Оплата труда. Формы и системы оплаты труда
Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера».
Оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы.
Системы оплаты труда, размеры окладов и отдельных выплат устанавливаются следующими нормативными документами:
- в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
- в отношении работников организаций со смешанным финансированием - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
- в отношении работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
В настоящее время наиболее широкое применение в хозяйственной деятельности организаций нашли повременная, сдельная и комиссионная системы оплаты труда. Системы оплаты труда фирмы устанавливают самостоятельно. Помимо указанных, могут быть предусмотрены и иные системы оплаты труда.
Заработная плата начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда.
При повременной оплате труда заработная плата начисляется за фактически отработанное время на основании табелей учета рабочего времени согласно окладам, утвержденным в штатном расписании.
При сдельной форме оплаты труда заработная плата работнику начисляется за фактически выполненную работу на основании нарядов и действующих ставок.
При комиссионной форме оплаты труда стимулируются продажи (% от выручки).
При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система. Должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника. Предприятия могут устанавливать для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты труда (в процентах от выручки, в долях от прибыли и другие).
Тарифная система служит основой организации заработной платы рабочих и строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих, формы оплаты труда. Тарифная система включает:
- тарифную ставку, определяющую размер оплаты труда в час или за день;
- тарифную сетку, показывающую соотношение в оплате труда между различными разрядами работ и рабочих (квалификациями);
- тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и рабочего в соответствии с тарифной сеткой.
Тарифная ставка — абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий работников за единицу времени. Исходной является минимальная тарифная ставка или тарифная ставка первого разряда. Она определяет уровень оплаты наиболее простого труда.
Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которая служит для установления соотношения в оплате труда в зависимости от уровня квалификации.
27. Организация как система. Внешняя и внутренняя среда организации: факторы влияния.
Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
Организации различают:
1. Неформальные - Спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.
2. Формальные - Организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование – в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Внешняя среда
Один из способов определения окружения состоит в разделении внешних факторов на среду прямого и среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты, собственники.
Под средой косвенного воздействия- факторы, которые не могут оказывать прямого воздействия на операции: политические и социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и научно-технический прогресс.
В зависимости от степени сложности и подвижности внешней среды можно выделить 4 типа ситуаций, каждая из которых соответствует тому или иному типу бизнеса.
Ситуация низкой неопределенности (1) наиболее благоприятная для руководства. В этом случае можно ожидать, что внешняя среда не будет преподносить много «сюрпризов», и работники будут определенно следовать принятым в организации процедурам.
Ситуация умеренной неопределенности (2)Высокая степень сложности внешнего окружения вносит элемент риска в процесс принятия решения. Чтобы эффективно управлять, руководители нуждаются в серьезной подготовке и наличии опыта.
Ситуация умеренно высокой неопределенности (3) требует от руководства и самой организации достаточной гибкости.
Ситуация высокой неопределенности (4) представляет наибольшую трудность для управления организацией, так как внешняя среда полна неопределенных ситуаций. Требуется от руководителей высочайшего уровня подготовки, аналитических способностей и интуиции.
Внутренняя среда организации
К основным внутренним переменным относятся:
1. Цели - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
2. Структура - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
3. Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
4. ТЕХНОЛОГИЯ — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
5. Люди. Существует три основных аспекта человеческой переменной к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.
28. Методология менеджмента: функции, принципы, методы менеджмента.
Менеджмет – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения цели организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и резервов.
Принципы менеджмента:
Четырнадцать принципов управления Файоля:1. Разделение труда (повышение кол-ва и качества производства при затрате тех же усилий).
2. Власть - ответственность. Всюду, где есть власть, возникает и ответственность.
3. Дисциплина предполагает справедливо применяемые санкции.
4. Единство распорядительства означает, что работнику может давать два приказания только 1 начальник. Если это правило нарушается, то это подрывает дисциплину, нарушает порядок.
5. Единство руководства. Один руководитель и одна программа, преследующих одну и ту же цель.
6. Подчинение частных интересов общим. 7. Вознаграждение персонала.8. Централизация.
9. Иерархия. 10. Порядок. 11. Справедливость. 12. Постоянство состава персонала.
13. Инициатива. 14. Единение персонала.
Методы управления.
Выделяют 3 группы методов:
1. Административные - Это методы прямого воздействия. Эти методы разделяются на 2 группы.
1. Методы организационного воздействия
2. Оперативно – распорядительное воздействие
К методам организационного воздействия относятся:
1) Регламентирование.
2) Организационное нормирование.
3) Организационное стимулирование.
4) Инструктирование.
Оперативно-распорядительное воздействие выступает в виде прямых указаний, планов направленных на выполнение конкретных поручений исполнителями, системы контроля.
2. Экономические методы базируются на материальных интересах людей. Экономические методы можно подразделить на две группы:
1. Методы государственного воздействия делятся на:
а) методы прямого воздействия. Это проявляется через процесс государственного регулирования ценообразования, через политику доходов в виде замораживания роста цен и зарплаты, ограничение на изменение показателей в кредитно-денежной системе.
б) косвенные воздействия государства. Это экономические методы управления рынком. Сюда относятся: налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, воздействие на валютный рынок и другие методы.
2. Внутрифирменные экономические методы подразделяются на:
а) коммерческий расчет. Направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечения прибыльности производства.
б) внутрифирменный расчет. Регулирует экономические отношения между отдельными подразделениями как самостоятельными единицами производственной деятельности.
в) цены и механизм ценообразования. В этом механизме отражаются все стороны экономического действия субъектов рыночных отношений.
г) финансовая политика и ее составляющие. Финансовые инструменты: распределение и перераспределение прибыли, финансирование и кредитование различных видов деятельности, обоснование финансовых операций.