Телесно-ориентированная психотерапия

Существует память тела о травме, с которой и работает данная терапия. Например: сомато-психотерапия (психокатализ телесных ощущений) – Ермошин А.Ф.

Суть метода: пациенту, который пережил травму, предлагают обратиться к тем внутренним ощущениям телесным: где в теле локализовываются ощущения, связанные с травмой. Обратить внимание, какие они. Это что-то большое, очень маленькое, гладкое или шероховатое? Какой образ возникает? Что можно было бы сделать с этими ощущениями? Например, камень – раскрошить и т.д. Что останется на этом месте? Чем заполнится?

Арт-терапия

Концентративная терапия движения (М.Гиппиус-Дюркхайм). Метод ведомого рисования.

Бумага А3 закрепляется на планшете, человеку дают уголек и рисуют проформы (дуги, круги – женское начало, прямые формы – мужское начало – ромб, квадрат, крест). Сперва рисуют с открытыми глазами, затем глаза закрывают и рука продолжает движение. Линия на уровне солнечного сплетения, движение от себя – использование ресурсов, на себя – концентрация, сосредоточение. Крест – связь между духовной и материальной составляющими. Спираль: если изнутри вовне – раскручивание, снаружи внутрь – концентрация.

Проблема психологического «выгорания», копинг-стратегии

Этого вопроса пока нет. Оставь место.

Психоанализ З.Фрейда.

Психоанализ (или глубинная психология) – одно из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этой школой психоанализ. Термин «психоанализ» имеет три значения: 1 — теория личности и психопатологии; 2 — метод терапии личностных расстройств; 3 — метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.

Основы психоаналитической концепции были заложены австрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом. Опираясь на идеи Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление «психоанализ» (к психоаналитическим теориям относятся и теории Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др)

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 г., а в 1897 г. он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 г. появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи получили признание, После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открылись во всем мире, психоаналитическое движение распространялось, приобретая все больше сторонников. В то же время Фрейд становился все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпел ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это привело к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей – Адлера, Юнга, Ранка.

Основные понятия и принципы психоанализа:

Принцип пандетерминизма. Принцип «психологического детерминизма» («принцип каузальности»). Всякое психологическое явление имеет причину и следствие. Нет случайного и иррационального, а есть непонятое. В частности, поведение человека в текущей ситуации во многом определяется событиями его прошлого (особенно – детства). Сознательные действия также часто определяются бессознательной мотивацией.

Концепция динамического бессознательного.Большая часть психической жизни человека им не осознаётся. Бессознательное является источником мотивов и побуждений, вместилищем первичных процессов психики

Концепция стадий развития.Развитие психики происходит в соответствии с созреванием физиологического субстрата. Психические травмы (в том числе, депривации) могут привести к застреванию ребенка на определенной стадии и изменению всего дальнейшего хода развития.

Модель структуры личности.

Так как увидеть внутренний мир нельзя, у нас в арсенале есть лишь способы моделирования личности, гов. Фрейд. Но модель не = личность. Ученым было создано несколько моделей личности, которые сменяли друг друга с развитием взглядов Фрейда.

1. модель айсберга. (топологическая модель) (овал, в котором - 1/7-сознание, 6/7- б/с, м/д ними- предсознание), согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание, бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем определенная информация осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного, по мере того как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самая глубокая и значимая область человеческой психики — это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, но именно этот неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека, хотя он этого не осознает. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию человека, но в значительной степени определяют действия людей.

Хар-ки б/с:

· в нем есть 2 базовых влечения всего живого – к смерти и к жизни

· б/с не знает времени (все события расположены в нем хаотично, не упорядоченно по оси времени. т.е даже события из раннего детства находятся в нем так, как если бы это было в данный момент) Отсюда стан. понятно, почему столь большое внимание психоанализ придает детству. Наш опыт никуда не исчезает, он уходит в бс и оттуда влияет на нас. если его сделать осознаваемым, можно понять, откуда берутся чувства, реакции ч.

· б/с не знает логики, оно иррационально и нередко проявляет себя в сновидениях.

· у б/с нет моральных норм (влечения к жизни и смерти, или сексуальный и агр. ин-ты (эрос, танатос) стремятся реализоваться в поведении) секс-ть он понимал более широко: она направ. на влечение к жизни, к продолжению рода => все, что благоприятно для тела есть проявлении секс. ин-та. Например, вкусно поесть, или ласка для ребенка. Эрос и танатос стремятся напрямую, без всяких ограничений реализовать себя в жизни. инстинкт жизни и инстинкт смерти находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями главным образом происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается, как правило, одновременным действием обеих этих сил.

