru

Рис. 67. Демон в образе обезьяны - Speculum humanae saluatioms (Латинский кодекс, 511, Париж. 14 век).

Меркурий, однако, имел несколько признаков, общих с дьяволом, которые мы здесь не приводим -так обезьяна еще раз неожиданно появляется вблизи Меркурия как simia Dei* (рис.67). Меркурий представляет сущность трансформирующей субстанции, которая должна быть с одной стороны, совершенно обычной, даже презренной (это выражается в ряде атрибутов, которые он делит с дьяволом, таких, как змея, дракон, ворон, лев, василиск и орел), а с другой -означать нечто значительное, если не сказать, что священное. Итак, трансформация ведет из глубин к высотам, от животно - архаического и инфантильного к мистическому homo maximus.

174 Символизм ритуалов возрождения, если воспринимать его всерьез, ведет далеко за пределы архаичного и инфантильного к врожденному психическому типу, который является результатом и вкладом всей жизни предков вплоть до животного уровня - отсюда символика предков и животных. Ритуалы являются попытками устранить раздел между сознанием и бессознательным, действительным источником жизни, и дают возможность создать нечто вроде воссоединения личности с родиной предков, инстинктивный склад характера. Будь эти ритуалы возрождены, они не принесут определенных результатов, они должны были не только исчезнуть в доисторические времена, но так никогда и не смогут выдвинуться на первое место. Наша предыстория доказывает, что даже если сознательное мышление ушло далеко от древних концепций ритуалов возрождения, бессознательное все равно стремится к ним в снах. Справедливо, что без качеств автономии и автаркии** не будет сознания совсем, однако, эти качества также означают опасность изоляции и застоя, так как, отсекая бессознательное, они приводят к отщеплению инстинкта. Потеря инстинкта - это источник нескончаемых ошибок и неудач.

175 В конце концов факт присутствия сновидящего "не в центре, а сбоку" подчеркнуто указывает на то, что случится с его эго: оно больше не сможет требовать центрального места, а будет заранее удовлетворено положением спутника, или, по меньшей мере, планеты, вращающейся вокруг солнца. Очевидно, важное место в центре оставлено для гиббона, который вот-вот будет возрожден. Гиббон относится к антропоидам и за счет своего родства с человеком является подходящим символом для той части психе, которая уходит в дочеловеческое. Далее, мы видим на примере кинокефала - или павиана с собачьей головой, ассоциируемого с Тотом-Гермесом (рис.68), высшей из обезьян, известных Египтянам - что его богоподобное родство делает его подходящим символом и для той части бессознательного, которая превосходит сознательный уровень. Предположение, что человеческая психе имеет пласты, лежащие ниже сознания, видимо не вызывает серьезных возражений. Но то, что могут быть также и слои, лежащие выше сознания, представляется предположением, которое граничит с crimen laesae majestatis humanae*. В моем понимании сознание может претендовать лишь на относительно центральное место и следует принять факт, что бессознательная психе превышает его и как бы окружает со всех сторон. Бессознательные содержания привязывают сознание к психическим состояниям, с одной стороны, и архетипическим данным, с другой. Но сознание распространятся вперед интуицией, которая определена частично архетипами и частично подсознательным восприятием, зависящими от относительности пространства и времени в бессознательном. Я должен предоставить читателю после внимательного размышления над этой серией снов и проблемами, которые они открывают, возможность сформировать свое собственное суждение относительно допустимости таких гипотез.

* Обезьяна Бога (лат.) Прим. пер. " Самоудовлетворение (греч.) Прим. пер .

176 Следующий сон представлен без сокращений его оригинального текста:

17 СОН:

Все дома имеют несколько театральный вид, с декорациями и сценическими пейзажами. Упоминается имя Бернарда Шоу. Предполагается, что постановка пьесы будет осуществлена в отдаленном будущем. На одном из стендов видна надпись на английском и немецком языках:

Это всемирная Католическая Церковь Это храм Божий

Все, кто чувствуют себя орудием Бога -могут войти.

* Преступление, заключающееся в оскорблении человеческой природы (лат.) Прим. пер.

Ниже этого напечатано меньшими буквами: "Эта церковь основана Иисусом и Павлом" - как у фирмы, с настойчивым напоминанием о ее длительном существовании.

Я говорю своему другу: "Пойдем посмотрим на это". Он отвечает: "Я не понимаю, почему множество людей должны собираться вместе, когда они испытывают религиозные чувства". Я говорю: "Как протестант, ты этого никогда не поймешь". Женщина кивком выражает полное согласие. Потом я вижу короткое объявление на стене церкви. В нем написано:

Солдаты!

