Валидность и надежность психодиагностического теста 1 страница
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Серия «Учебник нового века»
Главный редактор В. Усманов
Заведующий психологической редакцией А. Зайцев
Заместитель заведующего редакцией Н. Мигаловская
Редактор С.Комаров
Художник обложки В. Королева
Подготовка иллюстраций Т. Крутихина, В. Кучукбаев
Корректоры Н. Баталова, Н. Викторова
Оригинал-макет подготовила Ж. Григорьева
ББК.88.3я7 УДК 159.9(075)
Маклаков А. Г.
М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»)
ISBN 5-272-00062-5
Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.
© Маклаков А. Г., 1999
© Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельца авторских прав.
ISBN 5-272-00062-5
Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.
Лицензия ЛР № 066333 от 23.02 99
Налоговая льгота – общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 том 2;
953000 – книги и брошюры
Подписано в печать 08.06.00. Формат 70х 1001/16. Усл. п. л. 47,73. Тираж 5000 экз. Заказ № 970.
Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства РФ по делам печати,
телерадиовещани, и средств массовых коммуникаций 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I Введение в общую психологию............................................................................................................. 5
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы....................................................................................... 5
1.1. Методологические основы изучения человека................................................................................... 6
1.2. Науки о человеке и человечестве.......................................................................................................... 9
1.3. Психология как наука.......................................................................................................................... 13
1.4.Основные методы психологических исследований.......................................................................... 16
Глава 2. Психология в структуре современных наук.................................................................................. 25
2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании................................. 25
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения......................................................................... 30
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении.................................................................................................. 32
2.4. Становление отечественной психологии.......................................................................................... 35
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук................................................................................. 38
2.6. Основные отрасли психологии........................................................................................................... 42
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции................................................................................................. 47
3.1. Понятие о психике................................................................................................................................ 48
3.2. Развитие психики животных............................................................................................................... 52
Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека............................................................................ 61
4.1. Понятие о сознании.............................................................................................................................. 61
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека.................................................. 66
4.3. Развитие психики человека................................................................................................................. 68
4.4. Физиологические основы психики человека*.................................................................................. 73
Глава 5. Психологическая теория деятельности.......................................................................................... 86
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности................................................................... 86
5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности................................................................................................................................................. 88
5.3. Теория деятельности и предмет психологии..................................................................................... 92
5.4. Физиология движений и физиология активности............................................................................ 95
Глава 6. Неосознаваемые психические процессы..................................................................................... 105
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов.............................. 105
6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий................................................................... 110
6.3. «Надсознательные» процессы........................................................................................................... 112
Часть 2 Психические процессы....................................................................................................................... 115
Глава 7. Ощущение....................................................................................................................................... 115
7.1. Общее понятие об ощущении............................................................................................................ 115
7.2. Виды ощущений................................................................................................................................. 119
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений.......................................................................... 121
7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений....................................................................... 127
7.5. Развитие ощущений............................................................................................................................ 129
7.6. Характеристика основных видов ощущений.................................................................................. 130
Глава 8. Восприятие...................................................................................................................................... 141
8.1. Общая характеристика восприятия................................................................................................... 141
8.2. Физиологические основы восприятия............................................................................................. 143
8.3. Основные свойства и виды восприятия........................................................................................... 146
8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей................................................ 150
8.5. Предмет и фон в восприятии............................................................................................................. 152
8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии............................................................................ 154
8.7. Восприятие пространства.................................................................................................................. 157
8.8. Восприятие движения и времени..................................................................................................... 162
Глава 9. Представление................................................................................................................................ 166
9.1. Определение представления и его основные характеристики...................................................... 166
9.2. Виды представлений.......................................................................................................................... 168
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие...................................................... 172
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы................................................................ 173
Глава 10. Память............................................................................................................................................ 174
10.1. Определение и общая характеристика памяти.............................................................................. 175
10.2.Основные виды памяти..................................................................................................................... 180
10.3. Основные процессы и механизмы памяти..................................................................................... 185
10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие................................................................... 195
Глава 11. Воображение................................................................................................................................. 199
11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности......................... 200
11.2. Виды воображения........................................................................................................................... 201
11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы............................................. 204
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие...................................................... 206
11.5. Воображение и творчество.............................................................................................................. 207
Глава 12. Мышление..................................................................................................................................... 209
