Слуховая сенсорная система.
Слуховая сенсорная система — сенсорная система, обеспечивающая кодирование акустических стимулов и обусловливающая способность животных ориентироваться в окружающей среде посредством оценки акустических раздражителей. Периферические отделы слуховой системы представлены органами слуха и лежащими во внутреннем ухе фонорецепторами. На основе формирования сенсорных систем (слуховой и зрительной) формируется назывательная (номинативная) функция речи - ребенок ассоциирует предметы и их названия. Слуховая система — одна из важнейших дистантных сенсорных систем человека в связи с возникновением у него речи как средства межличностного общения. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передается в слуховую область коры большого мозга через ряд последовательных отделов, которых особенно много в слуховой системе.Функция слуховой системы состоит в формировании слуховых ощущений человека в ответ на действие звуковых волн, представляющих собой распространяющиеся колебания молекул воздуха (упругой среды).
Соотношение физических параметров звуковых раздражителей с субъективными ощущениями человека. Уменьшение амплитуды звуковых волн субъективно воспринимается как уменьшение громкости звука. Увеличение частоты звуковых волн субъективно оценивается как повышение высоты звука. Комплексные звуковые волны, образованные суперпозицией нескольких волн, формируют субъективное восприятие тембра звука. Физическим понятиям амплитуды, частоты и комплексности соответствуют ощущения громкости, высоты и тембра звука (рис. 17.12).
Дети воспринимают звуковые волны в диапазоне от 16 до 20 000 Гц, но приблизительно с 15—20 лет диапазон частотного восприятия начинает суживаться в связи с утратой чувствительности слуховой системы к самым высоким звукам. В норме независимо от возраста человек легче всего воспринимает звуковые волны в диапазоне от 100 до 2000 Гц, что имеет для него особенное значение, поскольку человеческая речь и звучание музыкальных инструментов обеспечиваются передачей звуковых волн именно в этом диапазоне
Слуховые ощущения.
Особое значения слуха связано с восприятием речи и музыки. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.
1.различная амплитуда колебаний, чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Сила зависит и от расстояния уха от источника звука и от той среды, в которой распространяется звук.
2.частота (продолжительность) колебаний – высокие и низкие звуки.
3.форма колебания (отражается в тембре звука)
Если два тона имеют различный тембр, они вызываются колебаниями различной формы, но не наоборот. Формы колебаний разнообразнее и многочисленнее, чем различаемые ухом тоны. Слуховые колебания могут вызываться как периодическими колебательными процессами (музыкальные звуки), так и непериодическими с нерегулярно изменяющийся частотой и амплитудой колебаний (шум).
Свойства звука: 1.громкость (зависит от силы колебаний звуковой волны) – качество воспринимаемого звука. Человек может без всякой тренировки оценивать изменение громкости.
2. Высота – отражает частоту колебаний звуковой волны. Не все звуки воспринимаются нашим ухом (например: ультразвуки и инфразвуки) Обе границы изменчивы, верхняя в особенности от возраста, у пожилых людей чувствительность к высоким тонам падает. Два порога различения высоты: порог простого различения и порог направления. Вычленение высоты в собственном смысле слова из ее тембровых компонентов является характерным признаком музыкального слышания.
3. Тембр – особый характер или окраска звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов. Восприятие гармонии. Гармония отображает созвучие. Вибрато – придает эмоциональную окраску голосу, отражает периодические изменения высоты и интенсивности звука, способ выражения чувств. Дурное вибрато – излишек возбуждения или нарушение периодичности.
Слуховая. Функция – инфа о событиях происходящих в окружающем мире. Именно эта система является главной потому что именно она дает полное описание события; другая функция – коммуникация с особями своего вида; оценивает: а) направление и удаленность и б) размеры; Энергетические: широкий диапазон интенсивности звука; Информационные: качество; Временные: тонкая дифференцировка(длительность, последовательность отображения происходит хорошо); Доминирование в: а) темноте; б) в ситуации с ограниченной видимостью; в) в лесу; Физический стимул. Например звуковая волна – паттерн изменения давления воздуха, представленный в виде подошв и пиков; Частота – протекание цикла изменений давления(т.е переход от сжатия к разрежению и обратно); длина звуковой волны – линейное расстояние между двумя последовательными компрессиями; высота звука – психологический параметр аудиального стимула; Амплитуда – количество изменения звукового давления, при малом давлении амплитуда звука мала и звук слабый и наоборот; Громкость – слуховое ощущение или психологический параметр, определяемый величиной амплитуды; Интенсивность и дифференциальный порог – минимальная величина на которую нужно изменить интенсивность аудиального стимула чтобы испытуемый почувствовал разницу между ними.