Проблемы измерения Я-концепции
Обратимся к схеме, с которой мы начали знакомство с проблемой Я-концепции (рис. 1). Попробуйте вновь заполнить эту таблицу, не ориентируясь на свои первоначальные ответы. Теперь давайте критически рассмотрим как саму эту шкалу, так и те ответы, которые вы дали. Для этого сформулируем следующие вопросы.
Охватывает ли эта таблица всю совокупность элементов Я-концепции индивида? По какому принципу отобраны эти характеристики?
Ясно ли вам значение каждого из указанных качеств?
Будет ли значение, которое вы вкладываете в эти слова, совпадать с тем значением, которое может вкладывать в них другой человек? Измеряет ли на самом деле эта шкала Я-концепцию? На чем основано утверждение, что она действительно ее измеряет? Иными словами, насколько она валидна?
Ваши ответы были честными или они были продиктованы социальными ожиданиями? Быть может, вы отрицаете какие-то качества, которыми обладаете, но не хотите их признать? В тех случаях, когда ваши ответы при первом и повторном заполнении таблицы совпали,.является ли это свидетельством вашей убежденности в обладании соответствующими качествами? Есть лн существенные расхождения между первым и вторым вариантами ответов? Иными словами, насколько эта шкала надежна?
В этих вопросах отражается круг проблем, связанных с измерением Я-концепции. Приблизительно такие же вопросы возникают и при измерении других психологических образований, таких, как интроверсия, тревожность и т. д.
Подавляющее большинство методик измерения Я-концепции основаны на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании.
Комбс, Соупер и Коурсон считают, что такого рода методики, претендующие на измерение Я-концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Эти авторы предлагают четко различать понятия "Я-концепция" и "самоотчет", поскольку содержание этих терминов, по их мнению, является близким, но не совпадает. Они придерживаются следующей точки зрения: "Как следует из всех определений, Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я-концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменалистической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.
Степень, в которой самоотчет способен отразить реальность Я-концепции индивида, определяется следующими факторами:
· ясностью индивидуального самосознания; - наличием адекватных символов для его выражения;
· готовностью индивида к сотрудничеству; - социальными ожиданиями; чувством личной адекватности индивида; - отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания.
В этой связи Паркер отмечает, что, если эти факторы действительно влияют на надежность самоотчета, изучение Я-концепции методами такого рода должно давать весьма сомнительные результаты. Тем не менее многие исследователи считают, что изучение Я-концепции должно с необходимостью опираться на самоотчеты, поскольку главным требованием феноменалистического подхода в психологии является учет особенностей индивидуального восприятия.
Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность всех представления индивида о себе включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.
Я-концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я-концепции, принадлежат Джемсу, Кули и Миду.
Джемс постулировал различие двух аспектов, свойственных интегральному Я: Я-сознающее - рефлексивно-процессуальное и Я-как-объект - содержание сознания, в котором в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я.
Кули и Мид подчеркивали ведущую, роль социальных взаимодействий как источника Я-концепции индивида. Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности.
Феноменалистический подход в понимании Я-концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях: - поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
· этот ракурс по своей природе субъективен; - всякое вое приятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция;
· Я-концепция - это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение;
· соответственно Я-концепция регулирует поведение;
· Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;
· расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;
· главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.