Предоставление отрицательной обратной связи
Очевидно, что необходима положительная обратная связь на то, что вы высоко оцениваете. А как быть с негативной информацией? Как тренеру конструктивно и доброжелательно указать на ошибку или неудачу? Безусловно, это не просто, так как может вызвать защитную реакцию обучающихся. Помочь им научиться использовать собственные ошибки — очень важно для создания и поддержания мотивационного климата. Это также имеет значение в контексте поведения тренера как ролевой модели. Как тренеру сохранить «тон разговора» и показать, что операционные принципы НЛП действуют? Предлагаемый алгоритм позволяет уменьшить защитную реакцию, обратить потенциаль-. но неприятную ситуацию в совместное решение проблемы и обеспечить положительные изменения.
· Выразите свое беспокойство.
· Полностью осмыслите рассказ.
· Используйте сенсорные навыки НЛП.
· Подкрепите правильные действия.
· Обсудите альтернативы.
· Помогите обучающемуся наметить собственный результат.
Необходимым условием является ясная и открытая коммуникация, поэтому следует начать процесс с исчерпывающего объяснения своей точки зрения. Используйте «я-сообщения», например:
«Я заметил недостаточное участие...», «Я обеспокоен...», «Я испытываю трудности с...»,
Не стоит начинать с вопроса или замечания, которые могут быть расценены как оценка или обвинение. Вопросы типа «Не могли бы вы не отставать от других?» или: «Где вы были, когда начался урок?» только усиливают защитную реакцию и тревогу. Будьте тактичны, но откровенны. Чрезмерная утонченность нередко вызывает замешательство и сомнение. Как только вы выразили свое беспокойство, немедленно задавайте вопрос, который предполагает объяснение:
«Что случилось?», «Почему это было сделано так?», «Расскажите мне об этом».
В подходящем случае тренер может использовать метамодель. При этом, понимая, как важно полностью осмыслить проблему, чтобы действовать конструктивно, он должен признать, что его цель — добиться результата, а не только разобраться в сути конкретной ситуации.
Основные рекомендации по использованию метамодели:
· Слушайте внимательно — наблюдайте за физиологией, глазными ключами доступа, выявляйте паттерны языка.
· Задавайте уточняющие вопросы — используйте метамодель.
· Подтверждайте понимание, даже если не всегда согласны с говорящим.
Используйте такие фразы, как: «Вы говорите, что....» «Значит, причина в том, что...»
Искренняя заинтересованность — это важнейший компонент любой эффективной коммуникации. С помощью навыков НЛП можно научить человека слушать «искренне». Часто за плохими результатами обнаруживаются наилучшие намерения. Если это так, важно подкреплять полезные компоненты деятельности, чтобы исправить ошибки. Иначе обучающийся расценит и само действие, и его цель как неправильные.
Например, предположите, что письменная работа содержала несколько ошибок, потому что обучающийся спешил сделать ее к определенному сроку. Подкрепление беспокойства обучающегося о своевременности выполнения обещаний поможет использовать это его качество при выработке точности.
После того как вы выразили обеспокоенность, выслушали и поняли все объяснения обучающегося, сосредоточились на проблеме, подкрепив достигнутые положительные результаты, переходите к следующей стадии — обсуждению альтернативных способов решения проблемы при ее возникновении в дальнейшем. Это четвертый шаг в процессе предоставления отрицательной обратной связи. Он имеет большое значение, поскольку связан с имеющимся позитивным опытом и конструктивным взглядом на будущее.
Существуют два варианта. Если вы хотите понять мнение другого или не можете найти альтернативы собственному, спросите его о возможных решениях. Если у вас есть предложение или только один вариант действий, сделайте это предложение. Не пытайтесь, задавая вопросы, подвести человека к решению, которое вы считаете правильным. Обучающихся может обидеть манипулятивное поведение тренера. Установите раппорт и используйте другие подходящие методы НЛП. Также помогите обучающимся наметить результаты.
Вот как это могло бы звучать:
«У вас было мало времени, и я понимаю, как вы торопились, чтобы выполнить работу в срок. Что можно сделать, чтобы уменьшить число ошибок и при этом сделать все вовремя?»
Точная, своевременная и искренняя обратная связь — один из краеугольных камней в эффективной работе тренера. Похвала и признание более значимы, когда они конкретны, подкрепляют личные качества и подчеркивают выгоды. Даже отрицательная обратная связь рассматривается как поддержка, если она основана на открытой, двухсторонней коммуникации и конструктивном решении проблем.