Бессознательное допускает кровные связи, гомо- и гетеросексуальные влечения. Человек изначально бисексуален.

Обязательно использование множества точек зрения для анализа явлений:

1. топологическую модель,

2. структурную, а также:

3. Психоэкономическая модель.

Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата принимает во внимание количественную сторону, подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения, организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение (различными путями - путем освобождения от идущих извне раздражений или удовлетворения идущих изнутри), чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия.

Таким образом, течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствия - страдания (принцип удовольствия), причем страдание соотносится с ростом напряжения, возбуждения, а удовольствие - с его спадом. Задача душевного аппарата с экономической точки зрения заключается в том, чтобы справиться с действующим в душевном аппарате количеством возбуждения и не допустить его до полного застоя.

4. Адаптационная модель – насколько явление адаптирует человека в внешним и внутренним условиям. Современные теории отношения добавляют дополнительные для рассмотрения. Например – объектные отношения.

5. Психодинамическая модель. Анализ того, какие влечения движут человеком в определенной ситуации. Базовые влечения: Эрос, Танатос. Базовые влечения есть в каждом человеке, а значит неизбежен базовый конфликт. Поэтому – все люди «невротики». про виды тревоги здесь же.

Телесно-ориентированная психотерапия - student2.ru Структурная модель психической жизни

личность человека состоит из 3-х структур:

Ид.Бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно целиком нах. в б/с, поэтому ему присущи все его свойства. С уровня сознания в ид погружаются впечатления, переживания. В первую очередь в Ид погружается негатив, болезненный, травмирующий опыт. «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека — постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т. е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

Ид полностью бессознательно, но его существование и власть может быть выведены, тем не менее, из дериватов — мыслей, действий и эмоций.

Ид «размыкается» на телесные, соматические процессы, так как психический аппарат зависит от всего организма. Плавно переходит в телесные структуры. Часть энергии, вырабатываемой в организме идет в соматические процессы, а часть аккумулируется в глубинах бессознательного. Эта энергия обеспечивает работу психического аппарата – например, процессы мышления, воли и т.п. Сначала Фрейд назвал эту энергию сексуальной энергией, то есть либидо, она поддерживает первое базовое влечение – Эрос. Позже Фрейд выделил энергию разрушительного влечения – мортидо (влечение к смерти - Танатос).

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов: инстинктов жизни и смерти. Инстинкты жизни, или Эрос, включают в себя все силы, служащие цели поддержания жизни и продолжения рода. Наиболее важные из них — это сексуальные инстинкты и сексуальная энергия — либидо. Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркомания). Инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, стремятся к сохранению динамического равновесия, в результате всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, и людям неосознанно присуще стремление к смерти.

В бессознательном хранится вытесненный травматический опыт, главным образом, ранний. Это «напрочь забытая» информация. По Фрейду никакой опыт, полученный человеком, не исчезает – он либо переходит в область бессознательного, либо хранится в сознательном в виде когнитивных переживаний. Эмоциональный опыт в бессознательном похож на нарыв – он «зреет» в течении определенного времени, а затем проходит в сознание «обходным путем» - например, в виде соматического симптома.

Эго.распол. на уровне созн, п/с, б/с. Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я»воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется принципу «реальности». Цель- -помочь ч построить объектив. картину мира и самого себя, чтоб эффективно действовать в нем. Сознанием отбирается позитивная инфо о себе, так как она пом. построить ч позитивную Я-концепцию, принять себя, найти в себе +. небл. инфо, не вошедшая Я-конц. вытесняется в б/с. «Я»-ЭГО ответственно за принятие решений.

ЭГО помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, именно ЭГО анализирует, рассуждает, принимает решения. Эго –имя, которое Фрейд дал набору функций, позволяющих приспосабливаться к требованиям жизни, находя пути для управления устремлениями Ид. Эго развивается непрерывно в течение всей жизни, но наиболее быстро – в детстве, начиная с раннего младенчества.

Оно имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный – то, что большинство людей понимает под термином “Собственное Я”, или “Я”, в то время как бессознательный аспект включает в себя защитные процессы – вытеснение, замещение, рационализацию и сублимацию.

