Требования к пятизвездочной гостинице
♦ здание, имеющее оригинальное архитектурное решение, построенное по индивидуальному проекту; световая реклама с названием гостиницы и специальной художественной эмблемой;
♦ полностью благоустроенные подъездные пути и подходы к гостинице, а также двор и прилегающая территория (включая декоративное озеленение, художественные композиции, скульптуру и т. п.);
♦ крытые охраняемые стоянки для легковых автомобилей с зоной обслуживания; парковка автомобилей персоналом гостиницы, обеспеченность парковки 30 % автомобилей по отношению к количеству номеров в гостинице;
♦ высококачественная гарнитурная мебель и художественно оформленные интерьеры.
Коммунальное оборудование здания:
♦ водопровод и канализация;
♦ горячее водоснабжение (круглосуточно);
♦ центральное отопление;
♦ кондиционирование воздуха во всех помещениях круглый год;
Ф повышенная звукоизоляция.
Общественные помещения (вестибюль с зонами приема, отдыха и ожидания, холлы на этажах):
♦ просторный вестибюль (из расчета не менее 0,8 кв. м на одно гостиничное место, но не более 70 кв. м совокупной площади);
♦ аудиовизуальная установка (телевизор, видеомагнитофон или кинопроектор);
♦ электронное информационное табло или дисплей;
♦ декоративное озеленение;
♦ художественные композиции;
♦ зоны для отдыха, оборудованные высококачественной гарнитурной мебелью.
Лифт при количестве этажей два и более:
♦ отдельный лифт для персонала и багажа;
♦ подъем и спуск с любого этажа круглосуточно с интервалом ожидания в пределах 30 с.
Информационные услуги:
♦ отделение связи;
♦ бизнес-центр (1—2 переговорные комнаты), офисы;
♦ телефакс, телекс, копировальные работы, компьютерный набор — интернет, электронная почта (предоставление по требованию);
♦ прямой выход в автоматическую международную телефонную систему;
♦ внешняя и внутренняя телефонная связь во всех номерах (в том числе с подразделениями обслуживания);
♦ международные таксофоны;
♦ киоск по продаже газет, журналов и другой полиграфической продукции;
♦ обеспечение вызова из номера соответствующего работника гостиницы;
♦ бюро обслуживания; безукоризненная организация службы бронирования гостиничных мест и приема.
Общественное питание:
♦ рестораны (европейской и национальной кухни), гриль-бар, ночной бар или ресторан с варьете, кафе (минимальное количество мест в ресторане к местам в гостинице 1:1);
♦ терраса или площадка для летней торговли.
Характеристика номерного фонда:
♦ все номера одно - и двухместные;
♦ не менее 10 % мест в многокомнатных номерах;
♦ наличие телевизора с дистанционным управлением, холодильника, мини-сейфа, мини-бара во всех номерах;
♦ наличие полного санузла (унитаз, умывальник, душ и ванна, все многокомнатные номера с биде) во всех номерах;
♦ площадь жилого помещения номеров: однокомнатного одноместного — не менее 14 кв. м, однокомнатного двухместного — 16— 20 кв. м), двухкомнатного — не менее 30 кв. м, трехкомнатного — не менее 55 кв. м.
В номерах обязательно должны быть:
♦ охранная и пожарная сигнализация;
♦ рекламная папка (буклеты, наклейки, справочники и другая информация о гостинице);
предметы гостеприимства разового потребления в фирменном исполнении — туалетное мыло; набор банных принадлежностей (шампунь, шапочка и др.);
♦ махровый халат (в многокомнатных номерах);
♦ гигиенические пакеты, салфетки;
♦ туалетная бумага;
♦ фен в ванной комнате;
♦ телефон в ванной комнате;
♦ набор письменных принадлежностей (конверт, почтовая бумага, ручки и т. п.).
Торговое и бытовое обслуживание:
♦ парикмахерская улучшенного типа с женским и мужским залами, косметическим кабинетом, маникюром, педикюром;
♦ камера хранения; прием на хранение ценностей; поднос багажа;
♦ магазины или киоски по продаже сувениров, табачных, парфюмерных и других товаров.
Предоставление следующих услуг:
♦ ремонт и глажение одежды;
♦ ремонт и чистка обуви;
♦ информационный сигнал (телефонный звонок) клиенту в указанное им время;
♦ срочная стирка и химчистка в течение 12 ч;
♦ подача завтраков, обедов и ужинов в номер;
♦ вызов автомобиля;
♦ прокат легковых автомобилей, мойка и другое сервисное обслуживание автомобилей;
♦ организация продажи транспортных билетов;
♦ заказ билетов в театры, кино и т. д.;
♦ прокат предметов культурно-бытового назначения;
♦ продажа цветов в вестибюле гостиницы и залах ресторана;
♦ бронирование столов в торговых залах ресторана;
♦ организация экскурсий;
♦ солярий;
♦ детские комнаты с квалифицированным персоналом, работающие не менее 12 ч в сутки.
Банковские услуги: Сбербанк и пункт обмена иностранной валюты, плата по кредитным карточкам.
Медицинский пункт с круглосуточным дежурством медперсонала, аптечный киоск (в гостиницах вместимостью не менее 1500 мест).
Культурно-спортивное обслуживание:
♦ киноконцертный зал для организации культурных мероприятий и конференций, оборудованный для синхронного перевода не менее чем на 4 языка, с помещениями для секционных заседаний (3—4 по 100—150 мест), экспозиционный зал (салон) для организации выставок и т. п.;
♦ казино-клуб;
♦ кегельбан;
♦ бильярдная;
♦ спортивный зал, сауна с баром;
♦ массажные кабинеты;
♦ плавательный бассейн;
♦ оборудованный пляж (при наличии водоема);
♦ спортивные площадки;
♦ теннисный корт (летний).
Деление гостиничных предприятий на категории предполагает определенные требования и различный набор услуг. Естественно, что гостиницы высших категорий предоставляют гостям более комфортабельные номера и больший набор услуг. Среди них могут быть и услуги, на осуществление которых необходима лицензия (например, медицинские или транспортные услуги); в этом случае администрация гостиницы обязана ее получить.