12.1. Природа и основные виды мышления........................................................................................... 209
12.2. Основные формы мышления........................................................................................................... 213
12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления............................. 217
12.4. Основные виды умственных операций......................................................................................... 222
12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление.............................................. 225
12.6. Развитие мышления.......................................................................................................................... 228
Глава 13. Речь................................................................................................................................................. 233
13.1. Общая характеристика речи............................................................................................................ 233
13.2. Физиологические основы речи....................................................................................................... 236
13.3. Теоретические проблемы возникновения речи............................................................................. 238
13.4. Основные виды речи........................................................................................................................ 241
13.5. Развитие речи у ребенка................................................................................................................... 244
Глава 14. Внимание....................................................................................................................................... 248
14.1. Понятие внимания............................................................................................................................ 248
14.2. Основные виды внимания............................................................................................................... 254
14.3. Основные характеристики свойств внимания.............................................................................. 257
14.4. Развитие внимания........................................................................................................................... 260
Глава 15. Воля................................................................................................................................................ 261
15.1. Общая характеристика волевых действий..................................................................................... 262
15.2. Основные психологические теории воли...................................................................................... 263
15.3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.............................................. 266
15.4. Структура волевого действия.......................................................................................................... 269
15.5. Волевые качества человека и их развитие..................................................................................... 272
Глава 16. Эмоции.......................................................................................................................................... 275
16.1. Виды эмоций и их общая характеристика..................................................................................... 276
16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций................................................... 281
16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека....................................................................... 287
Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью 292
17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки................................................ 293
17.2. Теория сигналов и психические процессы.................................................................................... 298
17.3. Информационная структура нервных процессов и психические образы.................................. 301
Часть 3 Психические состояния и их регуляция........................................................................................... 306
Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма............................................... 306
18.1. Общее понятие об адаптации человека.......................................................................................... 307
18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма................................................ 310
18.3. Общая характеристика состояний организма и психики............................................................. 314
Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний........................................... 319
19.1. Понятие об эмоциональном стрессе............................................................................................... 319
19.2. Регуляция эмоциональных состояний............................................................................................ 323
Часть 4 Психические свойства личности....................................................................................................... 328
Глава 20. Личность........................................................................................................................................ 328
20.1. Общее понятие о личности.............................................................................................................. 328
20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности............................................................ 330
20.3. Формирование и развитие личности.............................................................................................. 336
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности........................... 342
21.1. Теории личности............................................................................................................................... 342
21.2. Методология экспериментальных исследований личности........................................................ 352
Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности.................................................................. 358
22.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.............................................. 358
22.2. Психологические теории мотивации............................................................................................. 362
22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы...................................................... 367
22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности........................................................ 370
Глава 23. Способности.................................................................................................................................. 374
23.1. Общая характеристика способностей человека............................................................................. 375
23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия..................................................... 377
23.3. Природа человеческих способностей............................................................................................. 382
23.4. Развитие способностей..................................................................................................................... 384
Глава 24. Темперамент.................................................................................................................................. 387
24.1. Понятие о темпераменте.................................................................................................................. 387
24.2. Краткий обзор учений о темпераменте.......................................................................................... 388
24.3. Физиологические основы темперамента....................................................................................... 393
24.4. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности...... 394
Глава 25. Характер........................................................................................................................................ 396
25.1. Понятие о характере......................................................................................................................... 397
25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.............................. 398
25.3. Формирование характера................................................................................................................. 405
ОТ АВТОРА
Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов. Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской. Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.
Часть I Введение в общую психологию
• Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
• Глава 2. Психология в структуре современных наук
• Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
• Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
• Глава 5. Психологическая теория деятельности
• Глава 6. Неосознаваемые психические процессы
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Краткое содержание
Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».
Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.
Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Психология как наука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состоянии: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные типы психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.
1.1. Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Имена
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968-1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.
Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)
Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо (рис. 1.2). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.