Супер-эго.на ур-не соз, п/с, б/с. Служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Эти нормы приходят через сознание, но не в виде четких формулировок, а в эмоционально окраш. виде в раннем детстве. => погруж. в бс,=> человек сам не знает всех норм, кот-е есть в сверх-я. Механизм его формирования – идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. Запреты родителей и других значимых для ребенка лиц сначала извне воздействуют на его поведение, а после интериоризируются.

Становление психики, особенно «СВЕРХ-Я» у ребенка, происходит через преодоление Эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5—6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные инстинкты. По мнению Фрейда, развитие психики ребенка есть приспособление, адаптация его к окружающей, преимущественно враждебной среде. Успешность сущ-я личности – его способность относительно бесконфликтно существовать в среде.

Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком.

«СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека. Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий, позволяет «уйти от угрожающей реальности».

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

· вытеснение (болезнен. опыт перемещ. в б/с => кажтся, что забыл)– самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, есть не непосредственное отражение вытесненного желания, а его трансформация.

Подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности.

· отрицание (закл. в том, что травмир. инфо не пропускается в сознание) например, ч не видит плохого отношения к нему

· рационализация – логическое обоснование причин происходящего с ч, причин которго он не знает. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами. построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний,

· инверсия или противодействие — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

· замещение — проявление эмоционального импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, т. е. сестра замещает родителей, на которых сердит ребенок. М.б. на самого себя.

· изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»

· проекция: При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. Также нежелат. для личности компоненты не вкл. в Я-концепцию, они оказ. как бы отщепленными от личности. Это отщепл. компоненты переносятся на других людей => мы видим в других то, что не можем принять в себя. Фраза для размышления: мы любим в других то, что есть в нас самих и не любим то, что не можем принять в себе.

· регрессия: возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, детские привычки, несдержанность, недовольство, противодействие авторитетам, детское упрямство, стремление к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми.

· сублимация: энергия, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, инстинктов направляется в русло социально-приемлемой деятельности. В принципе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. По мнению Фрейда, в творческой деятельности происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством

Большая часть энергии должна сублимироваться, часть же энергии должна идти в естеств. русло.

Все люди в какой-то степени используют защитные механизмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

• они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;

• они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Тревога, или чувство надвигающейся опасности, может быть следующих типов:

• реалистическая тревога — эмоциональный ответ на угрозу реальных опасностей внешнего мира, помогает обеспечить самосохранение;

• невротическая тревога — эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь что ЭГО окажется неспособным контролировать сексуальные или агрессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;

• моральная тревога — когда ЭГО испытывает угрозу наказания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения;

• социальная тревога возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых действий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожидание возмездия в загробной жизни за прошлые или настоящие грехи.

Тревога у невротиков является следствием неадекватной разрядки энергии либидо, является средством предупреждения человека о надвигающейся опасности. При настоящей тревоге угроза исходит от конкретного внешнего источника, при невротической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов — позднее она появляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Тревожный сигнал мобилизует меры защиты, механизмы, направленные на то, чтобы избежать реальной или вымышленной внешней угрозы, или психологическую защиту, нейтрализующую повышенное возбуждение инстинктов. Инстинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психическим заболеваниям (например, шизофрения), для которых свойственна значительная деформация ЭГО и восприятия реальности.

Сопротивление: Механизмы, препятствующие осознанию травматического опыта, изменениям, развитию процесса терапии. Виды сопротивления:

1. Сопротивление-подавление – связано с вытеснением опыта и удержанием его в бессознательном. В этом случае работа «в лоб» бесполезна и приводит лишь к усилению сопротивления.

2. Сопротивление-перенос – клиент испытывает определенные чувства в отношении аналитика, что мешает процессу анализа.

3. Сопротивление, как вторичная выгода – симптом приносит определенные выгоды клиенту и тот, в процессе терапии доказывает, что он неизлечим, тем самым оправдывая наличие симптома. Часто симптом переживается как эго-синтонный (родственный, близкий собственному Я, не осознается как вредный). Нормальное переживание симптома – Эго-дистонное (чуждый Я, от которого хочется избавиться).

4. Ид-сопротивление – сопротивление любым изменениям в выражении инстинктивных желаний, контролю над импульсивностью.

