Вопрос 41. Понятие анафоры и эпифоры; их изобразительно-выразительные свойства

Эмоционально-выразительное выделение слов становится более сильным в том случае, когда эти слова повторяются в одном или нескольких соседних предложениях.

Словесные повторы используются для того, чтобы вызвать эмоционально-выразительное их произнесение. Также повторы позволяют акцентировать внимание на некоторых словах, выделить их в общем потоке речи.

Особенную выразительность словесный повтор получает тогда, когда одно и то же слово стоит в начале двух и более соседних стихов или двух или более соседних прозаических фраз. Такой синтаксический прием называется анафорой, или единоначатием:

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я – где с облаком пыли

Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный

На заре по росе;

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе…

(А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом»)

Своеобразным оттенком выразительности отличается прозаическая анафора союза «и». Она была очень употребительна в христианской церковной литературе.

Синтаксическим приемом, подобным анафоре, является эпифора – вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце нескольких соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев:

Гололед на Земле, гололед,

Целый год напролет гололед.

Гололед на Земле, гололед.

(В. Высоцкий «Гололед»)

От эпифоры надо отличать стихотворный рефрен.

Вопрос 42. Синтаксис поэтической речи. Фигуры; их теоретическое осмысление в античных риториках. Параллелизм, триколон и антитеза. Инверсия и аноклуф. Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание; их эмфатическое значение. Градация, многосоюзие и бессоюзие. Эллипсис и плеоназм.

У меня от одной формулировки уже все мысли перепутались. Парли…парлали…тюль…парлими…порш…не порш…не порш…парла…парла…ментер! Парламентер!

Люди! Я не знаю, что такое синтаксис, поэтому не советую принимать ответ на этот вопрос как абсолютно достоверный.

Речь словесно-художественных произведений подобно губке интенсивно вбирает в себя самые разные формы речевой деятельности, как устной, так и письменной. В течение многих веков на писателей и поэтов активно воздействовало ораторское искусство и принципы риторики. Аристотель определял риторику как умение «находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Первоначально риторика – это теория красноречия, совокупность правил, адресованных ораторам. Позже правила риторики были распространены на сочинение проповедей и писем, а также на художественную прозу.

Риторика дала богатую пищу литературе. Художественное речеобразование на протяжении ряда веков ориентировалось на опыт публичной, ораторской речи, подвластной рекомендациям и правилам риторики.

Художественно-речевые средства разнородны и многоплановы:

o лексико-фразеологические средства: подбор слов и словосочетаний, имеющих разное происхождение и эмоциональное «звучание»

o морфологические: уменьшительные суффиксы, укорененные в русском фольклоре

o речевая семантика в узком смысле слова: переносные значения слов, иносказания, тропы, прежде всего – метафоры и метонимии, в которых Потебня усматривал главный, даже единственный источник поэтической образности.

o Художественная речь включает в себя пласты, обращенные к внутреннему слуху читателя. Это начала интонационно-синтаксические, фонетические, ритмические.

Стиховые формы (прежде всего метры и размеры) уникальны по своему эмоциональному звучанию и смысловой наполненности:

- трехсложные – большая стабильность и строгость речи

- двусложные – больший динамизм ритма и стоп

- большее количество стоп – торжественность звучания

- меньшее количество стоп – игривая легкость

Стиховая форма «выжимает» из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к словесной ткани как таковой и звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность. Поэзии присущ акцент на словесной выразительности, здесь ярко выражено созидательное, речетворческое начало.

В основе образного параллелизма лежат олицетворения. Этот вид образности возник еще в устном синкретическом творчестве как параллели между отношениями в природе и в жизни людей.

Изображение природы в образном параллелизме всегда на первом месте (это – первый член параллелизма); изображение человеческих действий и отношений – на втором (соответственно). Между ними существует прямая связь. Такая образность называется прямым двучленным параллелизмом. Отношения, возникающие в природе, как бы проясняют отношения людей. Его еще иногда называют «психологическим», но такое определение значительно сужает понимание термина, т.к. он основан не только на психологической связи явлений, но и на их объективном сходстве, получающем обобщающее познавательное значение.

Существует т.н. «отрицательный» параллелизм:

Не сокол летит по поднебесью,

Не сокол ронит сизы крылышки,

Скачет молодец по дороженьке,

Горьки слезы льет из ясных очей.

Антитеза – противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого:

· словесная антитеза – соединение в одном предложении или в одной поэтической фразе слов или словосочетаний с противоположным значением или эмоциональной окраской:

Город пышный,

Город бедный…

(А.С. Пушкин)

Часто словесные антитезы являются оксюмороном – сочетанием противоположных по смыслу слов.

· Образная антитеза – контраст между двумя образами. Это излюбленный прием Маяковского

· композиционная антитеза – один из принципов построения литературных произведений: это противопоставление сюжетных линий и эпизодов, сцен в эпосе и драматургии, фрагментов и строф в лирических стихотворениях.

Инверсия – нарушение прямого порядка слов, т.е. перестановка слов в предложении на синтаксически необычное место:

1. перестановка главных членов предложения: вопреки обычному порядку слов на первом месте оказывается сказуемое, на втором – подлежащее:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле…

2. постановка определения после определяемого слова (обычно – наоборот):

В дверях Эдема ангел нежный

Главой поникшею сиял,

А демон мрачный и мятежный

Над адской бездною летал…

3. постановка дополнений и обстоятельств, выраженных существительными, перед словами, к которым они относятся, а не после них:

Из гроба тогда император,

Очнувшись, является вдруг…

(М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль»)

Инверсия используется в художественной речи с целью усилить ее выразительность, подчеркнуть эмоционально-экспрессивное значение сказанного. В стихах необходимость инверсий часто определяется ритмом стихотворной речи. Нарушение прямого порядка слов создает неповторимый ритмический и мелодический узор поэтического произведения.

«Способность болтать еще не признак интеллекта».

Наши рекомендации