Необходимость перемен в системе образования
Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на «среднего» ученика и готовящая из него послушного участника производства. В этой ситуации личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и в недостаточной степени развивались.
Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимися социальными заказами общества в значительной мере изменились и ориентиры в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.
Время радикальных перемен требует от школы воспитания не бездумных исполнителей, а людей социально активных, мыслящих творчески и свободно, способных самостоятельно приобретать и оценивать новую информацию, делать осознанный выбор, принимать взвешенные, адекватные решения.
Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии все настойчивее подчеркивают противоречие между выдвигаемой современным обществом объективной потребностью в воспитании и развитии самостоятельной творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях школьного обучения.
В связи с этим возникла настоятельная необходимость перехода от понимания сущности образования лишь как способа научения к рассмотрению его как средства разностороннего развития личности.
Самостоятельная познавательная деятельность является незаменимым средством активации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу. Характер познавательной деятельности, как известно, может быть воспроизводящим и творческим. И очень важно, как усваиваются новые знания. Давно установлено, что, если школьники только заучивают формулировки понятий, правил и решают задачи по образцам, то очень скоро утрачивают интерес к учению. На уроках в школе, включая начальную, пока еще велик удельный вес заданий, выполняемых по готовы образцам. Учителя особый упор делают на количество выполняемых заданий, что не только не решает задач сознательного и прочного усвоения школьниками основ научных знаний и формирования увлеченного отношения к учению, что и ведет к значительным перегрузкам школьников. Между тем, благодаря продуктивным видам самостоятельной учебной деятельности, представляется возможным длительное время поддерживать интерес учащихся к занятиям.
Для развития творческих способностей в учебный процесс необходимо включать различные игры, загадки, ребусы. Головоломки, занимательные задачи, а так же проводить нестандартные уроки: урок-путешествие, урок-лабиринт, урок-сказка.
Включение в структуру уроков подобны занятий создает возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходим условием формирования творческих способностей у младших школьников. Задания этого вида побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке цели, и в составлении плана, и в достижении нового результата, рассмотрим структуру творческой деятельности учащихся.
Творческая деятельность
Структура творчества может быть определена структурой самой познавательной деятельности учащихся: содержательная, операционная, мотивационная.
Отличие творческой деятельности от других видов учебной деятельности состоит в том, что учеников не обучают непосредственному овладению тем или иным действием, приемом, операцией, а создают такие условия в учебной работе, которые требуют особого деятельностного состояния ума, приводящего к необходимости использования нестандартных способов. Ученик находится в сложной ситуации, первый момент не вполне для него определенной. Психологи называют это психической напряженностью. Психическая напряженность обуславливается характером деятельности: встреча со сложным знанием и неопределенность в поиске решения, установленный лимит времени на выполнение задания и, как следствие, увеличение темпа умственной работы для его выполнения, совмещение деятельностей.
Отсюда вытекает важный вывод: познавательный процесс будет творческим и полноценным в том случае, если кроме эмоциональной сферы ученика (настроения радости, удивления внимания к объекту) и появление познавательной потребности – интереса, учитель сможет создать и поддержать необходимое время «давление» в познавательной деятельности, инструментом которого является психическая напряженность.
Интеллектуальный рейтинг ученика выражается в умении быть компетентным в области науки, литературы, истории. Условно мы придерживаемся таких уровней обучения творчеству: низкий уровень – понимание познавательных и практических действий, формирование логических приемов мышления, творческое использование имеющихся знаний. Средний уровень – самостоятельное извлечение знаний из собственной деятельности и расширение границ их использования, привитие культуры мышления. Высокий уровень – вовлечение учащихся в деятельность, связанную с разрешением препятствий, с выдвижением идей, гипотез.
Это её раз подтверждает противоречивый характер концепции обучения творчеству. Учитель знает, какие качества он хочет развить у ученика, но для этого необходимо изменить методы и формы обучения, постоянно совершенствовать профессионально – методическую подготовку, находить средства, развивающие творческое начало личности обучаемого и обучающегося.
Развитие творческих способностей учащихся происходит на основе развития воображения и мышления младших школьников.
В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. В условия деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побеждают его к произвольным действиям воображения. Педагог на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. полезно сочетать восприятие конкретных предметов и мысленное их представление. Так, хорошо показать картину, а потом предложить детям по памяти вести рассказ без опоры на наглядный образ, или сначала провести объяснение, потом предъявить наглядное пособие. Все это развивает способность детей мысленно представлять предметы и явления, которые в данный момент нельзя воспринять, т.е. помогает развитию воображения.
Задача педагога в начальных классах – создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.
Список литературы:
1. Особенности процесса обучения младших школьников с использованием учебных творческих заданий // Вопросы теории и практики начального обучения. Саратов / СГПИ, 1996.
2. Логико-методологический подход к отбору содержания учебного материала, направленного на развитие самостоятельности учащихся // Пути активации творческой самостоятельности деятельности учащихся в школе и студентов в вузе. Учебное пособие. Саратов / СГПИ, 1996.
3. Система учебных творческих заданий, направленных на развитие самостоятельности младших школьников // Пути активизации творческой самостоятельной деятельности учащихся в школе и студентов в вузе. Учебное пособие. Саратов / СГПИ, 1996.