5. Супер-Эго-сопротивление – связано с переживаниями вины и стыда. Служит основой негативной терапевтической реакции (появлении симптомов, различных ухудшениях в тех случаях, когда пациенту говорят, что терапия идет успешно).

Переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. (см. билет № 14) При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением «психологической зрелости», главными параметрами которой являются: способность человека любить другого человека как такового, а не ради удовлетворения собственных сексуальных потребностей; стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей.

Но стадии «психологической зрелости» достигает далеко не каждый человек, многие люди по различным причинам как бы «застревают». Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой. Фиксация может происходить как в результате фрустрации, так и в результате сверхзаботливости, со стороны родителей. в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить Эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление

Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: «Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности». В психоанализе используются методы «свободных ассоциаций», анализа сновидений, переноса и контрпереноса, анализа сопротивления и др.

Понятие переноса. В ходе общения человек нередко испытывает по отношению к собеседнику те чувства, которые ранее испытывал по отношению к другому объекту – например, родителю. У другого человека в ответ могут возникать реакции контрпереноса, которые совпадают с эмоциональным состоянием собеседника, либо с реакцией объекта из прошлого.

Виды переноса:

1. Позитивный – перенос положительного отношения, эротических желаний на терапевта. Состояние влюбленности.

2. Негативный – перенос агрессивных отношений, неприязни.

3. Амбивалентный перенос – возникновение позитивного переноса, и затем развитие в качестве защиты от этого, негативного переноса.

Перенос по-разному проживается разными типами пациентов – невротики чувствуют условность, неестественность чувств – следовательно перенос можно интерпретировать. Психотики – воспринимают перенос как искренние чувства и игнорируют интерпретации терапевта.

Контрперенос – реакции терапевта в отношении клиента. В классическом психоанализе считались крайне вредными, поэтому необходимы супервизия и отстраненность терапевта.

Два типа контрпереносов:

1. Конкорданный (согласующийся) – терапевт переживает те же чувства, что и клиент в отношении объекта из прошлого.

2. Комплементарный (дополняющий) – терапевт переживает чувства, которые в прошлом испытывал объект по отношению к клиенту.

Техники психоанализа, развитие психоаналитического метода:

Главная техника анализа – интерпретация. Аналитик выдвигает альтернативную точку зрения на происходящее. Иногда, но не всегда опираясь на конкретную теорию (например, Эдипов конфликт). Иногда достаточно просто указать на паттерн поведения. (например: в детстве, в настоящее время, здесь и сейчас). Также используются: конфронтация – аналитик высказывает суждение прямо противоречащее убеждениям клиента (реакция клиента может иметь диагностическое значение). Прояснение – аналитик старается, чтобы клиент максимально детально и недвусмысленно раскрыл содержание своих высказываний.

Этапы развития метода:

1. Использование гипноза:

1.1. Сначала использовался гипноз с внушением (что должен делать/чувствовать пациент, выйдя из транса).

1.2. Гипноз без внушения, когда пациента в трансе просили рассказать о том, что предшествовало появлению симптома. Иногда после воспоминания симптом исчезал. Иногда нет. Это было связано с характером воспоминания – требовалось не просто вспомнить, а эмоционально заново прожить травмировавшую ситуацию.

2. Второй этап – использование метода свободных ассоциаций. Появление метода связывается введением Фрейдом принципа пандетерминизма. Отсюда новая задача психоаналитика: помочь человеку осознать бессознательные мотивы его поведения.

2.1. Активная позиция психоаналитика – аналитик слушает пациента, просит его свободно ассоциировать по поводу определенных моментов и выдает интерпретации.

2.2. Пассивная позиция аналитика. Техника «кушетки». Пациент свободно ассоциирует, не видя аналитика. Ассоциирование может продолжаться многие годы. В конце аналитик делает развернутую интерпретацию, которая позволяет выявить и осознать проявления бессознательного.

3. Третий этап. Анализ и интерпретации сопротивлений и переносов клиента.

Дополнительные техники:

4. Поддержание или изменение аналитической структуры – сеттинга (плата за сеанс, регулярность встреч и прочее). Иногда это единственно возможная форма работы.

5. Анализ сновидений – по сути, та же интерпретация. В снах существует проявленное и латентное содержание.

Неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции психоанализа — это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания

Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Психоанализ по мере развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:

1. Индивидуальная психология А. Адлера

2. Аналитическая психология К. Юнга

3. Эго-психология Э. Эриксона

4. Социокультурная теория К. Хорни

5. Теория Э. Фромма

6. Теория Райха и др.

Юнг, шедший по стопам Фрейда, однако позже создавший свою теорию, считал, что структура личности состоит из трех частей – коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное представляет собой своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного в минимальной степени формируется личностью». ПО сути оно не является индивидуальным приобретением. «Это бессознательное – как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов – форм, организующих психологический опыт индивида. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную фантазию, но и коллективную, например лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание. Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики ребенка.

Основными архетипами индивидуальной психики он считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго является центральным элементом личного сознания, так как оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона –та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы выражения.

Тень – это центр личного бессознательного. Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли Тени в структуре личности, так как Юнг считал ее одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил Тень в центр личности, делая основным объектом своих исследований именно ее содержание.

Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип в значительной степени определяет и поведение, и творчество человека.

Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всей личности, это «архетип порядка и целостности личности». Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную), а соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность.

Исходя из структуры души, Юнг создал и свою типологию личности, выделив два типа – экстравертов и интравертов. Интраверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души.

Типология Юнга базируется на двух основаниях – доминировании экстра-интравертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущения. У каждого человека, считал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который, в сочетании с интра- или экстраверсией, и индивидуализирует путь развития человека. При этом он считал, что мышление и чувствование представляют собой альтернативные способы принятия решения, так как мышление ориентировано на логические посылки, такие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции.Ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуитивные – на прошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции и присутствуют в каждом человеке, доминирующей является одна из них.

Концепция В.Дильтея.

Дильтей Вильгельм (1833-1911) заявил о своем понимании психологии в 1880-1890-х годах. Однако его влияние не чувствовалось до начала ХХ века; в 1914 г. Н.Н. Ланге писал о Дильтее как мыслителе редкой оригинальности, но оставшемся «малоизвестным».

1. В период открытого кризиса его описательная психология как наука о духе занимала одно из центральных мест. Дильтей подчеркивал, что человека можно понять только из истории, которую он рассматривал идеалистически как историю духа. В процессе истории люди выступают как духовные целостности, субъекты. Дильтей считал, что господствовавшая психология – атомистическая, элементаристическая – не дает адекватной картины духовной жизни человека, она строится на объяснительных методах, заимствованных из естествознания, и как наука о личности должна быть отвергнута. Ее место должна занять описательная, понимающая психология – наука о духе, опирающаяся на метод понимания. Для понимания характерен целостный подход к человеку, раскрывающий структуру его душевной жизни в единстве аффекта, интеллекта и воли. В психологическом познании важно раскрыть смысловое содержание душевной жизни личности. Оно становится понятным, если мы постигаем направленность данного человека, выделяем и понимаем, что для него ценно. В окружающих условиях человек выбирает что-то как ценное и отвлекается от другого. Описательная психология рассматривает также развитие личности, каждый этап которого определяется характерной для него ценностью, все более возрастающей. Психическое развитие предполагает качественное изменение ценностей.

2. Описательная психология, по Дильтею, должна стать основанием для всех наук о духе: истории, искусства, литературы, этики и др.

3. В психологии Дильтея достигает своего предельного выражения метафорическое разделение психологии на 2 этажа, или, как писал Л.С. Выготский, «на две науки – физиологическую, естественнонаучную или каузальную психологию, с одной стороны, и «понимающую», описательную или теологическую психологию духа как основу всех гуманитарных наук – с другой.» Такое разделение открыто провозглашало отказ от естественнонаучного, причинного материалистического изучения высших психических функций, психологии личности – отказ, который явился следствием метафизического противопоставления объяснения и описания в научном исследовании. Но за этим отказом скрывается важная мысль о недостаточности механистического натуралистического подхода к психологии человека. Однако собственная попытка Дильтея – пойти в психологии по линии соотнесения структуры отдельной личности с духовными ценностями общества – не открывала адекватных методических и методологических средств для изучения психики человека, так как развитие высших психических функций представлено в ней как чисто духовный процесс, а «сами сферы культуры возникают в силу чисто духовного процесса, внутреннего самодвижения духа». При таком субъективистком идеалистическом понимании истории и культуры и при таком понимании психологии исторический подход в психологии вводится лишь формально.

Наши рекомендации