Применение якорей для наведения транса
Для тех из вас, кто не знаком с понятием "якоря", мы дадим здесь некоторое представление об этом предмете. Применение якорей подробно описано в нашей книге "Из лягушек в принцы". (Глава II), содержание которой мы не будем повторять. Но мы обсудим отношение якорей к гипнозу.
Каждое переживание состоит из ряда компонентов, элементов: зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, вкусовых. Якорное зацепление означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать все переживание в целом. Все вы испытывали переживание, когда проходя по улице, вы ощущали какой-то запах, переносивший вас в другое время и место. Запах служит "напоминанием" о каком-то другом переживании. Это якорь. У влюбленных пар часто бывает песня, которую они называют "нашей песней". Это тоже якорь. Каждый раз, когда они слышат эту песню, они вновь испытывают те чувства друг к другу, какие у них были однажды, когда они назвали эту песню своей.
Многие наведения, которые вы здесь выполняли, включали применение якорей. Когда вы помогали партнеру достигнуть предыдущего состояния транса, вы использовали якоря, уже зацепившие его в этом переживании. Когда вы просили вашего партнера принять то же положение тела, что и при переживании транса, слушать голос гипнотизера или делать еще что-нибудь, связанное с трансом, вы использовали естественно возникшие якоря.
Если человек может вам описать свое переживание транса в сенсорных терминах, то вы можете использовать якоря, чтобы построить у него это состояние. Для этого надо лишь разбить его переживание транса на зрительные, слуховые и кинестетические компоненты.
Если вы начинаете со зрительного компонента, вы можете сказать: "Представьте себе, что вы находитесь в глубоком трансе: каким вас видят другие люди? Покажите мне это своим телом. Я отражу вас, вы получите обратную связь в том, что вы делаете, и тогда вы сможете приспособить ваше тело, если то, что вы представите себе, будет достаточно верно". Когда партнер скажет вам, что он все делает верно, забросьте якорь прикосновением или звуком.
Затем выясните, видит ли партнер (зрительные) внутренние образы, и если видит, то какие. Если его глаза остаются открытыми в глубоком трансе, спросите его, что он видит снаружи. Когда он извлечет ответ, зацепите якорем его состояние.
Затем перейдите к ощущениям. "Представьте себе, что вы находитесь в глубоком трансе: что вы ощущаете? Как вы дышите? Покажите мне в точности, как вы расслабляетесь". Когда партнер продемонстрирует свои ощущения, зацепите якорем эти состояния.
Слуховая компонента "глубокого транса" остается пока не зацепленной. Вы можете спросить партнера, воспринимает ли он голос гипнотизера, и как этот голос звучит. Затем выясните, был ли у вашего партнера в глубоком трансе какой-нибудь диалог, слышались ли какие-то звуки.
Систематически проходя зрительные, слуховые и кинестетические переживания его транса, внутренние и внешние, зацепите все компоненты, либо одним и тем же якорем, либо различными якорями. Если вы пользуетесь различными якорями для разных компонент, то вы можете затем привести в действие все якоря одновременно, чтобы "напомнить" партнеру, что представляет собой транс. Это еще один способ применения якорей для наведения транса, Используя якоря таким образом, вы можете даже построить переживание, которого у вашего партнера никогда не было. Для этого просто надо сцепить одним якорем различные компоненты переживания.
Если вы уже навели состояние транса, вы можете установить якоря таким образом, чтобы вы при желании могли быстро восстановить этот транс. Когда я выполняю гипнотическое наведение, я всегда меняю тон моего голоса, стиль движений, позиции и выражение лица, чтобы один набор моих способов поведения связывался с состоянием транса, а другой набор - с нормальным состоянием сознания. Если я уже однажды навел измененное состояние, это даст мне возможность быстро навести его снова, попросту начав мое "трансовое" поведение. Эти способы служат подсознательными сигналами для перехода в транс. "Сигналы повторного наведения", применяемые гипнотизерами, представляют собой частный случай только что описанного использования якорей.
Эффективные специалисты по коммуникации, работающие в разных областях, уже используют якоря таким образом, хотя сами и не подозревают об этом. В воскресенье утром я включил телевизор и увидел одного из проповедников. Проповедник этот некоторое время говорил очень громко, а затем вдруг сказал: "Теперь пожалуйста остановитесь и (мягким голосом) закройте глаза" Тон и громкость его голоса совершенно изменились, и члены его конгрегации закрыли глаза, демонстрируя то же поведение, какое я вижу у людей при медитации, у людей в глубоком трансе, у людей сидящих в поездах, автобусах и самолетах, у пассажиров в машинах, у присяжных в суде, у пациентов психотерапевтических групп, а также у психиатров, делающих записи при опросе клиентов. Проповедник связал один тон своего голоса со своей обычной речью, а другой тон голоса с изменением состояния, которое он назвал "молитвой". Он умел использовать свой тон голоса, чтобы быстро наводить измененное состояние на всю свою конгрегацию.