Когда вы чувствуете, что находитесь во власти Бога, не обращайтесь к нему прямо. Слова не могут достигнуть Бога. Мы также убедительно советуем вам не потворствовать никаким спорам между собой, касающимся Бога. Это тщетно, ибо все великое и важное необъяснимо.

(Подпись) Папа... (Имя неразборчиво)

Потом мы входим. Интерьер напоминает мечеть, в частности, Ая-Софию: сидений нет - восхитительный эффект пространства; нет икон, только окаймленный текст украшает стены (подобно тексту Корана на стенах Ая-Софии). Один из текстов гласит: "Не льсти твоему благодетелю". Женщина, соглашавшаяся перед этим со мной, разразилась слезами: "Но здесь ничего не осталось!" Я отвечаю: "Я нахожу это вполне нормальным!" Но она исчезает. Сначала я стою перед колонной и ничего не вижу. Потом я перехожу на другое место и вижу толпу людей. Я не принадлежу к ним и стою один. Но люди хорошо видны, даже их лица. Все они говорят хором: "Мы признаем, что мы во власти Бога. Царствие Небесное внутри нас". Они торжественно повторяют это трижды. Затем начинает играть орган и они поют хорал Баха. Но оригинальный текст опущен; временами это только вид колоратурного пения, потом появляются слова: "Все остальное - лишь бумага" (означающее, что это не производит на меня впечатление). Когда затихает хорал, начинается gemutlich* часть церемонии, она почти похожа на студенческую вечеринку. Все люди приветливы и равноправны. Мы движемся, разговариваем, приветствуем друг друга, подается вино (из епископальной семинарии) и другие угощения. Поднимается тост "за здоровье церкви", громкоговоритель издает звуки мелодии рэгтайма с припевом: "Чарльз сейчас тоже с нами" . Священник объясняет мне: "Это официально одобрено и разрешено. Мы должны усвоить кое-что от Американского метода. С такой большой толпой это неизбежно. Но мы отличаемся в принципе от Американских церквей нашими решительными анти-аскетичными тенденциями". После этого я просыпаюсь с чувством великого облегчения.

* Приятный, сердечный (нем.) Прим. пер.

177 К сожалению, я вынужден воздержаться от комментариев к этому сну в целом 52 и ограничиться только нашей темой. Temenos стал священным зданием (в соответствии с намеками, высказанными ранее). Происходившие действия, таким образом, характеризуются как "религиозные". Гротескно-юмористическая сторона Дионисийской мистерии выступает в виде так называемой gemutlich, части церемонии, где подается вино и поднимается тост в честь Церкви. Надпись на полу Орфико-Дионисийского храма формулирует это очень талантливо: monon mh udwr (Только не вода!). 53 Мощи Диониса в храме, так же как и символ рыбы и вина, дамасский кубок и цилиндрическая печать с распятием и надписью ОРФЕОС BAKKIKOC, 54 а также многое другое, упомянем лишь мимоходом.

178 "Антиаскетическая" тенденция четко отмечает грань, отделяющую от Христианской Церкви, определяемую здесь как "Американская" (см. комментарии к сну 14 из первой серии). Америка - идеальная обитель разумных идей практического интеллекта, который хотел бы направить мир на путь истинный посредством "веры в умственные способности". 55 Этот взгляд согласуется с современной формулой "интеллект = дух", но он совершенно упускает то, что "дух" никогда не был человеческой "деятельностью", тем более - "функцией". Движение влево здесь подтверждается как уход из современного мира идей и возвращение к до-христианскому культу Диониса, где аскетизм в христианском смысле неизвестен. В то же время движение не уводит прямо от священного места, а остается внутри его; другими словами, оно не теряет своего сакрального характера. Это не просто падение в хаос и анархию, оно связывает Церковь прямо с Дионисийским святилищем, как это сделал исторический процесс, хотя и с другой стороны. Мы могли бы сказать, что это регрессивное развитие счастливым образом следует пути истории, чтобы достигнуть дохристианского уровня. Следовательно, это не рецидив, а род систематического падения ad inferos* (рис.69), психологическая nekyia.

* В ад (лат.) Прим. пер.

179 Я встретил нечто очень похожее в сне священника, у которого было весьма проблематичное отношение к своей вере:

Придя в церковь ночью, он обнаруживает, что целая стена алтаря обрушилась. Алтарь и руины обросли виноградной лозой, щедро усеянной гроздями, и луна светит в пролом.

180 Еще пример. Мужчина, одолеваемый религиозными проблемами, видел следующее сновидение: Огромный готический собор почти полностью во тьме. Служат большую Мессу. Вдруг исчезает целая стена придела. Слепящий солнечный свет врывается внутрь вместе с большим стадом быков и коров. Эта направленность, очевидно, более митраична, но Митра связан с ранней церковью во многом так же, как и Дионис.

