Развитие познавательной сферы подростков.
Согласно исследованиям Ж. Пиаже, с 11—12-ти лет интеллектуальное развитие характеризуется появлением формальных операций. Они лежат в основе абстрактно-логического мышления и оказывают влияние на процессы запоминания, способы решения проблем, формирование нравственных установок и суждений. Отличительной особенностью стадии формальных операций является способность к формулированию, логической и систематической проверке гипотез.
Г. Крайг и Д. Бокум выделяют три основные характеристики подросткового мышления:
1. Возможность объединять различные переменные при поиске решения проблемы.
2. Способность к догадке о том, какой эффект одна переменная оказывает на другую.
3. Способность объединять и разделять переменные в гипотетико-дедуктивных связях («Если дано X, то следует F») (Крайг Г., Дон Бокум. Психология развития. – СПб., 2006. – С. 514).
Значимым достижением развития мышления подростков является способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях: «Благодаря этому у детей подросткового возраста отмечается возникновение интереса к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становления мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием (Психология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005. С. 204).
Сущностной особенностью восприятия подростков является его интеллектуализация, т. е. когда одновременно происходит и отражение объекта, и выделение в нем определенных связей, черт, характеристик. Поэтому можно говорить об особой выраженности такого свойства, как осмысленность восприятия.
Развитие абстрактно-логического мышления отражается на функционировании памяти. Происходит как интенсивное накопление информации, так и совершенствование способов ее обработки. Благодаря этому более эффективно решаются задачи учебной деятельности и возникающие проблемы в других сферах. По сравнению с младшими школьниками, подростки, с одной стороны, имеют более широкий арсенал сценариев решения, а с другой — характеризуются способностью более эффективно обрабатывать и обобщать поступающую информацию.
Новые мыслительные способности подростков позволяют им легче запоминать и воспроизводить учебный материал вследствие использования различных мнемических приемов. В основе запоминания все чаще лежит осмысление и логическое «связывание» информации, что характеризует действие логической памяти. Механическая память развивается не так интенсивно, что может отражаться на качестве запоминания обширного материала, связанного с увеличением учебных предметов в средних классах.
В подростковом возрасте продолжает развиваться воображение. Благодаря воображению подросток в значительной мере может начать влиять на свою жизнь. Созидательное «строительство жизни», как и любое строительство, начинается с образа (проекта). Образы же и являются продуктами воображения. Поэтому необходимо поощрять подростков в их попытках самостоятельно и осознанно определить для себя образы будущей жизни, профессии, своей личности. Если им удастся в это время осознать и укрепится в своих жизненных мечтах, то это может во многом повлиять на качестве их будущей жизни. Однако мечты не нужно путать с фантазиями, которые могут служить своеобразной психологической защитой, порождая образы, снижающие напряжение и тревожность, но не влияющие на продуктивную деятельность. Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии, «как сокровеннейшую тайну, и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии» (приводится по: Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2004).
Особенностями эмоциональной сферы подростковявляются:
** Повышенная эмоциональная возбудимость, обусловленная как психическими, так и физиологическими изменениями. Многие подростки отличаются вспыльчивостью, страстностью, бурным проявлением своих чувств; они легко увлекаются новыми интересными делами, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам.
** Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками.
** Перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно, причем достаточно значимых причин для подобной перемены настроения может и не быть; выраженность таких перепадов в рассматриваемом возрасте позволила ученым говорить о своеобразном «подростковом комплексе эмоциональности» (приводится по: Психология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005.. С. 215).
** Противоречивость чувств, которая, по мнению А. Е. Личко, может выражаться в том, что у подростков часто сентиментальность уживается с черствостью; болезненная застенчивость — с развязностью; желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью; борьба с авторитетами — с обожествлением своих кумиров.
** Появление эмоциональных переживаний обусловливается не только оценками других людей, но и самооценкой, возникающей благодаря развитию самосознания;
** На эмоциональные переживания влияние оказывает неодобрение сверстников, нежели неодобрение учителя;
** В основе дружбы подростков лежит общность интересов и нравственных чувств (в младшем школьном возрасте в основе дружбы лежит игра).
** Развитие способности к сочувствию и интенсивный рост других социально ценных переживаний. Как выявлено П. М. Якобсоном, подростки в отличие от других возрастных групп школьников в большей мере испытывают переживания, связанные с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.