Если вы медленно изменяете тон вашего голоса, замечая, что человек переходит в измененное состояние, то изменение вашего тона связывается с переходом в измененное состояние. Если вы сохраняете этот измененный тон голоса, когда партнер достиг желательного для вас состояния, то он обычно остается в этом состоянии.
Если клиент входит в ваш кабинет, и если, усадив его, вы сразу же наводите на него транс, сохраняя нормальный тон вашего голоса, то у вас будут трудности в следующий раз, когда вы захотите обратиться к его сознанию. Переживание, связанное с вами и с вашим кабинетом, станет для него "напоминанием" для перехода в транс. И когда он в следующий раз войдет к вам в кабинет, когда вы его усадите и начнете с ним говорить, он начнет автоматически погружаться в транс.
В начале моей карьеры гипнотизера у меня было много трудностей с клиентами, погружавшимися в транс, когда я хотел просто поговорить с ними. Тогда я еще не делал систематических различий между способами поведения. Если вы не делаете таких различий, то ваше нормальное поведение станет сигналом для наведения повторного транса, хотите вы этого или нет.
Если вы делаете различия между способами своего поведения, когда вы обращаетесь к клиенту на сознательном уровне и когда вы с ним общаетесь на подсознательном уровне, то это дает вам систематический выбор: хотите вы или нет удержать в рабочем виде его сознательные ресурсы. Если у вас частная практика, вы можете использовать два стула: один для состояния транса, другой для сознательного общения. Как вы убедитесь, одно только указание, на какой стул надо сесть, скоро будет действовать на клиента, как полное наведение.
Аналоговые обозначения
Для вызова гипнотических реакций особенно полезны якоря специального вида - так называемые аналоговые обозначения Прием состоит в том, что говоря с человеком, несловесным способом отмечают некоторые слова. Их можно выделить и отметить, как особые сообщения, тоном голоса, жестом, некоторым выражением или, может быть, прикосновением.
Например, я говорю клиенту о людях, действительно умеющих расслабляться, людях, умеющих уютно чувствовать себя в своем положении. Или я рассказываю ему о моем друге, который легко научился переходить в глубокий транс. Произнося эту последнюю фразу, я особо отметил выражение "легко научился" и "переходить в глубокий транс", слегка отличающимся тоном голоса и движением правой руки. Эти выражения составляют отдельное сообщение внутри очевидного внешнего сообщения, которые подсознание клиента узнает, и на которые оно надлежащим образом отреагирует, отреагирует.
У многих из вас я связал уже некоторый тон голоса и некоторые жесты со словами "расслабление" и "транс". Теперь мне остается лишь использовать этот тон все чаще и чаще, и ваше подсознание будет знать, что делать. Этот тон голоса передает мое сообщение гораздо эффективнее, чем если я просто скажу вам перейти в транс, потому что оно обходит таким образом ваше сознание.
Все это - якоря. Слово "расслабиться" уже само по себе якорь, оно образует обозначение в вашем переживании, связанное с некоторыми вещами. Чтобы понять то, что я имею в виду, произнося слово "расслабиться", вам придется уйти внутрь и добраться до вашего внутреннего опыта, связанного с этим словом. Для понимания самого слова у вас есть некоторый фрагмент переживания. Точно также, как вы чувствуете себя уютно, я связываю это переживание с определенным тоном голоса. И тон моего голоса, опять-таки становится якорем для моей реакции.
Для этой цели можно использовать любой отчетливо наблюдаемый аспект поведения. Когда Милтон Эриксон хотел выделить что-нибудь, заслуживающее особого внимания, он иногда покачивал головой вправо и влево. Один и тот же голос звучит не совсем одинаково, доходя до слушателя из разных точек пространства. Такое различие может быть незаметно для сознания, но достаточно, чтобы вызвать подсознательную реакцию, даже если глаза пациента закрыты.
Кстати, аналоговые обозначения - не новая вещь. Это делают уже ваши клиенты: если вы прислушиваетесь к тому, что они отмечают для вас, то узнаете много интересного.
Когда я занимался частной практикой, через некоторое время мне стало скучно, и я разослал письма всем знакомым психиатрам, с просьбой присылать мне своих самых неприятных и трудных клиентов. Они присылали мне весьма интересных людей.
Один психиатр прислал ко мне женщину, просыпавшуюся среди ночи с обильным потом и дрожью: никто не понимал, что с ней происходит. Она была испугана, поскольку это случалось часто, и лечилась в течение нескольких лет без всяких признаков уменьшения таких симптомов. Пытаясь справиться с симптомами, психиатр давал ей таблетки. Сверх того он исследовал ее энцефалограммы, иногда часами оставляя ее привязанной к машине: он рассчитывал обнаружить какое-нибудь измеримое отклонение. Конечно, никаких отклонений не было. Он отвязывал ее от машины, повторял это в следующий раз еще дольше, и опять без всякого результата.