181 Довольно интересно, что церковь в наших снах - синкретическое здание, ведь Ая-София это очень древняя христианская церковь которая до недавнего времени служила мечетью. Следовательно, она прекрасно соответствует цели сна - попытки объединения христианской и дионисийской религиозных идей. Очевидно, это произойдет без взаимоисключения, без разрушения каких-либо ценностей. Это чрезвычайно важно, поскольку возрождение "гиббона" должно иметь место в священном церковном дворе. Такое святотатство может легко привести к опасному предположению, что движение влево - это diabolica fraus. И гиббон - это дьявол - так как дьявол действительно считается "обезьяной Бога". Тогда движение влево должно быть извращением божественной истины в целях утверждения "Его Черного Величества" на месте Бога. Но бессознательное не имеет такого богохульного намерения, оно только пытается возвратить в мир религии утерянного Диониса, которого не хватает современному человеку (с позволения Ницше}\ В конце видения 22 (пар. 117), где обезьяна появилась впервые, было сказано, что "всем должен править свет", и мы можем добавить, "всем" включает Бога Тьмы с его рогами и раздвоенными копытами - настоящий дионисийский корибант, который довольно неожиданно поднялся до ранга Принца.

182 Дионисийский элемент требует эмоций и эффектов, которые не нашли соответствующего религиозного признания в господствующем культе Аполлона и направлениях христианства. Средневековые карнавалы и jeux de paume в Церкви были упразднены сравнительно рано; следовательно, карнавал секуляризировался и с его святым опьянением исчез из священных писаний. Траур, торжественность, строгость и хорошо выдержанная духовная радость остались. Но опьянение, эта наиболее прямая и опасная форма одержимости, отвернулось от богов и объяло человеческий мир с его излишествами и пафосом. Языческие религии встретили эту опасность, предоставив пьяному экстазу место в своем культе. Геракл, несомненно, знал, что говорил, вернувшись из Аида: "Но Аид это тот же Дионис, в чью честь сходят с ума и устраивают праздник винной бочки". По этой причине оргии были санкционированы религией, ибо изгнание нечистой силы опаснее, чем угроза исходящая из Аида. Наше решение, однако, послужило падению в широко открытые врата ада.

18 СОН:

183 Квадратная площадка, где проводится сложная церемония трансформации животных, в людей. Две змеи, движущиеся в противоположных направлениях, должны трансформироваться сразу. Присутствуют животные, например, лисицы и собаки. Люди идут вокруг квадрата и вынуждены позволить этим животным укусить себя за икры на каждом из четырех углов (см. рис.118). Если они убегают -все теряют. Появляются высшие животные - быки и козероги. Четыре змеи скользят в четыре угла. Затем паства выходит шеренгой. Два жреца приносящие жертву, вносят огромную рептилию и касаются ею лба бесформенной животной глыбы или живой массы. Внезапно из нее поднимается человеческая голова, преобразованная. Голос возвещает:

"Это покушение на бытие".

184 Кто-то может сказать, что сон идет с "объяснением". Животных превращают в людей, "бесформенная живая масса" превращается в преобразованную (озаренную) человеческую голову посредством волшебного контакта с рептилией. Животная глыба или живая масса символизирует унаследованное бессознательное, которое должно соединиться с сознанием. Это осуществляется церемониальным использованием рептилии, предположительно змеи. Идея трансформации и возрождения посредством змеи - хорошо обоснованный архетип (рис.70). Это излечивающая змея, представляющая бога (см. рис. 203, 204).

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru

Рис. 70. Языческие ритуалы трансформации со змеями. Средние века. Гностический рисунок.

Об этом сказано в мистериях Сабазия: "Aureus coluber in sinum demittitur consecratis et eximitur rursus ab inferioribus partibus atque imis" (Золотую змею опускают на колени посвящаемого и убирают от нижних частей)- офитов Христос был змеей. Вероятно, наиболее примечательное развитие символизма змеи как обновления личности вы найдете в Кундалини йоге. Опыт пастухов со змеями в "Заратустре" Ницше мог быть фатальным знаком (и не единственным в своем роде - ср. пророчество смерти канатоходца).

185 "Бесформенная живая масса" сразу же ассоциируется с алхимическим "хаосом", massa или materia informis, или confusa, содержащими священные семена жизни со времен Создания. Адам, согласно представлениям Мидрашим*, был создан аналогичным путем: в первый час Бог собирал пыль, во второй - делал бесформенную массу из нее, в третий лепил члены и т.д. (рис. 71).

* Сборники толкования священного писания в древней иудаистской богословской литературе. Прим. перев.

Ii. символизм сновидения и его связь с алхимией 7 страница - student2.ru Рис. 71. Создание Адама из глины prima materia. - Schedel, Das Buck der Chroniken (1493)

Наши рекомендации