Харизма и миф имиджа
Существует своего рода миф, который был создан вокруг некоторых людей, о котором такие люди часто не имеют представления. Он составлен из наблюдений других людей - как истинных, так и ошибочных, связанных с таким человеком, его или её жизнью, контактами, собственностью, взаимоотношениями и всем остальным, что другие проецируют на индивидуума, или, в некоторых случаях, что он или она преднамеренно создали. Этот ложный образ – мыслеформа, сотканная из мнений и желаний многих людей, и поэтому она редко представляет человека правильным образом.
Наиболее очевидные примеры этого явления - люди, которые постоянно находятся на виду, и сюда относятся кинозвёзды и общественные исполнители всех видов - политические деятели, музыканты, писатели, спортсмены, лекторы, художники, актёры и многие другие, кто так или иначе оказывается перед взором публики. Таких людей подробно и интенсивно обсуждают в различных средствах массовой информации. Широкая публика собирает и обсуждает самые последние новости о них.
Телевидение значительно усилило это явление, представляя миллионам зрителей во всём мире любого и каждого, кто кажется значимым либо положительным, либо отрицательным образом. Сейчас, с появлением компьютерных сетей, такая видимость будет значительно увеличена, поскольку свежие новости о знаменитостях становятся доступными в интернете.
Лежащее в основе всего этого представление заключается в том, что эти так называемые знаменитые люди являются более особыми или более важными в глазах всего мира по сравнению с кем-либо ещё, и это только потому, что центр внимания проецируется на них. Люди, которые поклоняются известной общественной фигуре, надеются, что часть ореола этой знаменитости отразится на них и наделит их признанием, которого они так жаждут.
Фигуры, пользующиеся большим вниманием публики, являются мишенью для нападения противоречивых суждений. Им подражают те, кто стремится к подобной известности, и их осуждают те, кто завидуют им или боятся их успеха. Эта двойственная и противоречивая массовая проекция порождает сильное напряжение, или стресс, у многих из этих героев и героинь, которые иногда ломаются под весом постоянного обсуждения другими каждого их слова или действия.
Пример, который сразу же приходит мне на ум – английская принцесса Диана. За ней постоянно следят миллионы, и она то восхваляется, то критикуется в преувеличенной степени. Она представляет собой мечту множества женщин, которые очень хотели бы оказаться в её положении; и для одинаково большого числа мужчин она представляет собой идеальную супругу. Для некоторых она – безгрешный идеал, в то время как для других она является объектом непрерывных и самых разнообразных сплетен и критики. Но ни один из этих проецируемых образов не представляет истинной картины того, какой она является на самом деле.
Многие люди предаются в своих мечтах иллюзорным взаимоотношениям с харизматическими фигурами, ставя их на место тех людей, с которыми они общаются в своей повседневной жизни. В некоторых отношениях легче представлять в своём воображении совершенные отношения с романтичной фигурой, поскольку при этом нет никакого реального взаимодействия, и это не создаёт никаких проблем, которые возникают при столкновениях с реальными людьми в повседневной жизни.
Страстное увлечение некоторых людей известными фигурами становится навязчивой идеей, которая известна своей склонностью к насилию, когда выбранный идол не отвечает взаимностью. Это крайний случай, но многие люди предаются односторонним иллюзорным отношениям в меньшей степени. Когда личные отношения не отвечают их надеждам, то люди становятся помешанными либо на знаменитости, либо на ком-то из их окружения, кто, как им кажется, соответствует их ожиданиям.
Такие односторонние отношения напоминают мне о различии между игрой в теннис с партнёром и уединённым времяпрепровождением на корте-тренажёре, где мяч сам отбивается от стены без участия какого-либо другого человека.
Мы должны рассмотреть свои собственные реакции на харизматические фигуры, чтобы увидеть, не идеализируем ли мы их из-за того, что недовольны своими собственными реальными отношениями. С другой стороны, мы должны проверить, не относимся ли мы чрезмерно критически к известным фигурам, стараясь таким образом возвыситься в своих собственных глазах. В любом случае это форма бегства от реальности, которая препятствует нашему соединению с открытым сердцем со всем и каждым в нашей жизни.