Эта женщина была весьма консервативна по своим взглядам и происходила из зажиточного городского района. Она пришла ко мне в испуге, потому что ее психиатр изобразил ей меня как чудака, делающего странные вещи. Но она хотела во что бы то ни стало избавиться от своего бедствия, и все-таки пришла.
Когда я вошел в кабинет она сидела с очень робким видом. Я сел, прямо посмотрел на нее и сказал: "Вы слишком долго лечились. Поэтому ваше сознание, как видно, отчаялось справиться с этой проблемой, и сознание ваших врачей тоже отчаялось справиться с этой проблемой. Я хочу, чтобы только ваше подсознание сказало мне, что в точности мне надо знать для того, чтобы изменить вас не больше, не меньше". "И я не хочу, чтобы ваше сознание бесполезно вмешивалось в этот процесс. А теперь говорите!"
Не правда ли, это было странное внушение? Я не имел ни малейшего понятия о том, сумеет ли она применить мое внушение на каком бы то ни было уровне, но она ответила на него очень интересно. Она оглянулась назад и сказала: "Ну, я не знаю. Я сижу у себя по ночам, и включаю электрический свет... или я лежу в кровати, и знаете, это в самом деле очень шокирует, потому что ведь я прохожу лечение уже несколько лет, и по-прежнему просыпаюсь в испуге, покрытая потом".
Прислушиваясь к этому сообщению вы найдете его совершенно ясным. Отмеченные слова означали: "Электрошоковое лечение". Я получил нужную информацию. Ее нынешний психиатр не знал, что в прошлом другой психиатр подверг ее электрошоковому лечению.
Некоторое время назад ее муж разбогател и переехал из скромного района, где она жила среди приятных и любимых людей, в весьма изысканный дом на холме, где не было больше никого. Когда муж уходил на работу, он оставлял ее одну. Страдая от скуки и одиночества, она начала развлекаться фантазиями. Она посещала психиатра, а ее психиатр "знал", что фантазии - это "бегство от действительности" и что избегать действительность "плохо". Чтобы лечить ее от фантазий, он подверг ее электрошоковому лечению. Каждый раз, когда у нее начинались фантазии, муж сажал ее в машину и вез ее в больницу, где врачи привязывали ее к электрошоковой машине и пропускали через нее ток. Они проделали это 25 раз, и после 25 раз фантазии прекратились.
Но по ночам ей все еще снились сны. Она старалась не видеть снов, но как только начинался сон, она испытывала ощущение электрического шока. Это стало у нее якорной реакцией. Когда я был школьником, это называлась "классическим кондиционированием" (понятие бихевиористкой психологии: в терминологии Павлова - "условные рефлексы" прим. перев.) Но ее психиатр не верил в классическое кондиционирование, и это не приходило ему в голову.
Вот пример благонамеренной психотерапии, создающей трудности. Люди, лечившие ее шоком, считали, что оказывают ей услугу. Они полагали, что фантазии - это бегство от действительности и следовательно, плохо. И вместо того, чтобы дать ее фантазиям полезное направление, они подвергли ее электрошоковому лечению.
Упражнение 5
Я хочу, чтобы вы упражнялись в использовании аналоговых обозначений для получения реакции. Разбейтесь на пары и выберите сначала некоторую заметную реакцию, которую вы хотите вызвать у вашего партнера. Выберите что-нибудь простое: партнер должен почесать нос, положить ноги накрест, встать, подать вам кофе - все, что угодно. Затем начните говорить с ним, вплетая в ваш разговор указания на выбранную вами реакцию. Вы можете каждый раз инкорпорировать такое указание в виде одного слова или выражения, обозначая его интонацией голоса или визуально таким образом, чтобы ваш партнер мог реагировать на каждое из них, как на одно сообщение. Видите ли, при всем том, что мы уже узнали о гипнозе, мы едва задели эту тему. Мы еще на поверхности, и никто не знает, что нам еще предстоит обнаружить. Надеюсь, это будет выдающееся достижение. И вам придется передать это тем, кто стоит перед лицом своих возможностей... Я вижу в этой комнате множество людей уже поднявших руку к лицу и почесывающих нос. Как видите это очень просто.
В процессе гипноза вам придется вызывать у партнера и более сложные реакции, чем выбранные в этом упражнении. Но в этом случае я прошу вас выбрать нечто столь очевидное, чтобы вы не сомневались в том, что произошло это или нет.
Если ваш партнер знает, какую реакцию вы пытались вызвать, он может инкорпорировать требуемое вами движение в какое-нибудь другое, выполняемое сознательно. Это очень хорошо. Вы должны только заметить добились ли вы нужной вам реакции. Если это не получилось, инкорпорируйте в свой разговор другой набор указаний, вызывающих ту же реакцию, снабдив эти указания аналоговыми обозначениями.
. . .