Вопрос 3. Критерии периодизации возрастного развития.
А) Группы периодизаций ( Л. С. Выгодский)
- 1 группа: характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия;
- 2 группа: используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая – либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей в периодизации.
-3 группа: периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития.
Б) Стадии развития ( возрастные новообразования):
-« социальная ситуация развития»- специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой ( взаимодействие с окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований).
В) Периоды развития: стабильный и кризисный.
- стабильный - плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка;
-кризисный - переломные моменты в развитии ребенка, негативные проявления, краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Длятся недолго. Главные изменения, происходящие во время криза, - внутренние.
Д) Возрастная периодизация Л. С. Выготского:
- кризис новорожденности - младенческий возраст ( 2 месяца- 1 год) – кризис одного года;
- раннее детство( 1-3 года) – кризис 3 лет;
- дошкольный возраст ( 3-7 лет)- кризис 7 лет;
- школьный возраст ( 7-13 лет)- кризис 13 лет;
- пубертатный возраст ( 13-17 лет) – кризис 17 лет.
Вопрос 5. Периодизация психического развития по Д. Б. Эльконину
Две системы отношений:
А) « ребенок – вещь» - общественный предмет;
Б) « ребенок – взрослый» – общественный взрослый.
Деятельность ребенка внутри систем « ребенок – общественный предмет» и « ребенок – общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа.
Две группы ведущей деятельности:
А) входят виды деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми ( эмоциональное общение ребенка, ролевая игра дошкольника, интимно – личностное общение подростка), развивается мотивационно-потребностная сфера;
Б) входят виды деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно – манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Формируется интеллектуально-познавательная сфера.
Вопрос 6.Стадии развития взрослого человека.
Взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную.
1)Факторы влияния на развитие личности:
А) нормативного возрастного развития личности (роль этого фактора несколько повышается в старости); Б)нормативного исторического развития личности (исторические условия отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности; В)ненормативного развития личности (роль этого фактора неуклонно повышается с возрастом – это индивидуальные условия жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека).
2) Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
3) Возрастные рамки периодов:
- граница юности и молодости устанавливается около 18-22 года;
- взросление-23-30 лет;
- переходный возраст -30-33 года;
- зрелость- 36-50;
- пожилой возраст – 51-60;
- старость- старше 65 лет.
Тема 2.
Младенчество.
План:
Новорожденность.
2. Младенческий возраст.
Кризис 1 года.
Жизненный мир младенца.